Итоги акции


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги акции



География и цифры

13 октября детям из разных уголков Архангельской области читали стихотворение и рассказ Саши Чёрного. Так мы отметили 140-летие со дня рождения замечательного писателя и поэта. В акции «Плывём на Детский остров» приняли участие дети из Архангельска, Мирного, Коряжмы, Котласа, Вельского, Виноградовского, Красноборского, Ленского, Пинежского, Приморского, Устьянского и Холмогорского районов. Организаторами выступили 17 муниципальных библиотек (из них 13 сельских), 14 детских библиотек, 4 школы, 2 детских сада. Большинство детей – дошкольники и учащиеся 1–4 классов. Проводили мероприятие и для среднего возраста и старшеклассников. Отрадно, что вновь в нашей акции участвовали ученики коррекционных классов.
Всего детей в реальном времени – 1318 человек. Просмотров онлайн-мероприятий – 4104.
18 участников сделали публикации на своих сайтах, 9 – в группах социальной сети «ВКотнакте», есть и одна публикация в школьной газете. 

Онлайн и офлайн

В этом году по всем известным причинам мы предложили провести акцию в двух форматах. Можно было организовать занятие в режиме реального времени или в режиме «онлайн»: провести трансляцию или выложить видеозапись чтения в Интернете. Такой способ выбрали 9 участников.
Большинство участников (38) проводили занятия «офлайн». Если для педагогов школ и детских садов это не представляло трудности, библиотекарям необходимо было искать возможности организовать встречу с детьми. Это были либо выходы в образовательные учреждения (с соблюдением всех санитарных норм), либо занятия во время прогулки в детском саду.
Кто-то из участников попробовал себя в обоих форматах.
Рассчитывать на обратную связь от «неорганизованного читателя» рискнули немногие. Чаще всего участники договаривались с педагогами о показе подготовленной библиотекарями видеозаписи детям в образовательном учреждении. Хэштег «Плывём на Детский остров» сделал своё дело, и о юбилее Саши Чёрного, его непростой судьбе и замечательных детских книжках узнали очень-очень многие пользователи Сети.

«Про девочку, которая нашла своего мишку»

