Приложение 1


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Приложение 1



Приложение 1

«Как помочь подростку найти себя»

Собрание для родителей подростков

Лапина Анна Станиславовна,

библиотекарь методического отдела

Архангельской областной

детской библиотеки имени А.П. Гайдара,

психолог

Цель: помочь родителям сориентироваться в вопросах самоопределения подростков на материале книги «Утешный мир» психолога Екатерины Мурашовой.

Форма проведения: беседа с элементами групповой дискуссии.

Используемая литература: Найти себя // Утешный мир. – М., 2016. – С. 183–188.

Ход собрания

Вступительное слово ведущего

Довольно часто приходится слышать похожие жалобы родителей подростков: «Он ничего не хочет, ничем серьёзным не интересуется, о будущем словно не думает, трудиться не хочет и не умеет, всё делает спустя рукава, если что-то и умеет, так это только развлекаться…»

Что же делать? И как помочь подростку найти себя?

Об этом мы и поговорим с вами сегодня. А поможет в нашем разговоре книга психолога Екатерина Мурашовой. Многим родителям, которые интересуются детской психологией, это имя хорошо известно. Наверняка, среди вас тоже есть такие. Если же ещё нет, значит, сегодня у вас будет возможность узнать об известном российском практикующем психологе и её рекомендациях.

Екатерина Мурашова родилась 22 февраля 1962 года в Ленинграде, два раза закончила ЛГУ - биологический и, спустя почти десять лет, психологический факультеты. Работала на фабрике, в зоопарке и в цирке, на кафедре эмбриологии, в институте экспериментальной медицины. Писать Мурашова начала в школьные годы. Её первая книга о школьной жизни «Талисман» вышла в 1989 году. После чего были написаны ещё несколько книг для подростков, наиболее известные из которых – «Класс коррекции» и «Гвардия тревоги».

Помимо художественной прозы, Екатерина Мурашова выпустила около десятка книг по детской психологии: «Ваш непонятный ребенок», «Лечить или любить», «Дети взрослым не игрушки» и другие. Екатерина Мурашова является членом Союза писателей Санкт-Петербурга, но сама не считает себя профессиональным писателем: для неё это скорее хобби. Сейчас Екатерина Мурашова — практикующий детский психолог. Она замужем, у неё двое взрослых детей.

Сегодня Екатерина Мурашова станет нашим собеседником и экспертом. В наш разговор мы активно будем включать её мысли о подростках, примеры из практики и рекомендации – из книги «Утешный мир», выпущенной в 2016 году издательством «Самокат». Но сначала я предлагаю вам самостоятельно ответить на вопрос, который стоит сегодня перед нами.

Дискуссия

Как вы считаете, должен ли родитель помочь ребёнку в поиске себя? Почему (обоснуйте свой ответ)?

Если участников много, можно провести дискуссию, разделившись на две группы. Первая подбирает аргументы в пользу позиции «Родитель должен помочь подростку найти себя, потому что...». Вторая: «Родители не должны вмешиваться, ребёнок должен определиться сам, потому что...».

Спасибо вам за ваши ответы и суждения!

Беседа по книге Е. Мурашовой

А теперь обратимся к мнению нашего книжного эксперта Екатерины Мурашовой. Она выделяет две ошибочные родительские позиции по вопросу самоопределения ребёнка-подростка.

1. Опираются лишь на собственный опыт и не столько пытаются найти что-то индивидуальное для ребёнка, сколько продавливают своё мнение. Плюс хотят реализовать свои амбиции за счёт ребёнка: «Очевидно, что, став врачом, ты всегда сможешь заработать на кусок хлеба с маслом»; «Да какая из тебя артистка?! Хочешь всё время выступать — иди в педагогический институт».

2. Другая крайность определяется формулой «мы на него вообще не давим, предоставляем полную свободу выбора». А ребёнок говорит, что не знает, что выбрать. Получается, они-то повели себя как демократы, а он не оправдал высокого доверия! А что, собственно, он с этой свободой должен был сделать? На основании чего выбирать?

Как же избежать типичных родительских ошибок и помочь ребёнку?

По мнению Мурашовой, родители должны помочь ребёнку найти себя, но при этом нужно иметь в виду вовсе не профориентацию. Скорее родители должны снабдить подростка максимально честным «психологическим портретом», построенным на основе наблюдений за развитием и взрослением ребёнка.

Как вы думаете, каким образом можно составить такой портрет? Какие вопросы стоит задать себе и ребёнку? Кого привлечь для помощи? Что с этим портретом затем делать?

