Итоги


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги



Цифры и охват

15 февраля 2021 года в разных уголках Архангельской области школьники с интересом слушали сказку Элинор Фарджон «Седьмая принцесса», удивлялись неожиданному финалу и размышляли о счастье и свободе… Областная читательская акция «Играем в сказку» была посвящена 140-летнему юбилею британской детской писательницы, первой в истории обладательницы премии имени Андерсена.

В акции приняли участие библиотекари и педагоги из Приморского, Устьянского, Ленского, Плесецкого, Виноградовского, Шенкурского, Холмогорского, Пинежского районов, городов Котлас, Няндома, Мирный, Коряжма. Участники – сотрудники 19 муниципальных библиотек (городские и сельские), 9 детских библиотек, 8 общеобразовательных школ. Участники-дети – 635 (большинство – учащиеся 3–4 классов, 4 группы среднего школьного возраста, 6 разновозрастных групп, 2 группы дошкольников). 1190 просмотров видеозанятий в сети Интернет.

Мы вновь предложили провести акцию в двух форматах. Можно было организовать занятие в режиме реального времени или в режиме «онлайн»: провести трансляцию или выложить видеозапись чтения в Интернете. Второй способ выбрали 7 участников.
Остальные проводили занятия «офлайн». Чаще всего это были выходы библиотекарей в образовательные учреждения, реже – мероприятия в стенах библиотеки со строгим ограничением количества участников и, разумеется, с соблюдением всех необходимых санитарных норм.

 Чтение и обсуждение

Как и предвкушали организаторы акции, дети слушали «Седьмую принцессу» с большим интересом. Элинор Фарджон удивила! По первым же словам угадывается сказочный жанр. Но внутри этой сказки всё происходит совсем не так, как мы этого ожидаем… Так, уже после первой остановки некоторые слушатели предположили, что королева убежит из дворца. Что же говорить о финале! Но к финалу мы ещё вернёмся.

Главная тема «Седьмой принцессы» - это, конечно, свобода. И дети поняли, почему щедрые подарки короля не приносили его жене радости. Вот какое высказывание пятиклассницы привела в своём отчёте В.В. Окулова (Заостровский детский филиал Приморской ЦБ): «Подарки короля жене были поистине королевские, но она от них не стала счастливее. Ведь королева не это хотела получить. Она желала свободы: гулять по лугам, собирать цветы, зачерпнуть воды из речки в ладонь и напиться, пройтись по базару и самой выбрать нужный ей товар. Ей самой хотелось стать птицей и улететь из этого плена». Поэтичное объяснение! 

А вот меткое замечание о подарках короля читателей Иртовской библиотеки (Ленский район): «Королева хотела настоящую весну, настоящую реку, а у короля всё было будто бы в плену». О.А. Пачина (Строевская библиотека Устьянской МЦРБ) приводит в своём отчёте такое суждение детей: «Король не понял, о чём просила королева на самом деле». Ключевое слово здесь – не понял. Возможно ли счастье, если тебя не понимают?

Но здесь не было единодушия. Так, некоторые из котласских школьников (СОШ №18, педагог-библиотекарь – О.Ф. Пахомова) утверждали, что королева была счастлива, потому что «…у неё есть всё, что она пожелает: много подарков, король её любит и дети у неё есть». Действительно, чего же ей ещё не хватало? За внешними атрибутами благополучия не всегда стоит истинное счастье, если кто-то из детей задумался об этом – замечательно.

Слушая сказку, дети далеко не всегда угадывали дальнейший ход развития событий. Но, пожалуй, самым неожиданным стал финал сказки. Котласский семиклассник так объяснил причину того, что никто не угадал, чем закончится история: «Никто из нас так не стремится к свободе, как королева-цыганка» (СОШ №91, учитель – О.А. Дурапова).