Из всех детских стихотворений Саши Чёрного мы выбрали это не случайно. Чувства ребёнка, достоверно воссозданные поэтом, близки и понятны каждому маленькому человеку на Земле. Если судить по отчётам, проблем с восприятием и пониманием этого произведения у слушателей точно не было. Педагоги и библиотекари читали «Про девочку...» дошкольникам, первоклассникам и учащимся коррекционных классов.
Сразу несколько библиотекарей провели занятие во время прогулки детей в садичном дворе. Работать на улице для современных библиотекарей не в новинку, а в нашем случае эта необходимость дала толчок к творчеству. Стихотворение очень драматичное, неудивительно, что коллеги инсценировали его. Татьяна Ивановна Швецова (Библиотека № 17 Архангельской ЦБС), рассказывая стихотворение, беседовала с вязаным мишкой, которого держала в руках. И бантик ему повязала, и щёточкой почистила. Получилось эмоционально и радостно! Светлана Анатольевна Вижевцева и Виктория Александровна Юришинец (Пинежская детская библиотека) устроили настоящее представление с медведем в ростовом костюме. Все занятия на улице сопровождались подвижными играми. Например, Яна Анатольевна Нестерова (Городская детская библиотека № 1 им. Е.С. Коковина, Архангельск) рассказывает: «Вместе с главным героем, мохнатым мишкой, маленькие читатели находили в сухом пальчиковом бассейне спрятавшиеся игрушки, украшали большого папу Мишку и его сыночка маленького Мишутку и разучивали весёлую гимнастику “Топай, мишка, хлопай мишка…”». Библиотекари загадывали детям загадки об игрушках, вспоминала вместе с ними стихи на эту тему. Из отчётов можно сделать вывод, что в занятиях на открытом воздухе удачно сочетались особенности методик громкого чтения и развлекательно-игровой программы.
Беседа по литературному произведению с дошкольниками и первоклассниками – занятие непростое. Им ещё сложно формулировать свои мысли, выражать словами эмоции. Однако у многих участников акции состоялся интересный разговор с детьми. О чём говорили? О чувствах. Современные психологи говорят о том, как важно уметь и не бояться выражать в словах свои переживания. И пусть это всего лишь чувства девочки, нашедшей, наконец, любимую игрушку, но и они очень важны. «Я тоже плачу, когда не могу найти свою любимую лошадку!» «Девочка очень расстроилась, когда Мишку потеряла, а нашла – и очень обрадовалась, захотела расцеловать». «Девочка ругает своего мишку, как настоящая мама. Она же за него переживает!» «Девочка сначала сердится на мишку, а потом жалеет и целует его…» «…девочка очень любит медвежонка, не ругает его, а ласково журит…»
Последние две строки стихотворения звучат так:
…Чтоб скорей тебя, уродку,
я могла расцеловать.
Мы обратили внимание, что кто-то из участников, читая стихотворение, выпустил слово «уродку». Наверное, из опасения вызвать непонимание или какую-то нездоровую реакцию у юной аудитории. Стоило ли так купировать произведение? Вот что пишет в своём отчёте Татьяна Александровна Пекишева (Детская библиотека № 9 Архангельской ЦБС): «Одна девочка спросила, почему Мишку в стихотворении «обзывают» уродкой. Ребятам было сложно найти ответ, но потом они пришли к мысли о том, что девочка была расстроена, немного злилась на Мишку, поэтому ”поругалась на него”». Очень ценно, что дети сами задали вопрос и сами попытались на него ответить, и ответ очень близок к истине! Ироничный тон, когда кого-то любя называют «нехорошим словом», наверное, не всем детям понятен. Так ли уж сложно взрослому подсказать и объяснить?