Благодарю за ваше мнение!

Я приготовила для вас чек-лист тех вопросов, которые Мурашова советует задать родителям самому себе или обсудить на семейном совете.

Каждый участник получает распечатанные чек-листы для индивидуального ознакомления.

Чек-лист

«Как помочь подростку найти себя»

1 этап. Вопросы для составления «психологического портрета».

Обсудить на семейном совете без участия самого подростка.

На кого из семьи ребёнок похож внешне, по характеру, по темпераменту?

Что ребёнок любит, а чего не переносит?

Чем интересовался раньше? Что из этого получилось?

Чем интересуется теперь? С чем связаны эти интересы, что из этого может проистечь в будущем?

Как обстоят дела с межличностными контактами? Много ли друзей? Легко ли сходится с людьми? Глубокие отношения или поверхностные?

Как обстоят дела с амбициями и лидерскими наклонностями?

Каково развитие интеллекта? Какие его стороны (вербальный, невербальный) развиты больше?

Как дела с физическим развитием? Есть ли ограничения по здоровью (аллергия, астения)?

2 этап. Анализ «психологического портрета» и выработка стратегического плана вместе с подростком.

На основе портрета ответить на вопросы:

Чем мог бы заняться такой человек (род занятий, сфера, с кем или чем связана деятельность)?

Что бы у него получилось? Не получилось (учесть сильные и слабые стороны!)?

Что бы доставило удовольствие самому и принесло пользу окружающим?

Поговорить с подростком о том, к чему вы пришли на семейном совете. Чтобы он оценил, что получилось, и дополнил свой портрет. Если подростка не ругать и не призывать немедленно перестать или, наоборот, начать что-то делать, он обычно с большим интересом говорит о себе.

После этого можно выработать стратегический план на будущее: выделить временные этапы, разделить ответственность (что подросток делает сам и в чем нужна помощь родителей). Поделитесь с подростком своим опытом поиска целей и смыслов. Что у вас в жизни получилось, а что нет.

Обсуждение участниками «психологических портретов» подростков

Ведущий знакомит участников с описанием портретов из книги «Утешный мир» (С.185–188).

Участники анализируют портреты и отвечают на вопросы.

Предпочтительнее будет разделить участников на две группы, чтобы каждая группа обсудила свой «портрет», после чего один участник от каждой группы озвучил размышления и ответы.

Вопросы для обсуждения после прочтения:

Какие личностные особенности ребёнка вы отметили? Какие из них сильные, какие слабые?

Чем мог бы заняться такой человек, в чём мог бы быть полезен обществу (род занятий, сфера, с кем или чем связана деятельность)?

Портрет 1.

«Я Вася. Я «тормоз». Если надо быстро и с ходу что-то сообразить, решить сразу несколько вещей и потом быстро это сделать – я проиграю, буду однозначно неуспешным. Мне нужно время, мне нужна последовательность. Если меня не торопить, не дёргать, я буду на порядок эффективнее. Когда все уже плюнут и убегут дальше, я буду продолжать думать над проблемой и в конце концов, скорее всего, найду решение. Мне нравится решать сложные задачи, но для этого мне нужна тишина и время. Я теряюсь в толпе, в шуме, в карнавале. Да что там в толпе! Я даже в своей собственной небольшой компании (не говоря уже про компании чужие) теряюсь. Меня не видно и не слышно. Зато, если меня уж совсем не выбило из седла шумом и блеском, я умею смотреть. Я наблюдателен, я многое замечаю. Я, в общем-то, могу быть хорошим рассказчиком, и чувство юмора у меня есть, но это только один на один, с человеком, который мне нравится и которому я доверяю. Душой компании мне не бывать никогда. Но почти для любого я практически идеальный слушатель. Я жилетка. Когда все страсти на вечеринке уже отгремели, в мой тёмный угол приползают рассказать о… Я сохраню все тайны. Я найду всего несколько слов, но это будут именно те слова, которые нужно. Я крайне постоянен в своих привязанностях. У меня два друга – один с детского сада, другой пришёл к нам во второй класс, и мы с ним ходили в судомодельный кружок. С пятого класса я влюблён в красавицу Настю Малееву, и мне кажется, что я буду любить её всегда. Она сначала смеялась надо мной, а недавно сказала: как ни крути, но ты – самый порядочный. Это, конечно, не любовь, но я продолжаю надеяться. Мне нравятся старые вещи и известная еда, я с трудом меняю их на новые и не люблю пробовать новые блюда. Я никогда не переставляю мебель у себя в комнате, мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах. Я чистоплотен и аккуратен, люблю одеваться в серое, белое и коричневое. Не красавец и не урод, но, кажется, в восприятии меня другими людьми внешность вообще не имеет значения. Я жадный, меня трудно уговорить расстаться хоть с чем-нибудь моим. Маленьким я складывал все деньги, которые мне давали в копилку и никогда их не тратил. У меня и сейчас всегда есть заначка. Меня трудно уговорить пойти в незнакомое место, но те места, которые мне известны, я посещаю с удовольствием и рад рассказать о них другим. Я научился не ссориться, я максимально терпим к тем людям, местам и явлениям, которые для меня важны. Я хотел бы стать чуть-чуть пошустрее, у меня есть гипотеза, что в этом может помочь спорт (повышение уровня метаболизма). И я собираюсь её проверить. Соревновательная идея мне глубоко отвратительна, поэтому остаются индивидуальные тренировки в каком-нибудь небольшом малолюдном зале. Я думаю, года через три-четыре мне удастся чего-нибудь добиться…»

