Отчёт о проведении акции


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Отчёт о проведении акции



Акция «Под созвездием Ориона», посвящённая 80-летнему юбилею Юрия Коваля (1938–1995), проходила 9 февраля, в день рождения писателя. В акции приняли участие 59 детских, школьных и сельских библиотек из Архангельска, Северодвинска, Котласа, Коряжмы, Шенкурского, Коношского, Красноборского, Пинежского, Няндомского, Каргопольского, Устьянского, Холмогорского, Плесецкого и Виноградовского районов Архангельской области.
Аудиторию чаще всего составляли учащиеся 2–4 классов. Миниатюру Юрия Коваля услышали также ученики 1-х, 5-х и 6-х классов, четыре группы дошкольников. Всего в акции приняло участие 2668 детей. Информация о мероприятии была размещена на школьных и библиотечных сайтах, в социальных сетях. Акции «Под созвездием Ориона» были посвящены 5 публикаций в газетах, один репортаж на местном телевидении.
Выбрав «Снежного Всадника» в качестве произведения для очередной ежегодной акции, мы понимали: будет непросто. И взрослым, и детям. Текст, хоть и совсем небольшой, но очень ёмкий, лиричный, с подтекстом. Сюжет в миниатюре Коваля присутствует, но никаких ответов на вопросы развязка не даёт, она и есть вопрос…
В значительном количестве отчётов говорится о трудностях, возникших у детей с восприятием произведения, с ответами на вопросы по тексту. Однако почти все составители этих отчётов благодарят организаторов акции за выбор произведения. Почему? Предоставим ответить за всех Елене Алексеевне Поповой (с. Строевское, Устьянский район): «Я считаю, что надо почаще брать для работы с детьми именно такие «задумчивые» тексты. Нам, библиотекарям, может быть, и самим проще составлять вопросы и работать с текстом, где есть сюжет. Но очарование художественного текста, мира фантазии и притяжения книги помогают понять именно такие тексты и такие авторы, как Юрий Коваль».
Прокомментируем встречающиеся в нескольких отчётах сожаления о трудностях, возникших при ответах на вопросы по тексту у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предложенный нами сценарий, конечно, носит усреднённый характер (и мы рекомендовали участникам адаптировать его под особенности аудитории). Возможно, вам стоило сократить количество вопросов, направить детей не в русло поиска идейного содержания произведения, а в русло отклика их воображения и мира эмоций на завораживающее слово Юрия Коваля. Пожалуйста, сделайте правильные выводы и смело принимайте участие в наших ежегодных акциях.
Какие чувства вызвало произведение? «…Волшебные, сказочные чувства… удивление, загадочность, грусть…» – таким было восприятие четвероклассников из села Карпогоры (Пинежский район). Тревогу и неопределённость ощутили пятиклассники из Котласа. Действительно, миниатюра заканчивается вопросом без ответа: «А что же там, у меня на душе-то?» Даже став взрослыми, мы любим, когда произведение имеет вполне определённый, хороший или плохой, конец – открытые и непонятные финалы нас пугают (и не только в литературе, но и в жизни). А что уж говорить о детях… Наверное, вы согласитесь, что это светлая грусть, полезная для души.
Удивительно, какой мощной суггестивностью обладает этот маленький текст! Вот что рассказывают о первых эмоциях после прочтения сотрудники Детской библиотеки МБУ «Виноградовская БС» (п. Березник): «Самые разные чувства вызвало чтение этого произведения у ребят: кто-то сразу захотел на улицу, кто-то представил зимний лес с метелью. На кого-то нахлынуло волнение, приятные воспоминания о зимних прогулках. Кто-то представил, что он в деревне у бабушки на каникулах или с родителями в зимнем лесу на лесной опушке». Не случайно и в 23 школе Архангельска разговор о произведении стал обменом впечатлениями от зимы. «В… классе учатся ребята, приехавшие из стран Средней Азии… Некоторые из них впервые увидели снег, впервые встали на лыжи, впервые играли в снежки. Встреча с зимой, со снегом принесла им радость узнавания новых игр. Об этом, радостном, состоянии души, мы говорили с ними на уроке». Некоторые дети признались, что часто фантазируют во время прогулок по зимнему лесу, что Снежного Всадники несложно было бы вообразить. Забегая немного вперёд, отметим: некоторые ребята убеждены, что Снежного Всадника герой-рассказчик не видел на самом деле, что он его просто вообразил.