Большинство участников акции воспользовались сценарием, предложенным организаторами. Разумеется, вносились коррективы, и очень интересные. Первоклассники из 4 школы посёлка Вычегодский (Котлас) вместе с педагогом-библиотекарем Ириной Ивановной Бушмановой выясняли, «мог ли поэт со «страшной» фамилией Чёрный быть злым, если писал такие добрые детские стихи». А первоклассники СОШ № 1 Коряжмы вместе с библиотекарем Светланой Сергеевной Шевелёвой (детско-юношеская библиотека) фантазировали на тему, какой псевдоним они бы взяли себе «в случае известности».
Лариса Леонидовна Гундорова изменила вопросы перед чтением, углубив их, сделав акцент на чувствах:
« – Вы бы огорчились, если бы ваша игрушка потерялась?
– Что бы вы говорили игрушке в процессе поиска?»
Наталья Викторовна Чункевич (Детский сад № 37, Архангельск) для анализа произведения применила игровые приёмы «Какой был мишка? Какая была девочка?» (Назови как можно больше слов-признаков), «Угадай настроение».
Многие участники, читали детям не только «Про девочку…», но и другие стихи Саши Чёрного. Вот что пишет Ольга Михайловна Николаева (Ракуло-Кокшеньгская сельская библиотека): «Из прочитанных стихов детям больше всего запомнилось «Бобина лошадка». Они очень бурно его обсуждали, ругали вредных таракашек». Читали на занятиях и стихи других поэтов, посвящённые теме игрушек: Агния Барто, Зинаида Александрова и др.
Педагоги детского сада № 135 (Архангельск) полностью самостоятельно разработали сценарий комплексного занятия, включающего в себя не только громкое чтение стихотворения Саши Чёрного и беседу о нём, но и подвижные игры, танцы, прослушивание музыкальных произведений. Мы очень рады, что акция дала педагогам возможность для творческой активности.
В примерном сценарии мы предложили участникам акции сделать выставку книг, герои которых – игрушки. Или выставку игрушек, подготовленную вместе с родителями. Мы подумали, что такое «обрамление» сделает занятие ярким событием – и не ошиблись. Отрадно, что родители с удовольствием помогали детям готовить рассказ о любимой игрушке, а в одном из детских садов Емецка (Холмогорский район) была создана выставка поделок-медведей, которые также мастерились совместными семейными усилиями.
Творческое задание не было сложным: нарисовать или смастерить мишку из стихотворения. Здесь был важен момент эмоционального проживания стихотворения. Особенно хорошо видны эмоции в детских рисунках. Поделки также очень хороши! Вы можете посмотреть работы детей, а также фотографии, сделанные во время занятий, в нашем фотоальбоме.
Мы предложили участникам создать также фильмы на основе детских рисунков. Мы с удовольствием посмотрели несколько присланных нам замечательных видеороликов. Участники литературного кружка "BOOK-хобби" при Киземской библиотеке № 2 (Устьянский район) сделали очень интересный пластилиновый мультфильм. С ним, а также с другими фильмами по стихотворению Саши Чёрного вы можете познакомиться, пройдя по хэштегу «ПлывёмнаДетскийостров» или зайдя на наш канал YouTube.

