Сценарий творческого занятия по сказке Элинор Фарджон «Седьмая принцесса»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Сценарий творческого занятия по сказке Элинор Фарджон «Седьмая принцесса»



Во дворце и на просторах…

Творческое занятие по сказке Элинор Фарджон «Седьмая принцесса» 

для детей 8–16 лет 

(Содержание и объём вступительной части, количество и содержание вопросов по тексту необходимо корректировать в соответствии с особенностями детской аудитории.) 

Цель: размышление о ценности свободы через постижение идейного замысла сказки Элинор Фарджон «Седьмая принцесса».

Методы и приёмы: чтение с остановками, приёмы творческого чтения.

Оформление и оборудование: выставка книг Элинор Фарджон (традиционная или виртуальная), репродукция портрета писательницы, ватман или доска для записи и маркеры (мел).

Беседа перед началом чтения

13 февраля 1881 года, 140 лет назад, родилась Элинор Фарджон. Британская писательница, которая вошла в историю как первый обладатель Международной премии имени Андерсена. Эта награда – самая престижная для детской литературы. Её получают только самые-самые! Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Кэтрин Патерсон… А Фарджон стала первой в 1956 году. Впрочем, эта награда вряд ли сделала её более счастливой, чем она была. Элинор Фарджон любила стряпать, выращивала цветы и жила в окружении множества кошек – была домашним, простым человеком. И даже от дворянского титула, предложенного королевой Великобритании, отказалась. Она сказала тогда: «Я не хочу ничем отличаться от простого молочника!» Не нужны почести человеку, которого окружает сказка, кто умеет творить волшебство с помощью ручки и бумаги.

Но как же она стала такой замечательной волшебницей? Книги окружали Элинор с детства, ими был заставлен весь дом. Отец, который был писателем, много читал вслух и каждое воскресенье дарил детям новые книжки. Нелл (так её звали в семье) росла мечтательной девочкой. Вместе с братом Хэрри они придумали игру: перевоплощались в вымышленных персонажей — Тесси и Ральфа — и надолго уходили в мир собственных фантазий. Как вы думаете, такая игра помогла ей в будущем стать писателем?

Элинор Фарджон прожила долгую жизнь, написала более 60 книг. Это пьесы, стихи и, конечно, сказки. С одной из них мы с вами сейчас познакомимся. Но прежде давайте освежим в памяти наши представления о сказке. Закончите предложения:

·         В сказке происходят…

·         Сказочная принцесса…

·         Сказочный принц…

·         В конце сказки…

Записываем все версии, предложенные детьми.

Чтение с остановками

Итак, читаем сказку «Седьмая принцесса».

Вы слышали когда-нибудь сказку о шести принцессах, у которых не было в жизни другой заботы, кроме своих волос? Нет? Тогда слушайте!

Жил да был король, и женился он на цыганке. Берёг её пуще глаза, дунуть боялся – словно на вазу хрустальную. Чтоб не убежала – цыгане-то, известно, народ бродячий, – поселил он жену во дворце посреди огромного парка. Вокруг парка тянулась изгородь, и дальше королеву не пускали. Она очень любила мужа, не хотела его огорчать, вот и не плакалась ему, не рассказывала, до чего ей хочется на вольную волю. Только часами сидела на дворцовой крыше да глядела на восток, где раскинулись луга, на юг, где струилась речка, на запад, где громоздились горы, и на север, где шумели в городах рыночные торговцы.

1 остановка

·         Что узнаём о героях?

·         Обретёт ли королева счастье во дворце?

·         Что будет дальше?

Со временем родила королева двух дочек-близняшек, ясноглазых, точно утренние лучи солнца. В день крестин король на радостях расщедрился и велел королеве просить всё, что душе угодно.

Взглянула королева с крыши на восток, увидела цветущие майские луга и сказала:

– Подари мне весну.

Кликнуль король пятьдесят тысяч садовников и повелел каждому принести дикий цветок или молодую берёзку и посадить в дворцовом парке. И вот дело сделано. Вышел король рука об руку с королевой в парк, а там – многоцветье, разнотравье…

– Дорогая моя жена, вот тебе весна!

