Методические рекомендации


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Методические рекомендации



Методические рекомендации по проведению читательской акции
«Читаем современное»

Кристине Нёстлингер — ведущая детская писательница в современной немецкоязычной литературе, написавшая за сорок лет более ста повестей и романов для детей и подростков и один роман для взрослых. Её книги полюбило не одно поколение читателей, а ведь поначалу они считались бунтарскими. Нёстлингер не боялась спорить с общепринятым мнением и не стеснялась открыто говорить с детьми о жестокости, непонимании, о влюблённости, о разводе, о том, что родители и учителя тоже не идеальны — словом, обо всём том, что так непросто обсуждать родителям и детям.

Первая книга Нёстлингер «Огненно-рыжая Фредерика» вышла в 1970 году и ознаменовала начало антиавторитарной детской литературы. С тех пор в Австрии и ФРГ каждый год выходят книги авторства Кристине. Она создавала истории и для дошкольников, и для младших школьников, и для подростков, причём для последних — с детективными и фантастическими сюжетами. Писательница получила не одну литературную премию, в том числе медаль Ханса Кристиана Андерсена и премию памяти Астрид Линдгрен. По мнению Марины Аромштам, Нёстлингер — это продолжатель традиций, созданных всемирно известной шведской писательницей: «Линдгреновская традиция — это отказ от понимания ребёнка как „безусловно счастливого, безмятежного существа“. Это уважение к детской сложности. Это признание драматизма детства — даже в том случае, когда оно кажется внешне благополучным». Драматизм детства возникает из неразделённости сложных переживаний, а «Нёстлингер словно говорит своему читателю: ты не один на белом свете — с этими своими переживаниями. Есть и другие, которые так же ощущают происходящее».

В советское время книги Нёстлингер переводились на русский язык выборочно: «Долой огуречного короля», «Небывалая игра», «Лети, майский жук», «Ильзе Янда, лет — 14» и некоторые другие. С конца 80-х новых переводов не выходило. В 2006 была переиздана повесть «Лети, майский жук» (издательство «Контакт-Культура»), в 2008 «Самокат» перевёл и выпустил повесть «Само собой и вообще», написанную в 1991 году. С 2012 года книгами Нёстлингер заинтересовалось издательство «Махаон»: вышли сказочные повести «Лоллипоп», «Пёс спешит на помощь», «Конрад — мальчик из консервной банки». А с 2013 года «КомпасГид» начало издавать всемирно известную «долгоиграющую» серию «Рассказы про Франца». После долгого затишья возвращается интерес издателей к творчеству живого классика. А значит, российский читатель может приобщиться к её замечательным книгам.