«Счастливый карп» 

Мы убедились, что выбрали удачный текст для чтения вслух: сюжет «Счастливого карпа» увлёк детей. Почти в каждом отчёте коллеги пишут о том, с каким интересом ребята слушали рассказ. Все участники акции воспользовались нашей разработкой и прочли детям «Счастливого карпа» с применением технологии «Чтение с остановками». Вместе с Мишей ребята переживали за карпа, строили фантастические предположения: карпу построят отдельный дом, купят большой аквариум или даже бассейн, выкопают для него пруд во дворе… Было даже предположение о том, что карп начнёт беседовать с мальчиком и исполнять его желания, как золотая рыбка. Нынче взрослые часто говорят о необходимости «формировать эмпатию» у детей. Почему бы не прочитать «Счастливого карпа» со своим ребёнком? «Я очень переживал за карпа, я думал, что он останется в банке и его не смогут выпустить на волю…» Такие высказывания дорогого стоят!
Были те, кто предвидел плохой конец (карпа зажарят). Но это скорее исключение. А остальные не сомневались, что в такой семье всё должно хорошо кончаться. Вот что сказала третьеклассница из Красноборска: «Я думаю, что мама пожалеет карпа, и они его отпустят, ведь он стал другом их семьи, особенно мальчику Мише». Помимо сильного «переживательного» эффекта автор рассказа ещё и дарит всем читателям рецепт семейного счастья. Об этом дети много рассуждали и в ходе разговора и при выполнении творческого задания. Вот как, например, ответил на вопрос о смысле заглавия учащийся Верхне-Матигорской средней школы (учитель – Татьяна Васильевна Тышкунова): «Я считаю, что счастливым является прежде всего Миша, потому что сделал доброе дело – спас рыбу от гибели. Счастливы и его родители. Я думаю, у них счастливая семья, карп очень им благодарен». О секретах семейного счастья размышляли и второклассники Приморской средней школы (деревня Рикасиха). Вот что пишет проводившая занятие Светлана Ивановна Вотченикова: «Ученики отметили хорошие, уважительные отношения в семье Миши. Так и сказали, что в семье Миши все берегут друг друга и уважают мнение другого члена семьи».
Как уже говорилось выше, большинство участников акции воспользовалось нашей разработкой. Однако, разумеется, вносились коррективы. Библиотекари и педагоги показывали видеопрезентацию о жизни и творчестве Саши Чёрного. Возможно, многим нашим участникам пришлось в ходе чтения отвечать на вопросы детей, не знавших значения некоторых слов, а Елена Петровна Невзорова (СОШ № 91, г. Котлас) проявила предусмотрительность и демонстрировала слайды с объяснением непонятных детям слов (барометр, колэн, макро, эмигрант, консьержка). Людмила Николаевна Гоглева (Липовская сельская библиотека, Вельский район) в ходе вступительной беседы познакомила детей с «Дневником фокса Микки» и зачитала отрывки из произведения. Надо ли удивляться, что тут же нашлись желающие взять книгу в библиотеке?
В качестве творческого задания мы предложили для «режима реального времени» - придумать, разыграть и записать «Интервью счастливого карпа», для онлайн-формата – ответить на вопрос о смысле заглавия или написать небольшой отзыв. Всё, что участники прислали, и видео, и тексты, очень нас порадовало. Замечательной считаем идею Людмилы Николаевны Гоглевой (Липовская сельская библиотека, Вельский район), которая предложила ребятам ещё и нарисовать счастливого карпа. Судя по фотографиям, интервью было разыграно в стиле бумажного настольного театра. Людмила Николаевна составила сводное интервью на основе нескольких детских:
- Здравствуй, дружок! Ты кто? Зачем к нам пожаловал?
- Я – счастливый карп! Буду с вами жить!
- Это почему же ты счастливый?
- Судьба у меня такая! Счастливая! Я и на базаре был, и на столе лежал, а в суп не попал! Жив остался!
- Как такое возможно?
- Люди мне добрые повстречались! Русские они, эмигранты! Умеют жизнь ценить! Вот и меня не загубили, без обеда остались, а меня в озеро выпустили!
- Да, ты и, правда, счастливый карп! Будем дружить?
- Я друзьям всегда рад! А моего счастья и на двоих хватит!
Творчески подошли к процессу школьники из Коряжмы: в одном интервью применили приём отстранения и представили мир людей глазами карпа, в другом вопросы задавал корреспондент журнала «Рыбье озеро».
Надежда Петровна Доронина, учитель русского языка и литературы Верхне-Матигорской средней школы, дала детям задание написать сочинение-рассуждение по рассказу. Сочинения очень хорошие, глубокие! «Этот рассказ заставил меня задуматься над тем, как мало нужно человеку для счастья. Порой даже самая обыкновенная рыба может быть счастлива от того, что купил ее человек с большим сердцем». «Я первые задумался над тем, как тяжело жить вдали от Родины, но не ожесточиться сердцем, а желать другим добра».
А вот с каким рассуждением четвероклассницы познакомили нас Наталья Анатольевна Кута и Мария Фёдоровна Варзугина (Коряжемская детско-юношеская библиотека): «Рассказ Саши Чёрного “Счастливый карп” учит очень многому. Тому, что взрослые должны прислушиваться к словам детей, поддерживать в них любовь ко всему живому. Также писатель говорит, что всегда можно найти выход из даже сложного случая. Например, мама Миши не только поддержала сына в решении оставить карпа жить, но и подсказала, как спасти рыбу. В итоге карп смог вернуться в своё “рыбье общество”».
С фотографиями, сделанными во время занятий в библиотеках и образовательных учреждениях, можно познакомиться в нашем фотоальбоме. Видеоинтервью «счастливых карпов» смотрите на нашем канале YouTube. 