При определении жанра произведения многие высказались в пользу сказки. Они увидели в Снежном Всаднике фольклорный персонаж, а самые наблюдательные уловили сказочный мотив троекратного повторения (три встречи героя и Снежного Всадника). «Снежный Всадник смотрит за порядком в лесу, как в русских сказках Морозко или Дед Мороз», – решили школьники из села Ровдино (Шенкурский район). А девочка из Плесецка сравнила Снежного Всадника с Госпожой Метелицей, героиней сказки братьев Гримм. Это просто замечательно, что дети почувствовали «сказочность» и смогли объяснить это чувство, а значит, сказка живёт в сознании современных ребят. Однако имеет под собой основания и факт отказа некоторых детей признавать миниатюру сказкой, а также их утверждение, что герой-рассказчик вообразил, придумал Снежного Всадника. «Снежный Всадник», конечно, не сказка. Творческий метод Юрия Коваля позволяет читателю находиться одновременно в двух мирах. Но всё это сложные литературоведческие вопросы – а дети почувствовали…
А теперь самое интересное – поиск смысла! Отчёты, содержащие ответы детей на интерпретационные вопросы (к сожалению, далеко не все участники поделились с нами такой информацией), читались как интеллектуальный детектив. Кто такой Снежный Всадник? Зачем он появляется? Почему останавливается надолго лишь при третьей встрече с героем-рассказчиком? Наметилось две основные концепции.
1. «Три появления Всадника – это три зимних месяца. В феврале мы прощаемся с зимой, поэтому Снежный Всадник не спешил». Так говорили дети специальной школы №15 г. Северодвинска. «…Снежный Всадник остановился надолго лишь в третий раз, потому что у путника… на душе появилось ожидание весны». Подобных интерпретаций достаточно много. Красивая версия, назовём её мифопоэтической.
2. Довольно много встречается и нравственно-этических толкований произведения. На первый план здесь выходит не фольклорная функция хозяина леса, воплощения зимы, а умение Снежного Всадника читать души людей. Приведём самые интересные ответы и рассуждения детей.
Архангельск (библиотека №11): «Снежный Всадник не останавливался, т.к. человек думал о еде, одежде, а останавливался, когда понимал, что человек думает не только о себе, но и о других». Село Ровдино (Шенкурский район): «Я задаю себе вопрос «Что у меня на душе?», когда готовлюсь к исповеди, вспоминаю, не обидел ли я кого-то, не обманывал ли, слушался родителей и учителей. Заглядывать в душу нужно, чтобы становиться лучше, добрее». Город Коряжма (Котласский район): «Первые два раза человек пришёл в лес с каким-то делом: охота, за хворостом. В третий раз он просто пришёл отдохнуть, полюбоваться природой, поэтому Всадник и остановился… Снежный Всадник потому и может читать душу человека, как книгу, потому что он и есть воплощение души. И когда на душе у человека появляется что-то настоящее, именно тогда Всадник останавливается… Может, в этом и есть тайна Снежного Всадника? Понять себя… Своё место в жизни… Задуматься над своими поступками…» Архангельск (школа №34): «Снежный Всадник приходит к людям, чтобы они задумывались, что у них на душе. Если человек совершает добрые дела, то и на душе у него светло и радостно!»
Вполне естественно, что некоторые ребята отыскали в миниатюре религиозный смысл, посчитав Снежного Всадника ангелом и даже Богом.
Обе интерпретации имеют право на существование и не противоречат друг другу. За первой версией стоит открытие гармоничности и мудрой целесообразности мира природы. Вторая – это история о поиске гармонии внутри себя. Удалось ли нам раскрыть тайну Снежного Всадника? Это невозможно. Но все мы стали как будто хранителями какого-то неведомого нам сокровища… Будем надеяться, что текст Юрия Коваля действительно побудит юных читателей почаще задавать себя вопрос о состоянии собственной души, освободив её от всего суетного и наносного. Нельзя не порадоваться таким глубоким, умным рассуждениям наших детей о самом главном.
Большинство участников акции придерживались предложенного нами сценария. Рады, что помогли вам, не затрачивая много времени на разработку, подготовить акцию. Но всегда рады мы и самостоятельному творчеству коллег. Ольга Станиславовна Барган (Няндомская ЦРБ), наш постоянный участник, каждый раз мы ждём от неё оригинальных идей и находок. На этот раз чтение миниатюры Коваля происходило в сопровождении теневого театра: «Текст «Снежный Всадник» читали все вместе, по абзацам. На экране – теневой театр. Трижды появляется тень Всадника, то неторопливо шествующего мимо, то «внимательно и терпеливо» смотрящего на всех нас… Световые эффекты, звуки метели усиливают общее впечатление. Я, библиотекарь, по совместительству Орехьевна, плавно подвожу к разговору о прочитанной миниатюре». Библиотекарь школы №4 г. Котласа Ирина Ивановна Бушманова попробовала при работе с текстом Юрия Коваля использовать ею же изобретённый метод – «эхо-чтение». В архангельской школе №55 составляли синквейн о Снежном Всаднике. К сожалению, узнали мы об этом не из отчёта, а благодаря фотографии, приложенной к нему.
Учтя опыт предыдущих лет, мы предложили два варианта выполнения творческого задания: изобразить Снежного Всадника в любой технике и снять фильм по миниатюре Коваля на основе детских работ. Как и ожидалось, подавляющее большинство участников акции выбрали первый вариант. В основном это рисунки. Коллеги из посёлка Усть-Ваеньга Виноградовского района рассказывают: «Самое сложное, что заинтересовало юных художников: как изобразить белого Снежного Всадника на белом листе бумаги? Сошлись на том, что нарисуют его голубым». К такому решению пришли и многие другие авторы рисунков. А кто-то использовал белила на синем или чёрном фоне. Кто-то обводил белого всадника тёмным контуром. И тем, и другим, и третьим удалось передать красоту, волшебство, загадочность маленького шедевра Юрия Коваля. Кто такой Снежный Всадник? Рыцарь, волшебник (иногда даже напоминающий героя фэнтези), Дед Мороз… Многие дети нарисовали сцену встречи Снежного Всадника с героем-рассказчиком. Интересно, что на нескольких рисунках изображены в стиле комиксов мысли героя о горячем чае и валенках с галошами: этот юмористический мотив запомнился детям. Все детские работы, с какой бы степенью мастерства они ни были выполнены, прекрасны. Если только они спонтанны и самостоятельны. В нашем сценарии было примечание, в котором рекомендовалось организовать просмотр мультфильма Вероники Фёдоровой «Снежный Всадник» после чтения и выполнения творческого задания. Увы! Не все придали этому значение – и получили в итоге очень красивые и «гладкие», но несамостоятельные и неинтересные рисунки. Иногда мы забываем, что ценность не в самом рисунке, а в том, каким содержанием он наполнен.
Отдельно скажем об участниках, которые проявили особенную изобретательность и фантазию. В Центральной детско-юношеской библиотеке г. Коряжмы (Котласский район) дети не только рисовали, но и делали аппликации из бумаги, ваты, пластилина. В Устьянской районной детской библиотеке (п. Октябрьский) дети разделились на группы и проиллюстрировали отдельные эпизоды, затем сделали книжку-раскладушку. Второклассники из Школы соловецких юнг (Архангельск) выполнили не рисунки, а скульптуры всадника из пластилина. Все присланные нам изображения детских работ и фотографии с лучшими моментами акции «Под созвездием Ориона» вы найдёте в фотоальбоме на сайте АОДБ им. А.П. Гайдара. 
Мы получили три фильма: из Тавреньгской библиотеки (Коношский район), из ЦДЮБ г. Коряжмы (Котласский район), из Куликовской библиотеки (Красноборский район). Фильмы качественно смонтированы, красиво оформлены. Однако только один из них представляет собой именно фильм по произведению: детские рисунки иллюстрируют отдельные фрагменты текста и все вместе составляют сюжет миниатюры. Речь о совместной работе детей и библиотекарей посёлка Куликово. Другие два фильма – это хорошие видеопрезентации детских рисунков под аккомпанемент выразительного чтения и красивой музыки. Предполагаем, что у коллег просто не было возможности организовать ребят для иллюстрирования разных фрагментов «Снежного Всадника». В любом случае фильмы замечательные, и вы найдёте их здесь
Итак, Снежный Всадник проскакал по городам, деревням, посёлкам и сёлам Архангельской области. И хочется верить, что он оставил след в умах и сердцах, детских и взрослых. Хочется верить, что мы почаще будем задавать себе вопрос: «А что у меня на душе-то?» Хочется верить, что Юрий Коваль и в этом юном поколении нашёл своих читателей.




Назад в раздел