Портрет 2.

«Я Настя. Я ужасно любопытная. Если меня поманить: ой, там так классно-интересно! – я сначала туда побегу, а уже потом начну думать. Остановиться и подумать – ух, как это для меня трудно! Но я и сама могу много чего организовать; главное, чтобы это было весело и прикольно. Ненавижу, когда ною и говорят, что им скучно! Я всегда могу себя развлечь. У меня миллион приятелей, которым я могу позвонить, и мы всегда найдём, чего вместе замутить. Но вот если нужно сидеть и делать что-то однообразное – это меня сразу выбешивает. Это я не могу, точно! Это не для меня, можно даже не начинать. Я любой компании я заметна. Я не красавица, но у меня есть свой стиль, я очень заразительно смеюсь и знаю много забавных историй. Я нравлюсь и мальчикам, и девочкам. Мне нравится флиртовать. Меня всегда везде зовут. Я бы хотела иметь одну задушевную подругу, но вот туту у меня как-то не складывается. Я плохо чувствую людей «в глубину». Это то, с чем мне надо работать, и я всё время собираюсь, но жизнь такая разнообразная, так хочется всего попробовать, что я все время отвлекаюсь и плюю на все свои серьезные планы. Но когда-нибудь я непременно…Я не способная поддерживать порядок, но иногда я просто обожаю прибраться, сесть и минут пять любоваться как оно всё здорово. Потом опять наступает бардак, и это выше моих сил. Мои любимые цвета – розовый, малиновый и лимонно-желтый. Я совсем не жадная, подружкам достаточно попросить, и я всё отдам. Сама я могу носить чужую одежду и пользоваться чужой косметикой, я всегда готова к приключениям. Кажется, это называется легкомыслием. Но я совсем не хочу стать «тяжеломысленной». У меня было много влюблённостей и романов, но ещё ни одной настоящей любви. То есть я так думаю, что, если она со мной случится, я её узнаю. Но может быть, и нет, ведь я не очень наблюдательная и внимательная – и к себе, и к другим… Я люблю людей, природу и животных. Они такие милые; может быть, я даже стану ветеринаром. Или хозяйкой салона для стрижки собачек. Мне не хватает якоря, меня носит по волнам. Но носиться по волнам так прикольно, а стоять на якоре так скучно…»

Заключительное слово ведущего

Я хочу поблагодарить каждого из вас за активное участие в обсуждении  непростой темы поиска себя нашими детьми. Надеюсь, что обсуждение было для вас полезным и позволило посмотреть на проблему с новой стороны.

А помогла нам в этом психолог Екатерина Мурашова и её книга «Утешный мир». Она не даёт нам готовых рецептов и комментариев к портретам, которые мы сегодня рассмотрели. Так же и в жизни мы не можем с точностью до 100% определить будущее подростка.  Потому важно, опираясь на советы психолога, всё-таки руководствоваться собственным чутьём и мудростью в отношении наших детей, которых лучше нас никто не знает.

Если сегодняшний разговор был интересен и помог вам, но у вас ещё остались вопросы и вы хотели бы самостоятельно продолжить знакомство с книгами Мурашовой, рекомендуем почитать книгу «Ваш непонятный ребёнок», третья глава которой полностью посвящена проблемам подросткового возраста.

СКАЧАТЬ



Назад в раздел