Главная / Акции / Областное родительское собрание «Ваш непонятный ребёнок»
Методические рекомендации
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
на материале книг Е. Мурашовой
В последнее время всё больше родителей интересуются вопросами детской психологии. Однако бывает непросто разобраться в той противоречивой информации, которую можно в изобилии почерпнуть из сети Интернет. Потому так важно найти источник знаний, вызывающий доверие.
Екатерина Мурашова — психолог и писатель, современный классик, чьё имя уже давно завоевало популярность среди читателей. Её богатый практический опыт, широчайшие знания и умение просто говорить на сложные темы помогает многим родителям разобраться с проблемами, которые неизбежно возникают по мере взросления ребёнка. Подробнее познакомиться с книгами Е. Мурашовой вы можете, посмотрев видеообзор. В этом году Екатерина Вадимовна празднует свой юбилей. Поэтому наша библиотека решила организовать областное родительское собрание «Ваш непонятный ребёнок», чтобы как можно больше родителей и педагогов смогли познакомиться с её книгами. На материале книг Мурашовой по детской психологии можно проводить родительские собрания и обсуждать волнующие всех взрослых вопросы воспитания.
Тематический навигатор
Чтобы помочь вам в выборе темы собрания и разработке сценария, мы подготовили тематически навигатор. Его можно использовать и при подготовке библиографических пособий. Тематический навигатор – это неаннотированный список по наиболее актуальным проблемам детской психологии с указанием глав из книг Е. Мурашовой.
Детские капризы
1. Бесфрустрационное воспитание // Лечить или любить? – М., 2010. – С. 47–58.
2. Кусок хлеба для блокадной бабушки // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 24-27.
3. Лариса – капризный ребёнок // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 20–57.
Страхи и застенчивость
1. Галя и её страхи // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2002. – С. 84–110.
2. Как это выглядит на практике? Гиподинамический синдром // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С. 47–53.
3. Ксюша — стеснительная девочка // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 229–256.
4. Приличный Филипп // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С. 7–13.
5. «Прошибатели стен» и «строители катапульт» // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 100–103.
Агрессия и гиперактивность
1. Агрессивный ребёнок // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 61–66.
2. Гриша — ребёнок-катастрофа // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 35–57.
3. Игорь — маленький агрессор // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 58–83.
4. Портрет гипердинамического ребёнка // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С.–46.
Детская ложь
1. Велосипед для Павлика // Утешный мир. – М., 2016. – С. 162–167.
2. Семейные проблемы и их влияние на ребёнка // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 294–299.
Правила воспитания и семейные проблемы
1. Вася Конопляников и его семья // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 280–308.
2. Воспитать правильно // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 16–19.
3. Надень тапки! // Лечить или любить? – М. 2012. – С. 207–211.
4. Строго по Павлову // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 72–75.
5. Увидьте же меня наконец! // Лечить или любить? – М., 2012. – С. 312–318.
Соперничество. Старший и младший
1. Как утопить «Титаник» // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 38–41.
2. Любовница токаря Ивана // Лечить или любить? - М., 2012. – С. 25–30.
3. Серая мышка // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 42–46.
4. Спина к спине // Лечить или любить? – М., 2012. – С. 294–299.
5. Странная жизнь // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 269–274.
Проблемы подросткового возраста
1. Дурная компания // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 228–232.
2. Лена и рок-н-ролл // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 419–433.
3. Надежда, не оправдавшая надежд // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С. 17–22.
4. «Озверевшая» Марина // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 310–335.
5. Сага о грязных ботинках. // Лечить или любить? – М. 2012. – С. 11–24.
Успеваемость и вера в свои силы
1. Валерий — способный, но ленивый // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С.181–203.
2. Как заставить ребёнка учиться? // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 121–125.
3. Не хочет учиться! // Лечить или любить? – М., 2012. – С. 227–229.
5. Что делать родителям школьника, если у него дефицит внимания? // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С. 113–137.
Первая любовь
1. Быть не как все // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 224–227.
2. и первая любовь // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 336–364.
3. Мои Ромео и Джульетта // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 202–223.
4. с любовью // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 179–182.
Проблема компьютерной зависимости
1. Конрад Лоренц и зависимость от социальных сетей // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 233–237.
2. Между добром и злом // Лечить или любить? – М., 2012. – С.195–201.
3. Спасатель миров // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 130–133.
4. Телик, видик и копьютер. Польза или вред? // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 191–193.
Поиск себя, проблема целей и смыслов
1. Антон, который ничего не хочет // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 365–389.
2. Мой сын бросил институт // Утешный мир. – М., 2016. – С. 189–195.
3. Найти себя // Утешный мир. – М., 2016. – С. 183–188.
4. Несчастье материнства // Утешный мир. – М., 2016. – С. 77–83.
Формы и методы
В разговоре с родителями важно создать атмосферу диалога и сотрудничества. Поэтому целесообразно провести собрание в форме беседы с элементами групповой дискуссии, когда ведущий не только сам делится информацией, но и задаёт участникам вопросы для обсуждения и даёт им возможность высказать свою точку зрения. Пример проведения собрания в такой форме предлагаем ниже (Приложение 1).
Опыт нашей библиотеки показывает, что хорошо работает организация родительских собраний в формате круглого стола (у нас такие встречи назывались «Родительские посиделки в Гайдаровке»). Родители собираются в уютном помещении библиотеки и за чашкой чая обмениваются мнениями. В этом случае ведущий играет роль модератора, стимулируя и направляя разговор, в котором каждый родитель — равноправный участник беседы. Для проведения собрания в такой форменужно продумать применение интерактивных приёмов. Например, это может быть работа в мини-группах или ролевая игра.
Хорошим вариантом также будет проведение собрания в форме семинара-тренинга, на котором родители получают возможность проиграть определённые роли и ситуации, получив новый интересный опыт. Эта форма более знакома психологам, поэтому в этом случае лучше пригласить для сотрудничества специалиста. Кроме того, проведение собрания в форме семинара-тренинга предполагает предварительную работу с участниками. Например, анкетирование или небольшое домашнее задание по теме собрания.
Для проведения родительского собрания онлайн рекомендуем организовать беседу в видео- или аудиоформате. Оптимальное время – 30 минут. Если в библиотеке (школе) есть актив родителей или родительский клуб, можно организовать онлайн-трансляцию круглого стола, заседания клуба.
В качестве информационного сопровождения онлайн-собрания можно разместить виртуальную выставку книг для родителей Екатерины Мурашовой или видеообзор. Интерес родителей подогреет опрос в соцсетях, для которого очень подходит книга «Экзамен для родителей». Она составлена как игра-тренажёр для родителей детей разных возрастов. В ней вы найдёте короткое описание проблемных ситуаций и варианты ответов, из которых надо выбрать правильный.
Книги Е. Мурашовой для проведения собрания можно получить по МБА в Архангельской областной детской библиотеке имени А.П. Гайдара (Приложение 2).