Ребята поняли, что, остригая дочери волосы, королева хотела для неё свободы и счастья. Но не все смирились с таким «несказочным» концом «Седьмой принцессы» и посчитали, что нужен иной финал: Седьмая принцесса побеждает в соревновании на самые длинные волосы, становится королевой и… всех освобождает (такое мнение, не сговариваясь, высказали школьники сразу в нескольких уголках нашей области). Такой финал был бы вполне каноничным, но Элинор Фарджон не подчинялась канонам. Свободу получает тот, кто действительно её хочет, кто понимает, что счастье без неё невозможно. Королева смогла посеять «вольные семена» в душе лишь одной своей дочери, остальные принцессы остались рабынями своего высокого положения. Как и Владыка Мира, который, имея огромную власть, не может позволить себе оторвать взгляд от земли и оглядеться вокруг… В результате принцессы и претендент на руку будущей королевы «…прожили пустую жизнь в ожидании». Чаще всего финал сказки не устраивал ребят именно по этой причине: счастливы в конце не все герои.

Были очень интересные и показательные эмоциональные реакции, когда сказка была дочитана. «Так ему [королю] и надо!» «Я не пойду замуж за короля!» Это сказала, разумеется, девочка. А вот другие девочки заявили, что они бы на месте Седьмой принцессы остались жить во дворце, что свобода им не нужна…

И всё же большинство за свободу, которая «не покупается».

Можно подумать, что финал у истории «несказочный». Где волшебники и чудеса? Где подвиги во имя прекрасной принцессы? Так, может, это и не сказка вовсе? Отвечают школьники Коряжмы (организатор акции – коллеги из Центральной детско-юношеской библиотеки города): «В ней нет волшебства, но в ней добро и справедливость побеждают. Есть троекратное повторение: рождение шестерых дочерей-близняшек. Фантастическое – одинаковая длина волос. Есть мораль. Никакие богатства не смогут заменить волю, свободу».

 Приёмы и находки

Все участники акции придерживались разработанного организаторами примерного сценария. Наверное, это тот случай, когда текст, со всеми его неожиданностями, идеально «ложится» на методику «Чтение с остановками». Однако были и некоторые изменения. Многие расширили рассказ о писательнице, сделали электронную презентацию. В зависимости от возраста и особенностей аудитории, корректировались вопросы, было увеличено количество остановок в ходе чтения. Детям более младшего возраста необходимо было объяснить непонятные слова (плюмаж, паж, мантия).

В деревне Яковлевское Виноградовского района работала целая творческая бригада! Библиотекарю, педагогам школы, специалисту дома культуры удалось провести масштабную акцию. В школе ребята слушали и обсуждали сказку, делали иллюстрации, из которых получилась книжка-картинка. В день юбилея уже в доме культуры дети познакомились с биографией Элинор Фарджон, в завершение беседы составили синквейн. Формально акция, конечно, должна проходить в один день. Но организаторы всегда рады, когда коллегам удаётся «растянуть удовольствие». Кстати, из отчёта Н.А. Худяковой и Ю.С. Клепиковой (Конёвская библиотека семейного чтения, Плесецкий район) мы узнали, что у них акция длилась целую неделю: так много было желающих участвовать в ней!

Педагог-библитекарь И.И. Бушманова (СОШ №4 пос. Вычегодский, Котласский район) подогревала интерес ребят к сказке с помощью… бумажных корон, которые школьники мастерили в течение двух предшествующих акции дней. Е.Н. Туфанова и Л.Б. Слудная (Рочегодская сельская библиотека, Виноградовский район) рассказывают: «Была небольшая костюмированная вставка, чтобы оживить внимание детей». Коллеги, сказка Элинор Фарджон просится на сцену! Надеемся, что вскоре в репертуаре школьных и библиотечных театральных студий появится новая пьеса…

Замечательная идея родилась у Л.Г. Южаниной (Яренская центральная библиотека, Ленский район)! Читательница библиотеки вместе с мамой сделали книжку-картинку по сказке. Затем эта книга была прочитана детям подготовительной группы детского сада.

 Онлайн

Один из вариантов онлайн-формата – виртуальное присутствие библиотекаря на занятии организованной группы. Сотрудники Детской библиотеки Виноградовского района заранее сняли видео с чтением отрывка из «Седьмой принцессы» (полный текст сказки детям этого возраста слушать было бы тяжело). Просмотр видео стал частью творческого занятия, которое проводила воспитатель, заранее получившая от библиотекарей сценарий мероприятия и полный текст сказки. Педагоги Ровдинской средней школы (Шенкурский район) также устроили «закрытый показ» для своих учеников. Они создали два видео: с видеозаписью громкого чтения в исполнении О.А. Сафроновой и в формате закадрового текста «с картинками» от С.А. Фериной и Т.П. Хребтовой. Ребята просматривали видео индивидуально и в группах.

