Методические рекомендации


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Методические рекомендации



Методические рекомендации по проведению родительских собраний

на материале книг Е. Мурашовой

В последнее время всё больше родителей интересуются вопросами детской психологии. Однако бывает непросто разобраться в той противоречивой информации, которую можно в изобилии почерпнуть из сети Интернет. Потому так важно найти источник знаний, вызывающий доверие.

Екатерина Мурашова — психолог и писатель, современный классик, чьё имя уже давно завоевало популярность среди читателей. Её богатый практический опыт, широчайшие знания и умение просто говорить на сложные темы помогает многим родителям разобраться с проблемами, которые неизбежно возникают по мере взросления ребёнка. Подробнее познакомиться с книгами Е. Мурашовой вы можете, посмотрев видеообзор. В этом году Екатерина Вадимовна празднует свой юбилей. Поэтому наша библиотека решила организовать областное родительское собрание «Ваш непонятный ребёнок», чтобы как можно больше родителей и педагогов смогли познакомиться с её книгами. На материале книг Мурашовой по детской психологии можно проводить родительские собрания и обсуждать волнующие всех взрослых вопросы воспитания.

Тематический навигатор

Чтобы помочь вам в выборе темы собрания и разработке сценария, мы подготовили тематически навигатор. Его можно использовать и при подготовке библиографических пособий. Тематический навигатор – это неаннотированный список по наиболее актуальным проблемам детской психологии с указанием глав из книг Е. Мурашовой.

Детские капризы

1.     Бесфрустрационное воспитание // Лечить или любить? – М., 2010. – С. 47–58.

2.     Кусок хлеба для блокадной бабушки // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 24-27.

3.     Лариса – капризный ребёнок // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 20–57.

Страхи и застенчивость

1.     Галя и её страхи // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2002. – С. 84–110.  

2.     Как это выглядит на практике? Гиподинамический синдром // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С. 47–53.

3.     Ксюша — стеснительная девочка // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 229–256.

4.     Приличный Филипп // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С. 7–13.

5.     «Прошибатели стен» и «строители катапульт» // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 100–103.

Агрессия и гиперактивность

1.     Агрессивный ребёнок // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 61–66.

2.     Гриша — ребёнок-катастрофа // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 35–57.

3.     Игорь — маленький агрессор // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 58–83.

4.     Портрет гипердинамического ребёнка // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С.–46.

Детская ложь

1.     Велосипед для Павлика // Утешный мир. – М., 2016. – С. 162–167.

2.     Семейные проблемы и их влияние на ребёнка // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 294–299.

Правила воспитания и семейные проблемы

1.     Вася Конопляников и его семья // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 280–308.

2.     Воспитать правильно // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 16–19.

3.     Надень тапки! // Лечить или любить? – М. 2012. – С. 207–211.

4.     Строго по Павлову // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 72–75.

5.     Увидьте же меня наконец! // Лечить или любить? – М., 2012. – С. 312–318.

Соперничество. Старший и младший

1.     Как утопить «Титаник» // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 38–41.

2.     Любовница токаря Ивана // Лечить или любить? - М., 2012. – С. 25–30.

3.     Серая мышка // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 42–46.

4.     Спина к спине // Лечить или любить? – М., 2012. – С. 294–299.

5.     Странная жизнь // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 269–274.

Проблемы подросткового возраста

1.     Дурная компания // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 228–232.

2.     Лена и рок-н-ролл // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 419–433.  

3.     Надежда, не оправдавшая надежд // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С. 17–22.

4.     «Озверевшая» Марина // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 310–335.

5.     Сага о грязных ботинках. // Лечить или любить? – М. 2012. – С. 11–24.

Успеваемость и вера в свои силы

1.     Валерий — способный, но ленивый // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С.181–203.

2.     Как заставить ребёнка учиться? // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 121–125.

3.     Не хочет учиться! // Лечить или любить? – М., 2012. – С. 227–229.

4.     Ромка – «тупой» ребёнок // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С.158–180.

5.     Что делать родителям школьника, если у него дефицит внимания? // Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – М., 2006. – С. 113–137.

Первая любовь

1.     Быть не как все // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 224–227.

2.     и первая любовь // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 336–364.

3.     Мои Ромео и Джульетта // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 202–223.

4.     с любовью // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 179–182.

Проблема компьютерной зависимости

1.     Конрад Лоренц и зависимость от социальных сетей // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 233–237.

2.     Между добром и злом // Лечить или любить? – М., 2012. – С.195–201.

3.     Спасатель миров // Любить или воспитывать? – М., 2014. – С. 130–133.

4.     Телик, видик и копьютер. Польза или вред? // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 191–193.

Поиск себя, проблема целей и смыслов

1.     Антон, который ничего не хочет // Ваш непонятный ребёнок. – М., 2010. – С. 365–389.

2.     Мой сын бросил институт // Утешный мир. – М., 2016. – С. 189–195.

3.     Найти себя // Утешный мир. – М., 2016. – С. 183–188.

4.     Несчастье материнства // Утешный мир. – М., 2016. – С. 77–83.

Формы и методы

В разговоре с родителями важно создать атмосферу диалога и сотрудничества. Поэтому целесообразно провести собрание в форме беседы с элементами групповой дискуссии, когда ведущий не только сам делится информацией, но и задаёт участникам вопросы для обсуждения и даёт им возможность высказать свою точку зрения. Пример проведения собрания в такой форме предлагаем ниже (Приложение 1).

Опыт нашей библиотеки показывает, что хорошо работает организация родительских собраний в формате круглого стола (у нас такие встречи назывались «Родительские посиделки в Гайдаровке»). Родители собираются в уютном помещении библиотеки и за чашкой чая обмениваются мнениями. В этом случае ведущий играет роль модератора, стимулируя и направляя разговор, в котором каждый родитель — равноправный участник беседы. Для проведения собрания в такой форменужно продумать применение интерактивных приёмов. Например, это может быть работа в мини-группах или ролевая игра.

Хорошим вариантом также будет проведение собрания в форме семинара-тренинга, на котором родители получают возможность проиграть определённые роли и ситуации, получив новый интересный опыт. Эта форма более знакома психологам, поэтому в этом случае лучше пригласить для сотрудничества специалиста. Кроме того, проведение собрания в форме семинара-тренинга предполагает предварительную работу с участниками. Например, анкетирование или небольшое домашнее задание по теме собрания.

Для проведения родительского собрания онлайн рекомендуем организовать беседу в видео- или аудиоформате. Оптимальное время – 30 минут. Если в библиотеке (школе) есть актив родителей или родительский клуб, можно организовать онлайн-трансляцию круглого стола, заседания клуба.

В качестве информационного сопровождения онлайн-собрания можно разместить виртуальную выставку книг для родителей Екатерины Мурашовой или видеообзор. Интерес родителей подогреет опрос в соцсетях, для которого очень подходит книга «Экзамен для родителей». Она составлена как игра-тренажёр для родителей детей разных возрастов. В ней вы найдёте короткое описание проблемных ситуаций и варианты ответов, из которых надо выбрать правильный.

Книги Е. Мурашовой для проведения собрания можно получить по МБА в Архангельской областной детской библиотеке имени А.П. Гайдара (Приложение 2).

   СКАЧАТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Назад в раздел