Итоги акции


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги акции



Итоги акции «На крыльях детства»

Цифры и охват

В акции приняли участие муниципальные, детские, школьные библиотеки и школы – всего поступило 28 заявок. Из них достаточно много сельских и поселковых учреждений, что нас очень-очень порадовало. География достаточно широкая: Архангельск, Северодвинск, Онега, Пинежский, Холмогорский, Виноградовский, Шенкурский, Приморский, Красноборский, Коношский районы.

Рассказ Ларисы Романовской «Дракон» в режиме реального времени услышали 443 школьника, видеоролики с чтением, выложенные в социальных сетях, набрали 4 964 просмотра!

В этом году участников акции заметно меньше, чем прежде. Думаем, причину никому не надо объяснять. Вариант чтения в режиме онлайн устраивает далеко не всех, многим хочется магии живого общения. Тем не менее акцию «На крыльях детства» можно считать не только состоявшейся, но и прошедшей с успехом. Потому что главное – это не цифровой охват, а отклик в сердцах. А этого было с избытком!

Чтение и обсуждение

«Оказалось, что почти у всех детей… есть младшие сёстры и братья, все рассказали, как и во что они играют с малышами, поделились смешными и интересными случаями», - рассказывает Елена Михайловна Микерова (Ровдинский БКЦ, Шенкурская ЦБС). Нечто подобное – в каждом отчёте. 

Дети охотно делились своим опытом, причём не только радостным. Так, четвероклассники Устьянской средней школы (село Шангалы) напомнили, что сидеть с малышами – это работа, а родители не всегда осознают, что у старших детей должно быть время на уроки и свои игры. Лариса Романовская честна в своих книгах, в них нет розовой благостности. «Дракон» - не исключение. Автор-рассказчик отнюдь не осуждает Ольгу, которая в начале рассказа испытывает раздражение по отношению к младшей сестре Марине. 

Но оно испарилось, когда импровизированная игра в дракона захватила обеих сестёр. Читатели Талажского филиала Приморской библиотечной системы считают даже, что старшей понравилось больше, потому что Ольга увидела волшебную силу сказки, в которую малыши верят безоговорочно. Библиотекарь Марина Павловна Зубова отметила, что лучшим моментом рассказа ребята посчитали эпизод, когда «…старшая сестра стала успокаивать младшую, сопереживать». Значит, и сами сопереживали героиням, и это, конечно, очень ценно. 

Мамин приход нарушил сказочную атмосферу, но детские сердца отныне связало нечто невыразимое, общая тайна и нежность. Неудивительно, что ребятам из Киземской средней школы (Устьянский район) захотелось после прочтения рассказа поиграть с младшими братьями и сёстрами. Об этом нам рассказала педагог Татьяна Васильевна Фадина. А гости Ерцевской библиотеки-филиала № 11 Коношской БС (библиотекарь Вероника Александровна Игнатьева) захотели поиграть с младшими именно в такую игру, которую придумала Ольга. 

Волшебную силу фантазии оценили и четвероклассники из города Онеги. Библиотекарь Наталья Викторовна Напоркина приводит такие высказывания детей: «Когда фантазируешь, попадаешь в сказку», «С помощью фантазий можно создать свой собственный мир». А учащиеся Киземской школы (Устьянский район) замечтались: «Может, у меня дома тоже живёт такой дракон, я могу с ним поиграть и доверить свои тайны». Замечательно, что рассказ всколыхнул живущее, наверное, в каждом ребёнке желание иметь свой собственный Неверленд, чудесный остров, куда нет входа взрослым…

«Оля почувствовала себя по возрасту как Мика, и вполне возможно, сама поверила в существование маленького дракона, который вернётся к ним завтра», - так объяснили учащиеся Шангальской средней школы (Устьянский район) фразу Ольги «Дракону девять лет, но это всё равно что полтора годика».

В этой фразе есть и оттенок грусти – тоска по уходящему беззаботному детству. Это ощутили пятиклассники из посёлка Кизема (Устьянский район). Учитель Ирина Викторовна Сысоева рассказывает: «Практически все дети задумались о том, что детство – это невозвратимая пора, и пришли к выводу, что нужно как можно дольше оставаться детьми». «Нельзя лишать ребёнка детства!» - к такому выводу пришёл семиклассник из Малодорской средней школы (Устьянский район, педагог Марина Владимировна Кузнецова).

