Главная / Акции / Областная акция «На крыльях детства»
Сценарий занятия
Где живут драконы?
Творческое чтение рассказа Ларисы Романовской
занятие для учащихся 4–7 классов и для семейной аудитории
Цель: размышление о ценности детских фантазий, о маленьком ребёнке, живущем в каждом из нас, о хрупкости близких отношений с родными.
Беседа перед чтением
Где можно встретить дракона?
Сегодня мы встретимся с одним таким на страницах рассказа Ларисы Романовской. Как думаете, о чём рассказ?
Чтение рассказа
— Запомни, Мика, — строго говорит старшая, — меня зовут не Оля, а Ольга. Оль-га!
— Ока! — кивает младшая.
Идет по комнате и повторяет, как песенку:
— Ока-Ока-Ока!
— Отстань, — стонет старшая и поворачивается к учебникам, тетрадям и занавешенному окну.
За окном дождь. За спиной — песенка-бормоталка:
— Ока-Ока! Ока и Мика!
— Мам! — кричит старшая. — Мне Маринка уроки делать мешает!
Бормоталка стихает.
Младшая гладит старшую по рукаву. Шепчет:
— Не мешает. Мика не мешает.
Старшая смотрит на дверь, но мама не торопится забрать младшую.
— Мам! — повторяет старшая. И вылезает из-за стола. Проверяет — в коридоре и на кухне пусто. Ой, точно же! Мама в аптеку пошла.
Помощи ждать неоткуда.
— Мика и Ока! Ока и Мика. — Младшая бегает по комнате, хлопает в ладоши.
— Когда ж ты вырастешь-то? — вздыхает старшая.
— Завтра, — обещает Мика. И лезет обниматься.
Ольга выдергивает руку, снова подсчитывает, привычно. Ей сейчас девять, а Мике — полтора года. Когда Мике будет девять, Ольге будет семнадцать. Она школу окончит, а Мика будет в третьем классе. Тоже станет мучиться математикой, английским и окружающим миром. Тоже не захочет делать уроки.
— Мика! — командует старшая. — Сейчас мы будем играть!
Мика радуется так громко, что Ольга зажимает уши руками.
— Если замолчишь, тогда будем.
— В прятки! — Мика сразу лезет под Ольгин письменный стол. Садится на перекладину для ног, закрывает лицо ладонями и кричит:
— Ку-ку!
Старшая опять вздыхает. Мика даже не понимает, кто прячется, а кто водит! Ну вот как с ней играть?
— Ку-ку! Оля, ку-ку!
— Я не Оля, я Ольга, — сердится старшая и снова смотрит на занавеску.
— Ока! Ку-ку! Ты что делаешь, Ока?
— Ищу! — Старшая подходит к окну.
— Ты Мику ищешь? Мика не там!
— Не Мику! Дракона!
— Кого? — Мика вылезает из-под Ольгиного стола. Вспоминает про прятки, снова закрывает глаза ладонями. — Ку-ку!
— Не мешай, — строго говорит Ольга, — спугнешь!
Мика замирает. Смотрит и ждет. Как в театре.
— Марина! — серьезно говорит старшая. — Ты знаешь, кто такие драконы? Они огромные, они летают, у них золотая шкура и…
— Там — дракон! — говорит старшая, показывая на занавеску. — Видела хвост?
— Нет!
— А я видела!
Мика моргает.
— Боишься? — уточняет Ольга. — А я вот не боюсь. Я сейчас подойду к окну и…
— Нет! — Мика хватает сестру за штанину. — Нет!
— Ты чего? — Ольга дергает ногой, пробует отцепить пальцы младшей. — Это добрый дракон!
Мика испуганно смотрит на занавеску.
— Марина! — обижается старшая. — Ты зачем боишься? От твоего крика дракон сам испугается.
Мика смотрит на занавеску, думает. Губы у Мики дрожат.
— Ну смотри! — говорит Ольга. — Я сейчас подойду и его поглажу! — И она шагает к занавеске, проводит по складке, по нарисованным цветам.
Занавеска чуть шевелится.
Мика визжит!
— Вот, я глажу! — перекрикивает ее Ольга. — Дракону нравится!
Ольга просовывает руку за занавеску, шевелит ею так, чтобы ткань чуть-чуть натянулась.
— Дракон сам ко мне гладиться пришел! Он хвостом машет! Видишь хвост?
Мика молча смотрит на натянутую ткань, а потом говорит торжественно:
— Да!
Ольга быстро прячет за занавеской ногу.
— Тут у дракона лапа! Давай гладь!
Мика подходит к занавеске. Тычет указательным пальцем в цветочный узор. Отдергивает руку. Замирает.
— Ока?
Та кивает.
— Не бойся, он добрый. Ока отворачивается к стене и быстро говорит:
— Мяу!
А потом смотрит на Мику:
— Слышала? Это дракон! Все драконы рычат, а наш мяукает. Потому что он…
— Кыса! — догадывается Мика.
— Кот-дракон! — поправляет Ока. И шевелит ногой за тканью.
Мика подходит поближе, трогает занавеску.
— Чувствуешь чешую? — шепчет Ока.
И Мика отвечает тоже шепотом:
— Да!
— А знаешь, как зовут нашего дракона? — Ока стоит смирно, не отдергивает ногу.
— Нет, — Мика гладит занавеску медленно, нежно…
— И я не знаю. Сейчас спросим. — Ока шепчет: — Дорогой дракон, как тебя зовут?
— Оля! Это ты так уроки делаешь?
Мама вернулась! Тихо вошла в квартиру, тихо заглянула в комнату. И громко крикнула:
— Оля! Ты во второй четверти тоже тройку хочешь?
Мика замирает. Ока выходит из-за занавески. Молчит.
А мама снимает куртку и кричит дальше:
— Марина! Я кому сказала: не мешай Оле заниматься! Не лезь к ней! Оля взрослая, ей учиться надо!
— Кыс-кыс. — Мика качает головой и заглядывает за занавеску. — Кыса ку-ку?
— Он улетел! По воздуху! — Ока машет руками. — Вот так!
Мика не верит, дрожит нижней губой.
— Оля! Уроки! — Мама кричит уже с кухни.
— Мам, я с Микой играю!
— То тебе Мика жить мешает, то ты в нее вцепляешься! Нашла игрушку!
— Кыса! — Мика дергает занавеску туда-сюда. Ткань натягивается и опадает. Как крыло!
— Оля, уроки! Марина, ужинать!
— Кыса!
— Завтра вернется, — обещает Ока. — Он к маме полетел. У нас своя мама, а у дракона своя…
— Где мама?
— У дракона дома. Я тебе завтра расскажу. Это был маленький дракон. Очень маленький!
— Как я?
— Как ты. Дракону девять лет, но это все равно что полтора годика, поняла?
Мика кивает и снова обнимает Оку за ногу. Ока наклоняется и гладит Мику по плечу. По платью с узором в цветочек.
Беседа после чтения
Кто-нибудь из вас представляет, что это такое – сидеть с полуторагодовалым или двухлетним малышом?
Какие чувства испытывала Ольга в начале рассказа?
Как зовут героинь? Почему в начале рассказа Олю автор-рассказчик называет старшая, Ольга, а в конце – Ока? Что поменялось?
В какой момент произошёл перелом в настроении Ольги?
Кому из сестёр игра в дракона понравилась больше?
Как вы поняли фразу «Дракону девять лет, но это всё равно что полтора годика»?
Творческое задание
Для учащихся 4–5 классов
Коллективный рисунок-аппликация на большом листе бумаги (ватмане). Дети изображают летящего дракона, рядом с ним рисуют (приклеивают) облачка, на которых делятся эмоциями и мыслями, навеянными рассказом (несколько слов, можно использовать эмодзи, символы и т.д.).
Для учащихся 6–7 классов и семейной аудитории
Синквейн по впечатлениям от рассказа. В качестве темы можно взять слова: дракон, детство, сестра. Методику написания синквейна можно найти в многочисленных открытых источниках, размещённых в сети Интернет. Например, здесь.
Распределение видов творческих заданий по возрастам условно – участники акции могут его не придерживаться. Детям более старшего возраста и родителям можно рассказать о Ларисе Романовской. Вы можете воспользоваться материалами ресурса «ПроДетЛит».
Методические рекомендации при проведении акции в онлайн-режиме
Рассказ Ларисы Романовской поднимает темы взаимоотношений родителей и детей, старших и младших – поэтому рекомендуем ориентироваться на семейную аудиторию. При создании анонса, рекламных сообщений стоит это учитывать. Для подогрева интереса к предстоящей акции можно заранее разместить на сайте или в социальных сетях материал по теме (видеообзор книг Ларисы Романовской, рассказ о празднике День пробуждения внутреннего ребёнка, интересные факты о драконах и т.д.). Если вы планируете привлечь как можно больше подростков, акцентируйте внимание на интересной личности автора, острой проблематике её произведений.
В ходе чтения можно делать остановки и задавать вопросы, делиться впечатлениями – для придания динамики занятию, для пробуждения у слушателей интереса к развитию сюжета. После чтения ведущий может поделиться своими эмоциями и размышлениями, обращаясь к слушателям.
Возможен вариант записи чтения в формате закадрового текста к видео с соответствующим изобразительным рядом или радиоспектакля. В этом случае стоит подумать над звуковыми эффектами, музыкальными темами и т.д.
Творческие задание для онлайн-аудитории – поделиться впечатлениями от рассказа или нарисовать своего дракона и отправить фотографию рисунка (в комментариях к посту, в сообщении администратору группы, по электронной почте).