Все остальные наши участники отправились в «свободное плавание», то есть обратились к широкой аудитории пользователей, разместив свои видеозанятия в социальной сети «ВКонтакте».

Более трёхсот просмотров (по статистике «ВКонтакте») набрала видеозапись громкого чтения сказки Фарджон в исполнении Л.А. Денисовой (Усть-Важская библиотека, Виноградовский район). Лариса Александровна читает очень эмоционально, экспрессивно, заражая слушателей интересом к тому, что же будет дальше. В отчёте она признаётся, что это новый для неё опыт работы. Надеемся, что успех вдохновит на новые замыслы.

Все остальные онлайн-занятия – это видеоряд с закадровым текстом. Но никакого единообразия нет, у каждого – свой стиль, и это прекрасно!

Н.Н. Пономарёва (Привокзальная детская библиотека №8 Архангельской ЦБС) сделала видеоролик, в котором на слайдах, помимо картинок, появляются ключевые цитаты. Сказка читается с остановками, во время которых на экране появляются вопросы, над которыми ребятам предлагается подумать. То есть получилось полноценное и насыщенное смыслами видеозанятие по творческому чтению сказки. Очень удачно, гармонично подобраны изображения для видеоряда у Т.В. Смирновой (Киземская библиотека №2, Устьянский район), у Н.А. Голубевой (Няндомская ЦРБ).

Е.В. Замяткина (Детская библиотека-филиал №11 «Книжный лоцман» Котласской ЦБС) проделала огромную работу, акция не уместилась в один день, получилась масштабной и вызвала большой интерес у детей и взрослых. 13 февраля, в день рождения Элинор Фарджон, в сообществе библитеки «Книги. Время. Мы» был размещён пост с обращением принять участие в акции, к посту были прикреплены аудиозапись чтения сказки и её текст. 15 февраля, в день проведения акции, в сообществе появилось видеозанятие, которое было подготовлено библиотекарями АОДБ им. А.П. Гайдара. Акция длилась до 20 февраля, коллегам удалось собрать множество замечательных детских рисунков и отзывов. Библиотекари общались «онлайн» с детьми и взрослыми, присылавшими в сообщество фотографии рисунков, просили поделиться впечатлениями. По словам Екатерины Владимировны, «…многие и сами делились своими впечатлениями».

Успешный опыт библиотеки «Книжный лоцман» побуждает задуматься: чтобы получить полноценную обратную связь в режиме «онлайн», необходимо превратить акцию в яркое событие, напоминать о ней пользователям, активно общаться с ними и комментировать размещённые в соцсети творческие работы, отзывы. Кроме того, разумеется, продуктивное онлайн-общение редко возникает на пустом месте, часто оно становится плодом кропотливой индивидуальной работы «офлайн».

Хочется поблагодарить всех, кто дерзнул попробовать свои силы и разместил в сети видеоролики! Коллеги, если вы не удовлетворены количеством просмотров и комментариев, вы можете использовать ваши замечательные видеозанятия в дальнейшей работе. Как собираются это сделать, например, сотрудники Привокзальной детской библиотеки №8 Архангельской ЦБС: они включат фильм «Седьмая принцесса» в программу мероприятий «Каникулы с библиотекой онлайн».

И последнее. Если вы ещё не смотрели, как интересно поработали с «Седьмой принцессой» в режиме «онлайн» ваши коллеги, жмите на хэштег «Играемвсказку»!

 Творческое задание

Поскольку сказка наполнена яркими образами, мы просили участников акции с ребятами младшего возраста сделать своими руками книжку-картинку или комикс. Детям постарше было предложено написать синквейн. Для онлайн-участников – более простые задания: рисунки и ответ на вопрос «Понравился ли финал сказки?».

Работы замечательные! И это, поверьте, не дежурный комплимент. Заглянув в наш фотоальбом, вы убедитесь в этом. Рисунки по отдельности и собранные в книги чудо как хороши! И очень любопытны, если подключить в своей голове доморощенного психолога. На первом плане – забор, за которым виднеется дворец. Очевидный символ отсутствия свободы, от которой так страдала непонятая мужем королева.