Лишь в одном отчёте отмечено, что рассказ не получил сильного отклика у ребят. Из всех остальных сообщений от участников акции мы узнаём, что «Дракон» очень понравился детям, а беседа получилась живой и интересной. Вот какой отзыв приводит Тамара Ивановна Юдина (Куликовская библиотека, Красноборский район): «Мне очень понравился рассказ. Мне понравилось, что девятилетняя девочка… играла со своей сестрой, которой было полтора годика. Но старшая нашла общий язык с сестрой и даже придумала воображаемого дракончика. Очень интересный и завораживающий рассказ».

Наверное, лучшего эпитета к рассказу Ларисы Романовской и не найти – завораживающий…

В положении об акции мы рекомендовали читать «Дракона» не только детской, но и родительской аудитории. К сожалению, не получилось, но адресованное родителям послание было расшифровано детьми. Пятиклассники из Киземской средней школы (Устьянский район) попросили учителя выложить текст рассказа в электронном дневнике, чтобы могли почитать родители. По словам Ирины Викторовны Сысоевой, со многими родителями удалось пообщаться по поводу «Дракона».

Приёмы и находки

Все участники акции опирались на сценарий, предложенный организаторами. Нам всегда очень интересно, что добавляют библиотекари и педагоги от себя. Татьяна Ивановна Швецова (библиотека № 17 имени Н.М. Рубцова, Архангельская ЦБС) провела мини-обзор книг о драконах. То же сделала Елена Михайловна Микерова (Ровдинский БКЦ, Шенкурский район), добавив ещё мини-викторину об этих сказочных существах.

Признаемся, что намеренно не включили в разработку информацию о Ларисе Романовской: хотелось заинтересовать личностью современного автора и её книгами библиотекарей и учителей. Надеемся, что у нас получилось: многие участники рассказывали детям о Романовской и её произведениях. 

Особо отметим работу, проведённую библиотекарем Карпогорской детской библиотеки (Пинежский район) М.А. Мамоновой, которая призналась, что посчитала неинтересным повод для проведения акции – День пробуждения внутреннего ребёнка. Маргарита Александровна объявила детям, что хочет познакомить их с современным писателем, зачитала отрывки из интервью Лариса Романовской. Речь шла в том числе и о пользе ведения дневника. 

Обсудив эту тему с детьми (оказалось, многие делают такие личные записи), библиотекарь подвела разговор к тому, что писатель может «вырасти» из автора дневника и что именно дневники помогают Романовской вспоминать себя ребёнком и говорить с читателем на одном языке. Надо ли удивляться, что после такой беседы ребята слушали рассказ с большим вниманием и интересом? 

Сделаем ещё одно признание: ждали инициатив, связанных с театрализацией, инсценировкой, выразительным чтением в исполнении детей. «Драконья» тема, диалоговое построение текста – всё к этому располагает. Не случилось, но это не беда: всё ещё впереди.

Онлайн

Когда речь идёт о громком чтении, мы предпочитаем живой контакт с аудиторией, но жизнь вот уже несколько лет заставляет нас применять онлайн-формат для разговора с читателем. Из всех участников акции трое выбрали онлайн-формат в чистом виде, двое использовали аудио- и видеозаписи чтения рассказа «Дракон» в комбинации с традиционными занятиями. 

Сотрудники Устьянской районной детской библиотеки, сидя перед камерой, прочитали рассказ Ларисы Романовской по ролям. Получилось очень задушевно и эмоционально! Видео, выложенное в сообществе библиотеки «ВКонтакте», набрало более трёх тысяч просмотров. 

Сотрудники Детско-юношеской библиотеке имени А.С. Пушкина (г. Северодвинск) и Ольга Алексеевна Пачина (Строевская библиотека, Устьянский район) использовали закадровое чтение на фоне подходящего по смыслу и настроению видеоряда. Оба видео получили заслуженные «лайки» и комментарии от благодарных пользователей. Видео размещались в сообществах библиотек «ВКонтакте» и были проанонсированы за несколько дней до акции. Северодвинские коллеги разместили виртуальную выставку иллюстраций с драконами, а в сообществе Строевской библиотеки был пост о предстоящем празднике – Дне пробуждения внутреннего ребёнка. 

Особо отметим работу, проведённую сотрудниками «Книжной гавани» (г. Северодвинск). За несколько дней до акции читатели библиотеки прослушали рассказ и нарисовали свои иллюстрации. Затем из этих рисунков и аудиозаписи чтения смонтировали фильм, который и был опубликован в сообществе «Книжной гавани» в социальной сети «ВКонтакте» 28 января, в День пробуждения внутреннего ребёнка. Результаты сотворчества креативных библиотекарей и детей как правило бывают чудесными, не стал исключением и этот видеоролик, яркий, нежный, трогательный. 

Все участники акции в онлайн-режиме получили обратную связь: «лайки», комментарии и творческие работы детей, конечно. Их можно было принести в библиотеку или прикрепить фотографию рисунка к комментарию к посту в социальной сети. 

В онлайн-формате заинтересовать аудиторию, получить отклик гораздо сложнее, чем на традиционном занятии. От всей души благодарим коллег, дерзнувших обратиться к широкой и непредсказуемой аудитории! И не беда, что творческих работ получено не так много. Задумайтесь, для скольких пользователей вы открыли Ларису Романовскую и её книги! 

Все замечательные видеоролики, о которых было сказано выше, без труда можно найти по хештегу #накрыльяхдетства.

Творчество

Мы предложили два вида творческих заданий: нарисовать дракона (коллективно или индивидуально) или написать синквейн. 

Почти все участники выбрали первый вариант. Коллективное творчество не только сближает, но и рождает новые мысли, новые смыслы. В этом можно убедиться, просмотрев фотоальбом на сайте Гайдаровки, куда мы выложили фото детских творческих работ. Драконы разные, каждый со своим характером!

На облачках, в которых парят сказочные существа, вся палитра эмоций и много мудрых высказываний. В работе учащихся Киземской школы (Устьянский район, руководитель Ирина Викторовна Сысоева) на одном из облачков перечислены эмоции, которые испытывал читатель на протяжении рассказа. Грусть (когда улетел дракон и Мика его искала; когда вернулась мама и заругалась) и т.д. Встречаются и высказывания наподобие «Рассказ – класс!» или просто смайлики, и всё это тоже очень ценно. 

На некоторых панно разместились более развёрнутые высказывания и даже полноценные отзывы. Приведём один очень искренний и трогательный отзыв одного из учащихся Ровдинской средней школы (Шенкурский район): «Моё восхищение было то, как Ольга была сначала взрослой девочкой, а потом как будто сделалась ребёнком. Как Ольга фантазировала и сфантазировала дракона». 

«Старшие должны играть с маленькими!», «Мама, не ругайся!», «Надо играть с детьми!», «В каждом доме свой дракон!» - а это уже настоящие лозунги на тему отношений в семье, которые придумали читатели Устьянской районной детской библиотеки и разместили их на своих рисунках с драконами. 

Уверены, что в ходе выполнения всех этих замечательны рисунков, аппликаций, панно царила волшебная атмосфера, как в сказках с драконами! 

Очень порадовали синквейны, написанные читателями Селецкой библиотеки (Холмогорский район) и учащимися Малодорской средней школы (Устьянский район). Приведём несколько.

Сестричка.
Добрая, милая.
Помогает, играет, заботится.
Вдвоем всегда веселее играть.
Умница.

Сестра.
Старшая, любящая.
Играет, восхищает, заботится.
Ольга в душе ребёнок.
Забота.

Дракон.
Придуманный, замечательный.
Выглядывает, улетает, мяукает.
Очень хороший и добрый.
Интерес.

Подводя итоги

В невероятно трудных обстоятельствах нам вновь удалось провести читательскую акцию, познакомить педагогов, библиотекарей, детей и подростков с хорошим современным писателем! 

Мы поговорили о взаимоотношениях братьев и сестёр, задумались о ценности детской игры и фантазии и немножко погрустили о невозвратности беззаботной поры… 

Важным моментом для нас стали благодарности участников за то, что мы открыли для них нового современного автора. Коллеги, ваши сожаления об отсутствии в фондах книги с рассказами Ларисы Романовской мы очень понимаем. Но ведь и нашей тайной целью было обратить ваше внимание на писательницу и на современную малую прозу для детей в целом. «Ты – моя тайна» - так называется сборник из серии «Рассказы Волчка». К настоящему времени вышло уже десять таких сборников с рассказами современных российских авторов. И, кроме «Дракона» Романовской, там есть ещё много замечательных вещей, которые можно прочитать и обсудить с детьми. 

Сердечно благодарим всех участников акции за труд и творчество! Вы продолжаете вдохновлять нас на новые идеи!



Назад в раздел