Но королева лишь взохнула в ответ.

Через год родились ещё две принцессы, нежные, – как утренняя роса, и снова в день крестин король предложил королеве выбрать подарок.

На этот раз взглянула королева с крыши на юг и, увидев блестевшую на дне долины воду, сказала:

– Подари мне речку.

Кликнул король пятьдесят тысяч землекопов и повелел направить реку прямо в парк, чтобы там, где гуляет королева, вечно бил чудесный фонтан… Наконец подвёл он жену к великолепному мраморному фонтану и сказал:

– Вот твоя река!

Королева взглянула на воду-пленницу, которая рвалась ввысь, но снова опадала в холодный мрамор… Взглянула – и голова её грустно поникла.

На следующий год родились ещё две принцессы, светлые, как солнечный день, и королева, выбирая подарок, посмотрела с крыши на шумящий на севере город и сказала:

– Подари мне людей.

Послал тогда король пятьдесят тысяч глашатаев в город. Вскоре они вернулись и привели с собой прямо с базара шесть честных торговок.

– Вот тебе люди, дорогая моя королева, – сказал король.

Королев украдкой вытерла слёзы и поручила шесть своих дочерей заботам этих пышнотелых женщин. Каждой принцессе досталось по няньке.

На четвёртый год родила королева только одну дочь, совсем маленькую и по-цыгански смуглую, точно мать. Сам-то король был высок и светловолос.

– Что подарить тебе на этот раз? – спросил король, поднявшись с королевой на крышу в день крестин седьмой дочери.

Королева обратила глаза на запад и увидела дикую голубку и шесть лебедей, пролетавших над горами.

– Подари мне этих вольных птиц! – воскликнула королева.

Король тут же снарядил пятьдесят тысяч птицеловов на поимку птиц.

2 остановка

·         Оправдались ожидания? Стала королева счастливой?

·         Оцените подарки короля.

Тем временем королева сказала:

– Дорогой король, сейчас наши дети ещё в колыбелях, а я на троне, но однажды они вырастут. Трон же мой опустеет. Скажи, кто из наших семи дочерей взойдёт на трон вместо меня?

Король, ещё не успел ответить, а птицеловы уже вернулись. Король посмотрел на робкую голубку, втянувшую маленькую круглую головку в серые петья, и тут же перевёл взгляд на королевских лебедей с длинными белыми шеями.

– Королевой станет та принцесса… чьи волосы окажутся длиннее.

Позвала королева шесть нянек и передала им королевскую волю.

– Помните, – добавила она, – следует неустанно мыть и расчёсывать девочкам волосы. Кому-то из них предстоит – благодаря вашим стараниям – взойти на престол.

– А кто будет мыть и расчёсывать волосы седьмой принцессы? – спросили они.

– Я сама, – ответила королева.

Расстарались няньки, каждой хотелось, чтобы именно её питомица стала королевой. Во всякий погожий день отводили они детей на усыпанный цветами лужок, мыли их волосы в фонтане и сушили на солнце. Они чесали и чесали дивные золотистые кудри, вплетали в косы ленты и цветы. И не было на всём свете волос краше. И никто во всём свете не трудился столько ради красы волос, сколько няньки шести принцесс. Так и ходили: шесть светловолосых девочек, шесть нянек, а следом – шесть белых лебедей. Повсюду вместе.

Зато седьмая принцесса, смугляночка, никогда не мыла голову в фонтане. Её волосы были спрятаны под красной шалью, королева расчёсывала их сама – втайне от всех, когда сидела вдвоём с дочкой на крыше и играла с дикой голубкой.

Но вот почуяла королева, что настал её последний час. Собрала дочерей, благословила и попросила короля отнести её на крышу. Окинула взглядом луга и реку, города и горы и закрыла глаза…

Король был безутешен. Но тут взыграли у дворцовых ворот трубы, вбежал королевский паж и возвестил о приезде Владыки мира. Король распахнул двери – и появился Владыка, а следом его слуга. Одежды Владыки были шиты золотом, а мантия такая длинная, что сам он уже прошёл весь зал и стал перед королём, а мантия ещё тянулась из-за двери. И плюмаж на его шляпе возвышался до самого потолка. Слуга Владыки – молодой парень в лохмотьях – забежал вперёд, к самому трону.

Король произнёс:

– Добро пожаловать, Владыка мира! – и протянул руку.

Но Владыка не ответил, стоял по-прежнему молча, глядя под ноги. Зато слуга-оборванец сказал:

– Спасибо тебе, король этой страны! – и сердечно пожал руку короля.

Король немало удивился.

– Неужели Владыка не может ответить сам? – спросил он.

– Кто знает?.. – ответил слуга-оборванец. – Во всяком случае, никто ещё не слышал его голоса. Сам понимаешь, в этом мире есть место всякому: и говорящему, и молчащему, и богатому, и бедному, и тому, кто думает, и тому, кто делает, и тому, чей взор устремлён ввысь, и тому, кто опускает очи долу. Хозяин выбрал меня в слуги недаром – мы с ним единое целове, мы вместе – тот самый мир, которому он – Владыка. Он богач, а я бедняк, он задумывает – я исполняю, он смотрит под ноги, а я – в небо, он молчит, а я говорю.

– Зачем он приехал? – спросил король.

– Чтобы жениться на твоей дочери, – ответил слуга-оборванец. – Ведь в этом мире есть место всякому, в нём должны быть и мужчина, и женщины.

– Разумеется. Но у меня семь дочерей. Не может же он взять в жёны всех.

– Он возьмёт ту, которая станет королевой, – объяснил слуга-оборванец.

– Позовите дочерей, – приказал король слугам. – Настало время измерить им волосы.

3 остановка

·         Как вы думаете, кто из принцесс победит?

·         Что будет дальше?

И вот семь принцесс предстали перед троном. Шесть старших, светловолосых, пришли с няньками, а смугляночка – одна. Слуга-оборванец окинул девушек быстрым, но пристальным взглядом, Владыка же и не подумал поднять глаз.

Кликнул король придворного портного – чтобы пришёл с мерной лентой да измерил принцессам волосы. Шесть принцесс расплели косы, и золотые волны устлали весь пол.

Пока мерили волосы, няньки горделиво переглядывались – это их трудами и заботами выращена такая роскошь. Но оказалось, что все – увы! – потрудились одинаково: у всех шестерых принцесс волосы были точнёхонько одной длины.

Потрясённые придворные всплеснули руками, огорчённые няньки всплеснули руками, король натянул корону на уши, Владыка мира стоял, не поднимая глаз, а слуга-оборванец устремил свой взор на седьмую принцессу.

– Что делать, если и у младшей дочери окажутся волосы такой же длины? – спросил король.

– Вряд ли, ваше величество, – произнесла седьмая принцесса и принялась разматывать шаль. Сёстры беспокойно переглянулись.

Волосы седьмой принцессы и впрямь оказались совсем иной длины – девушка была острижена коротко, под мальчишку.

– Кто остриг тебя, дитя моё? – спросил король.

– Меня стригла матушка, ваше величество, – ответила седьмая принцесса. – Каждый день мы поднимались на крышу, и она щёлкала ножницами, чтобы не отросла ни единая прядь.

– Удивительно! – воскликнул король. – Но королевой тебе явно не быть.

·         Ожидали такого поворота?

·         Чем закончится сказка?

Такая вот история приключилась с шестью принцессами, которые всю жизнь только и думали, что о своих волосах. Остаток дней они провели в прежних трудах – няньки мыли и расчёсывали их локоны: сперва золотые, потом поблёкшие, а потом и вовсе белоснежные – под цвет их любимцев-лебедей.

Владыка мира провёл остаток дней, опустив очи долу: он ждал, покуда одна из принцесс отрастит волосы длиннее, чем у сестёр, и станет королевой.

А седьмая принцесса снова замотала голову красной шалью и убежала из дворца – к реке и к горам, к лугам и шумным рыночным площадям; с нею полетела дикая голубка, а следом устремился и слуга-оборванец.

