Итоги акции


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги акции



Всероссийская акция «Историческая память. Юнги Победы» была посвящена 80-летнему юбилею Соловецкой школы юнг, отмечавшемуся 25 мая 2022 года. Цель акции – способствовать сохранению памяти о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны через знакомство с повестью Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками». Обязательными условиями участия в акции были чтение отрывков из повести Валентина Саввича Пикуля «Мальчики с бантиками» и выполнение творческого задания – облака слов по итогам беседы.

Мы получили более ста заявок от библиотекарей и учителей. 4168 человек из разных уголков России послушали рассказ о соловецких юнгах (в основном, это учащиеся 4–9 классов, небольшое количество младшеклассников и взрослых).

География акции также впечатляет: г. Хабаровск, Самарская область, Республика Хакасия, Омская область и г. Омск, Республика Чувашия, г. Калининград, Ярославская область, г. Пенза, Ростовская область, Республика Коми (г. Сыктывкар), Саратовская область, г. Волгоград, Республика Карелия (г. Петрозаводск), г. Магадан и Магаданская область, Ульяновская область, Пермский край (г. Пермь), г. Архангельск, г. Северодвинск, районы Архангельской области (Вельский, