Сценарий занятия


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Сценарий занятия



Где живут драконы?

Творческое чтение рассказа Ларисы Романовской

занятие для учащихся 4–7 классов и для семейной аудитории

Цель: размышление о ценности детских фантазий, о маленьком ребёнке, живущем в каждом из нас, о хрупкости близких отношений с родными.

Беседа перед чтением

  • Где можно встретить дракона?

  • Сегодня мы встретимся с одним таким на страницах рассказа Ларисы Романовской. Как думаете, о чём рассказ?

Чтение рассказа 

— Запомни, Мика, — строго говорит старшая, — меня зовут не Оля, а Ольга. Оль-га!

— Ока! — кивает младшая.

Идет по комнате и повторяет, как песенку:

— Ока-Ока-Ока!

— Отстань, — стонет старшая и поворачивается к учебникам, тетрадям и занавешенному окну.

За окном дождь. За спиной — песенка-бормоталка:

— Ока-Ока! Ока и Мика!

— Мам! — кричит старшая. — Мне Маринка уроки делать мешает!

Бормоталка стихает.

Младшая гладит старшую по рукаву. Шепчет:

— Не мешает. Мика не мешает.

Старшая смотрит на дверь, но мама не торопится забрать младшую.

— Мам! — повторяет старшая. И вылезает из-за стола. Проверяет — в коридоре и на кухне пусто. Ой, точно же! Мама в аптеку пошла.

Помощи ждать неоткуда.

— Мика и Ока! Ока и Мика. — Младшая бегает по комнате, хлопает в ладоши.

— Когда ж ты вырастешь-то? — вздыхает старшая.

— Завтра, — обещает Мика. И лезет обниматься.

Ольга выдергивает руку, снова подсчитывает, привычно. Ей сейчас девять, а Мике — полтора года. Когда Мике будет девять, Ольге будет семнадцать. Она школу окончит, а Мика будет в третьем классе. Тоже станет мучиться математикой, английским и окружающим миром. Тоже не захочет делать уроки.

— Мика! — командует старшая. — Сейчас мы будем играть!

Мика радуется так громко, что Ольга зажимает уши руками.

— Если замолчишь, тогда будем.

— В прятки! — Мика сразу лезет под Ольгин письменный стол. Садится на перекладину для ног, закрывает лицо ладонями и кричит:

— Ку-ку!

Старшая опять вздыхает. Мика даже не понимает, кто прячется, а кто водит! Ну вот как с ней играть?

— Ку-ку! Оля, ку-ку!

— Я не Оля, я Ольга, — сердится старшая и снова смотрит на занавеску.

— Ока! Ку-ку! Ты что делаешь, Ока?

— Ищу! — Старшая подходит к окну.

— Ты Мику ищешь? Мика не там!

— Не Мику! Дракона!

— Кого? — Мика вылезает из-под Ольгиного стола. Вспоминает про прятки, снова закрывает глаза ладонями. — Ку-ку!

— Не мешай, — строго говорит Ольга, — спугнешь!

Мика замирает. Смотрит и ждет. Как в театре.

— Марина! — серьезно говорит старшая. — Ты знаешь, кто такие драконы? Они огромные, они летают, у них золотая шкура и…

— Летают! — Мика машет руками. — Мика летает! Ока летает!

— Тихо! Ты ему мешаешь.

Мика снова замирает.

— Там — дракон! — говорит старшая, показывая на занавеску. — Видела хвост?

— Нет!

— А я видела!

Мика моргает.

— Боишься? — уточняет Ольга. — А я вот не боюсь. Я сейчас подойду к окну и…

— Нет! — Мика хватает сестру за штанину. — Нет!

— Ты чего? — Ольга дергает ногой, пробует отцепить пальцы младшей. — Это добрый дракон!

Мика испуганно смотрит на занавеску.

— Марина! — обижается старшая. — Ты зачем боишься? От твоего крика дракон сам испугается.

Мика смотрит на занавеску, думает. Губы у Мики дрожат.

— Ну смотри! — говорит Ольга. — Я сейчас подойду и его поглажу! — И она шагает к занавеске, проводит по складке, по нарисованным цветам.

Занавеска чуть шевелится.

Мика визжит!

— Вот, я глажу! — перекрикивает ее Ольга. — Дракону нравится!

Ольга просовывает руку за занавеску, шевелит ею так, чтобы ткань чуть-чуть натянулась.

— Дракон сам ко мне гладиться пришел! Он хвостом машет! Видишь хвост?

Мика молча смотрит на натянутую ткань, а потом говорит торжественно:

— Да!

Ольга быстро прячет за занавеской ногу.

— Тут у дракона лапа! Давай гладь!

Мика подходит к занавеске. Тычет указательным пальцем в цветочный узор. Отдергивает руку. Замирает.

— Ока?

Та кивает.

— Не бойся, он добрый. Ока отворачивается к стене и быстро говорит:

— Мяу!

А потом смотрит на Мику:

— Слышала? Это дракон! Все драконы рычат, а наш мяукает. Потому что он…

— Кыса! — догадывается Мика.

— Кот-дракон! — поправляет Ока. И шевелит ногой за тканью.

Мика подходит поближе, трогает занавеску.

— Чувствуешь чешую? — шепчет Ока.

И Мика отвечает тоже шепотом:

— Да!

— А знаешь, как зовут нашего дракона? — Ока стоит смирно, не отдергивает ногу.

— Нет, — Мика гладит занавеску медленно, нежно…

— И я не знаю. Сейчас спросим. — Ока шепчет: — Дорогой дракон, как тебя зовут?

— Оля! Это ты так уроки делаешь?

Мама вернулась! Тихо вошла в квартиру, тихо заглянула в комнату. И громко крикнула:

— Оля! Ты во второй четверти тоже тройку хочешь?

Мика замирает. Ока выходит из-за занавески. Молчит.

А мама снимает куртку и кричит дальше:

— Марина! Я кому сказала: не мешай Оле заниматься! Не лезь к ней! Оля взрослая, ей учиться надо!

— Кыс-кыс. — Мика качает головой и заглядывает за занавеску. — Кыса ку-ку?

— Он улетел! По воздуху! — Ока машет руками. — Вот так!

Мика не верит, дрожит нижней губой.

— Оля! Уроки! — Мама кричит уже с кухни.

— Мам, я с Микой играю!

— То тебе Мика жить мешает, то ты в нее вцепляешься! Нашла игрушку!

— Кыса! — Мика дергает занавеску туда-сюда. Ткань натягивается и опадает. Как крыло!

— Оля, уроки! Марина, ужинать!

— Кыса!

— Завтра вернется, — обещает Ока. — Он к маме полетел. У нас своя мама, а у дракона своя…

— Где мама?

— У дракона дома. Я тебе завтра расскажу. Это был маленький дракон. Очень маленький!

— Как я?

— Как ты. Дракону девять лет, но это все равно что полтора годика, поняла?

Мика кивает и снова обнимает Оку за ногу. Ока наклоняется и гладит Мику по плечу. По платью с узором в цветочек.

Беседа после чтения

  • Кто-нибудь из вас представляет, что это такое – сидеть с полуторагодовалым или двухлетним малышом?

  • Какие чувства испытывала Ольга в начале рассказа?

  • Как зовут героинь? Почему в начале рассказа Олю автор-рассказчик называет старшая, Ольга, а в конце – Ока? Что поменялось?

  • В какой момент произошёл перелом в настроении Ольги?

  • Кому из сестёр игра в дракона понравилась больше?

  • Как вы поняли фразу «Дракону девять лет, но это всё равно что полтора годика»?

Творческое задание

  • Для учащихся 4–5 классов

Коллективный рисунок-аппликация на большом листе бумаги (ватмане). Дети изображают летящего дракона, рядом с ним рисуют (приклеивают) облачка, на которых делятся эмоциями и мыслями, навеянными рассказом (несколько слов, можно использовать эмодзи, символы и т.д.).

  • Для учащихся 6–7 классов и семейной аудитории

Синквейн по впечатлениям от рассказа. В качестве темы можно взять слова: дракон, детство, сестра. Методику написания синквейна можно найти в многочисленных открытых источниках, размещённых в сети Интернет. Например, здесь.

Распределение видов творческих заданий по возрастам условно – участники акции могут его не придерживаться. Детям более старшего возраста и родителям можно рассказать о Ларисе Романовской. Вы можете воспользоваться материалами ресурса «ПроДетЛит».

Методические рекомендации при проведении акции в онлайн-режиме

Рассказ Ларисы Романовской поднимает темы взаимоотношений родителей и детей, старших и младших – поэтому рекомендуем ориентироваться на семейную аудиторию. При создании анонса, рекламных сообщений стоит это учитывать. Для подогрева интереса к предстоящей акции можно заранее разместить на сайте или в социальных сетях материал по теме (видеообзор книг Ларисы Романовской, рассказ о празднике День пробуждения внутреннего ребёнка, интересные факты о драконах и т.д.). Если вы планируете привлечь как можно больше подростков, акцентируйте внимание на интересной личности автора, острой проблематике её произведений.

В ходе чтения можно делать остановки и задавать вопросы, делиться впечатлениями – для придания динамики занятию, для пробуждения у слушателей интереса к развитию сюжета. После чтения ведущий может поделиться своими эмоциями и размышлениями, обращаясь к слушателям.

Возможен вариант записи чтения в формате закадрового текста к видео с соответствующим изобразительным рядом или радиоспектакля. В этом случае стоит подумать над звуковыми эффектами, музыкальными темами и т.д.

Творческие задание для онлайн-аудитории – поделиться впечатлениями от рассказа или нарисовать своего дракона и отправить фотографию рисунка (в комментариях к посту, в сообщении администратору группы, по электронной почте).

  СКАЧАТЬ



Назад в раздел