– Что же станется без тебя с Владыкой мира? – спросила принцесса.

– Сам справится, - ответил слуга-оборванец. – Ведь в этом мире есть место всякому – и тому, кто сидит во дворце, взаперти, и тому, кто бродит на просторах, на вольной воле…

·         Вам понравилось, как закончилась сказка? Можно назвать финал счастливым, справедливым?

·         Зачем мать обрезала волосы седьмой принцессе?

·         Есть ли что-то общее у Владыки мира и длинноволосых принцесс?

·         Давайте посмотрим, какие характеристики сказки мы записали в начале занятия. Подходят ли эти правила к сказке «Седьмая принцесса»?

·         Здесь совсем нет волшебства, принц и принцесса не женятся, в конце принцесса убегает с бедным слугой… Писательница свободна, не скована литературными канонами. Но она назвала своё произведение сказкой. Почему?

Творческое задание

С детьми среднего и старшего школьного возраста составляем синквейн. Возможные темы: седьмая принцесса, свобода, сказка. Участники акции могут предложить свою тему. Правила составления синквейна см. в списке источников.

С учащимися начальных и средних классов делаем книжку-картинку или комикс по сказке. Рисунки могут быть выполнены сразу несколькими художниками в разных стилях. Текст для книжки картинки или комикса – в очень небольшом объёме, возможно и полное отсутствие текста. Главная задача – передать основные события сказки с помощью иллюстраций.

В случае проведения занятия в режиме «Онлайн» задания можно упростить. Письменный ответ на вопрос «Можно ли назвать конец сказки счастливым?» и/или рисунок-иллюстрация.

Список источников:

Зиман Л.Я. [Элинор Фарджон] // Зарубежная литература для детей и юношества / Л.Я. Зиман. – М., 2007. – С. 192–195.

Ильчук Н. Фарджон Элинор / Н. Ильчук // БиблиоГид: путеводитель по литературе для детей и о детях : [веб-сайт]. – URL : https://bibliogid.ru/archive/pisateli/o-pisatelyakh/455-fardzhon-elinor (дата обращения 27.12.2020).

Мохорева О. Любой ребёнок – божественный младенец / О. Мохорева // Детская литература. – 200. – № 1. – С. 34–40.

Мяэотс О. Элинор Фарджон / О. Мяэотс // Центр детской книги библиотеки иностранной литературы: [веб-сайт]. – URL : https://deti.libfl.ru/writer/farjeon (дата обращения 27.12.2020).

Поштариков А.А. Правила написания синквейна / А.А. Поштариков // УРОК.РФ : педагогическое сообщество. – URL : https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pravila_napisaniya_sinkvejna_192724.html (дата обращения 27.12.2020).

Фарджон Э. Седьмая принцесса : [из книги "Маленькая библиотечка"] : сказки, рассказы, притчи / Э. Фарджон ; пер. с англ. – О. Варшавер ; худож. М. Рудько. – М. : Махаон, 2015. – 176 с. : цв. ил. – (Волшебная страна). 

Методические рекомендации при проведении акции в онлайн-режиме

Состав аудитории онлайн-мероприятий более неоднородный и порой очень непредсказуемый. При создании анонса, рекламных сообщений стоит это учитывать.

Для видеозанятия необходимо существенно сократить вступительную часть. Достаточно нескольких интересных фактов из биографии Элинор Фарджон. Более подробный рассказ о писательнице можно разместить отдельно (отдельный пост, статья на сайте) в любом формате (текст, видеорассказ, презентация). Дополнительно можно сделать видеообзор произведений Элинор Фарджон для детей или виртуальную выставку.

В ходе чтения можно делать остановки там, где рекомендует наш сценарий. Можно также задавать вопросы – для придания динамики чтению, для пробуждения у слушателей интереса к развитию сюжета. После чтения ведущий может поделиться своими эмоциями и размышлениями, обращаясь к слушателям.

Возможен вариант записи чтения в формате закадрового текста. В этом случае стоит подумать над изобразительным рядом фильма, музыкальной темой и т.д.



Назад в раздел