Т.И. Швецова (библиотека №17 Архангельской ЦБС) работала в тандеме с Т.И. Киршиной, педагогом дополнительного образования. Юные художники Ломоносовского дома детского творчества, прослушав сказку и обсудив её, приступили к творчеству. Итогом стала самодельная книга с потрясающе красивыми иллюстрациями, которая теперь стоит на библиотечной полке. Эти же иллюстрации послужили видеорядом для фильма, в котором за кадром звучит текст сказки.

По всем законам жанра, с его лаконизмом, динамичностью, недосказанностью, сделан комикс читательницы Кречетовской сельской библиотеки (Каргопольский район, организатор – Л.Е. Филатова). Замечательный комикс в «мультяшном» стиле получился у четвероклассников из Коряжмы (организатор – детско-юношеская библиотека).

Коллеги из ЦБС г. Мирный прислали нам фотографии трёх самодельных книжек. Все они выполнены в жанре комиксов или книжки-картинки без слов. Отсутствие текста делает рисунки глубокими и ёмкими. У ребят получились оригинальные произведения в формате визуального нарратива.

Очень порадовали синквейны, и красотой слога, и глубиной проникновения в текст. Приведём лишь некоторые.

Король.

Добрый, щедрый.

Берёг, любовался, боялся.

Мудрый и хороший правитель.

Нужно было отпустить.

 

Королева.

Красивая, свободолюбивая.

Ждала, просила, мечтала.

Птица в клетке.      

 Писали ребята и отзывы. Глубокая мысль из работы семиклассницы (школа №91 г. Котласа): «Можно сказать, что этот оборванец и есть Владыка Мира… ведь он любит свободу и мир, который его окружает».

 Удалённых участников акции мы просили ответить на вопрос, понравился ли им финал сказки. Вот один из ответов, приведённый в комментариях:

 «Я думаю, что конец сказки счастливый, потому что 7-я дочь, которая больше всех похожа на маму, исполнила мечту матери».

Но чаще пользователи просто делились впечатлениями от услышанного (прочитанного). Вот какой вывод из сказки сделала 11-летняя котласская школьница: «…люди, которые любят друг друга, должны доверять и слышать друг друга». Сказка понравилась не только детям, но и взрослым: «Читали вместе с 9-летним сыном. Никогда не читали сказок Элинор Фарджон, но когда почитали, восторгу не было предела. Много переживаний, добра, любви. Это необычная, увлекательная, интересная сказочная история. Всем очень рекомендуем почитать тёплые, нежные сказки Элинор Фарджон».

Подводя итоги

А итоги у нас вновь радостные. Детям была прочитана хорошая сказка, которую они слушали с интересом и активно обсуждали. Творческие работы говорят нам о том, что сказка произвела яркое впечатление и побудила задуматься об очень важных для каждого человека вещах.

Занесём нашу акцию в воображаемую базу данных с помощью ключевых слов «неожиданность» и «открытие». Элинор Фарджон удалось удивить читателей и поиграть с ними в сказку. Дети, родители, педагоги и библиотекари открыли для себя нового автора, писателя не современного, но по ряду причин неизвестного российским читателям.

Коллеги, многие из вас написали в отчётах, что в библиотеках нет книг Фарджон. На то есть свои причины. Во времена СССР была издана отдельной книгой лишь одна сказка британской писательницы – «Хочу луну». В девяностые годы были переведены и опубликованы ещё несколько сказок. Но тираж был небольшой, не во все библиотеки попали эти книги. К тому же они, к сожалению, нелегальны, изданы с нарушениями авторских прав. Первое «законное» издание сказок Фарджон в переводе Ольги Варшавер несколько лет назад осуществило издательство «Махаон». Однако, тираж был очень небольшим и сегодня ни в одном интернет-магазине этих книг, увы, не найти. Подготавливая акцию, мы не нашли этих изданий ни в своём фонде, ни в фондах научной библиотеки и ЦБС, пользовались текстом, опубликованным в ЛитРес. Именно здесь и, возможно, на других легальных ресурсах можно найти полные тексты сказок Элинор Фарджон.

Давайте все вместе будем надеяться, что ситуация поменяется, и бумажные книги сказок Элинор Фарджон появятся на полках наших библиотек! Уж мы их встретим!



Назад в раздел