Предлагаем вам познакомить детей с одним из рассказов про Франца. Первая часть этой серии в 2013 году была признана лучшей книгой года по версии интернет-журнала «Папмамбук». Главный редактор сайта, один из ведущих российских специалистов по детскому чтению, М. С. Аромштам пишет, что в рассказах Нёстлингер ярко проявляется искусство писательницы «говорить с детьми о сложных вещах, говорить о сложном с начинающими читателями». По мнению Марины Семёновны, героя рассказов Нёстлингер отличает утончённость и напряжённая внутренняя жизнь: «Всё главное в книге Кристине Нёстлингер происходит у Франца внутри. И поразительно, как писателю удалось это ухватить и описать. Внутренняя жизнь предстает невероятно динамичной и действенной. Достигается это впечатление за счёт постоянного перетекания событий из «внешнего» плана во «внутренний» и за счёт прозрачного и очень точного, собранного языка. Эта действенность удерживает внимание маленького читателя: оказывается, за переживаниями следить так же интересно, как и за поступками».
В рассказе «Как Франц потерял своего врага» читатель как раз следит за переживаниями Франца, над которым издевается одноклассник. Вместе с Францем дети размышляют, как же поступить мальчику. Советы родных и близких кажутся неэффективными: дать сдачи мальчик не может, потому что обидчик гораздо сильнее, прослыть ябедой не хочет, а не обращать внимания на такие обидные проделки просто невозможно. Читатель, если он оказывался в похожей ситуации, наверняка получал такие же советы и так же отвергал их. Выход из, казалось бы, безвыходного положения находит молодая няня — студентка Лилли, которая приглашает Эберхада, обидчика Франца, в гости, угощает и уговаривает стать её названным братом (он, якобы, похож на её кузена). Как ни странно, Эберхард поддаётся на эту нехитрую лесть. Писательница не раскрывает нам его внутреннего облика, но мы можем предположить, что частично агрессию породил дефицит ласки и внимания. Читатель видит ситуацию глазами Франца, который не понимает истинных причин чудесного преображения «врага». Думается, что и учащиеся начальных классов не готовы пока к такому погружению в сложности психологии.
Но они могут приблизиться к постижению «внутреннего устройства» человека: с помощью заключительных вопросов беседы и творческого задания (письмо Францу). Метод «Чтение с остановками» позволит детям прожить всю ситуацию вместе с героем, а это очень важно, особенно в том случае, если кто-то из слушателей сам переживал подобное. Рассказ не даёт простых, готовых рецептов решения проблемы, к ним не относится и нестандартный выход, придуманный Лилли. Вместе с тем произведение даёт ребёнку психологическую поддержку (ты не один, другие ребята тоже сталкиваются с такой проблемой). Кроме того, в рассказе содержится очень важное послание: не скрывай того, что с тобой происходит, поделись с близкими людьми, они обязательно найдут выход.
Обязательные условия акции: чтение рассказа Кристине Нёстлингер «Как Франц потерял своего врага» учащимся 1–4 классов; выполнение творческого задания «Письмо Францу» (см. сценарий). По завершении участники акции должны предоставить организаторам:  

  •  творческий отчёт о проведении акции (см. анкету);
  •  тексты нескольких наиболее интересных детских работ (не обязательно присылать детские работы в оригинале);
  •  2–3 фотографии акции.


Приведённый ниже сценарий носит рекомендательный характер.

«Милый враг»
Сценарий урока внеклассного чтения по рассказу Кристине Нёстлингер
«Как Франц потерял своего врага»

Цель: размышление о доброте как основе человеческих взаимоотношений.
Методы и приёмы: чтение с остановками, письмо литературному герою.
Оформление: портрет Кристине Нёстлингер, школьная доска или флип-чарт, мел или маркеры, мини-выставка книг Нёстлингер из серии «Рассказы про Франца» или обложки этих книг на слайдах электронной презентации.


Беседа перед началом чтения:


Знакомо ли вам имя Кристине Нёстлингер? Это писательница из Австрии, очень-очень известная во всём мире. Она получила много наград за своё творчество, среди которых и самая главная, какую может получить автор детских книг — медаль Ганса Христиана Андерсена. И всё же в нашей стране такая знаменитая писательница известная далеко не каждому. Как думаете, почему? Потому что на русский язык переведено не так много её рассказов и повестей. Но в последнее время у нас появляется всё больше произведений Нёстлингер, и сегодня мы познакомимся с одним из них.
Этот рассказ входит в серию «Рассказы про Франца». Франц — обыкновенный мальчик, который живёт в Вене с мамой, папой и старшим братом. Мы узнаём о радостных и грустных событиях его жизни, его заботах и переживаниях. В первых рассказах Франц ещё маленький, а главные проблемы у него — это невысокий рост и тоненький голос, а ещё он похож на девочку. К тому моменту, когда настало время идти в школу, от последней проблемы удалось избавиться: папа стал брить сыну голову, и теперь никто не принимает мальчика за девчонку.
Мы с вами будем читать рассказ из школьной жизни Франца, который называется «Как Франц потерял своего врага». Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием? Кого мы обычно называем врагами?
Начинаем чтение. Читать рассказ мы будем с остановками, чтобы вы могли осмыслить и обсудить историю, поделиться впечатлениями.

Чтение до 1 остановки (до слов «Каждый день Эберхард выдумывал для Франца какую-нибудь новую гадость»)

  • Что мы узнаём о враге Франца?
  • Какие чувства вызывает у вас Франц?
  • Какие чувства вызывает у вас Эберхард?
  • Пытается ли Франц защитить себя? Получается ли у него это?
  • Что бы вы посоветовали Францу? Записываем советы ребят на доске.