Занятия в онлайн-режиме

Надо понимать (и все наши участники, конечно, уже поняли), что «просто почитать» на камеру – это не вариант. Необходимо найти способы удержать внимание зрителя, побудить его откликнуться. И такие способы были найдены! Просматривая видео, мы не уставали удивляться профессионализму, артистизму и креативности наших участников.
Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку» так и просится на сцену! Сотрудники Устьянской районной и Емецкой детских библиотек пошли по такому пути: один участник играет роль ведущего, общается с аудиторией, другой читает и лицедействует. В обоих случаях получилось очень хорошо! Коллеги из Устьянской районной детской библиотеки попросили прочесть стихотворение восьмиклассницу Марию П. Девочка читает, обращаясь к плюшевому мишке, который «оживает» в кадре. Светлана Владимировна Батеева (Емецкая детская библиотека, Холмогорский район) разыграла пантомиму вместе с огромным розовым мишкой, проявив себя как яркая характерная актриса. Чтение стихотворения звучит за кадром.
Стихотворение написано от лица ребёнка, поэтому неудивительно, что два наших участника попросили юных актёров и чтецов помочь им. Наталья Владимировна Гребнева (с. Яренск, Ленская межпоселенческая библиотека) сделала видеоролик, смонтированный из «живых картинок» в ретростиле. В главной роли – маленькая девочка. Дина Николаевна Бородулина (Библиотека-филиал №7 Котласской ЦБС) записала два видеоролика, в которых девочки читают стихотворение. Информация о творческом задании давалась в тексте поста.
В Конёвской библиотеке семейного чтения опубликовали на своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» видеопрезентацию. Первая часть – небольшой рассказ о Саше Чёрном и его творчестве. Вторая – чтение стихотворения и показ иллюстраций из различных изданий. Голос за кадром – профессиональная актриса, создатели воспользовались готовой аудиозаписью. Презентация информативная, хорошо оформленная, но, к сожалению, в титрах не указано, кто именно читает закадровый текст.
С рассказом «Счастливый карп», который ориентирован на детей постарше и чтение которого занимает гораздо больше времени, дело обстояло сложнее.
Эмоционально и артистично, но без излишней театральности, читает в кадре «Счастливого карпа» Мария Фёдоровна Варзугина (Коряжемская ДЮБ). Она делает остановки там, где мы рекомендовали в сценарии. Во время остановок вопросов немного. Это просто передышка для зрителя. Главное внимание сосредоточено на том, чтобы держать интригу («Как вы думаете, попадёт наш замечательный карп на сковородку?»). И ей это удаётся! Сложно оторваться от просмотра, даже если ты почти уже знаешь наизусть этот текст!
Отличное решение для удержания внимания зрителя и для возникновения диалога с аудиторией нашла Людмила Николаевна Гоглева (Липовская сельская библиотека, Вельский район): «В онлайн-режиме акцию мне проводить помогал сын Иван. Мы кратко рассказали о жизни писателя, объяснили, кто такие эмигранты, познакомили с книгой Саши Чёрного «Мои собачьи мысли», имеющейся в библиотеке. Читая рассказ «Счастливый карп», задавала Ивану и слушателям предложенные вопросы». Людмила Николаевна читала «Счастливого карпа» не только широкой аудитории, но и сыну, а он слушал, отвечал на вопросы, рассказывал о своих впечатлениях – благодаря всему этому видео получилось динамичным, увлекательным. Видеозанятие вызвало большой интерес и активный отклик. В этом можно убедиться, просмотрев комментарии к посту «ВКонтакте». В некоторых из них не только восторг и благодарность, но и достаточно развёрнутые отзывы о рассказе.
Вы можете удивляться креативности наших коллег вместе с нами, отыскав все видеоролики по хэштегу «ПлывемнаДетскийостров».

Радостные итоги

Да, итоги у нас снова радостные! И снова всё дело не в «высоких цифровых показателях», а в том, что мы получили от вас хорошие отзывы, многие из вас высказали пожелание участвовать в наших читательских акциях и в будущем. Друзья, спасибо вам за добрые слова! Особая благодарность педагогам средних школ и детских садов, которых в этом году участвовало намного больше, чем раньше.
Саша Чёрный – нечастый гость в школьной программе по литературе. Мы рады, что нам удалось напомнить учителям и воспитателям детских садов об этом замечательном поэте и писателе. Рады, что все вместе, несмотря на шторм и ветер, мы уплыли на Детский остров и напитались там добротой и любовью к жизни и всем живым существам.



Назад в раздел