Чтение до 2 остановки (до слов «…Долго я не продержусь»)
  • Какие советы дают Францу родные и друзья? Давайте запишем все эти советы и сравним с теми, которые давали вы. Если окажется, что дети дали какие-то неординарные советы, которых нет во втором получившемся списке, стоит это отметить и обсудить.
  • Каждый из этих советов Франц отвергает. Давайте вспомним, почему они ему не подходят.
  • Как вы думаете, удивится ли Эберхард, если Франц воспользуется хоть одним из этих советов?
  • Что придумала Лилли — ваши предположения?

Чтение до 3 остановки (до слов «А когда ты проигрываешь, с тобой невозможно разговаривать»)
  • Лилли начала осуществлять свой замысел. Что же она всё-таки задумала?
  • Чтение до 4 остановки (до слов «…и ушла домой»)
  • Так что же сделала Лилли? Кто был прав в своих предположениях?
  • Могла ли она, заманив Эберхарда в ловушку, запугать его? Почему она этого не сделала?
  • Что будет дальше? Как поведёт себя Эберхард на следующий день в школе?
Почему вы так думаете?

Чтение до конца рассказа
  • Ожидали ли вы, что Эберхард поведёт себя именно так?
  • Согласны ли вы с тем, что Франц действительно «потерял» врага, как утверждалось в названии?
  • А перестал бы Эберхард быть его врагом, если бы Франц воспользовался советами родных и близких?
  • Почему Эберхард изменил своё поведение? Чем отличался способ Лилли от всех остальных?
  • Почему способ Лилли так подействовал на поведение Эберхарда? Поменялось ли ваше отношение к этому герою?


Творческое задание:


Понял ли Франц, почему Эберхард перестал его обижать? Давайте представим, что Франц — не литературный герой, а реальный мальчик из Вены. Представьте, что вы переписываетесь с ним, и всю эту ситуацию из рассказа он изложил в своём письме. Напишите ответ Францу, расскажите, что думаете об этой истории и объясните ему, почему Лилли удалось усмирить Эберхарда.

Вместо стратегии «Чтение с остановками», вы можете использовать другую стратегию, которая относится к технологиям развития критического мышления — «ИДЕАЛ». Это стратегия решения проблем, которую чаще всего используют при работе с публицистическими текстами и в деловых играх, но «ИДЕАЛ» можно применить и как методику анализа художественного текста. Стратегия состоит из следующих этапов:
1. Учащиеся слушают фрагмент текста, ведущий предлагает им сформулировать содержащуюся в отрывке проблему. Проблема должны быть сформулирована в виде вопроса, предельно точного и конкретного, начинающегося со слова «как», и в нём должно отсутствовать отрицание (частица «не»).
2. Учащиеся генерируют как можно больше вариантов решения проблемы. Любая критика запрещена. Все варианты записываются.
3. Из всего разнообразия аудитория выбирает два способа решения проблемы, нужно отметить все плюсы и минусы этих способов.
4. Ведущий читает текст до конца. Учащиеся сравнивают выбранные способы с тем, какой предлагает автор текста.
Описание методики работы со стратегией «ИДЕАЛ» вы найдёте в большом числе источников, некоторые из них есть в приведённом ниже списке.

Список источников:


• Аралова Е. Б. Само собой, легко читается, и вообще — мудрый автор / Е. Б. Аралова // Вестник детской литературы. – 2010. – Вып.1. – С. 95–98.
• Аромштам М. Искусство говорить о сложном [Электронный ресурс] // Папмамбук : интернет-журнал для тех, кто читает детям. – Режим доступа : http://www.papmambook.ru/articles/625/
• Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы «ИДЕАЛ», «Фишбон» и «Мозаика проблем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm
• Заир-Бек С. И. Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская // Развитие критического мышления на уроке // С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская . – М. – С. 116–119.
• Мяэотс О. Кристине Нёстлингер [Электронный ресурс] // Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино : [сайт]. – Режим доступа : http://libfl.ru/about/dept/children_centre/portraits/display.php?file=nostlinger.html







Назад в раздел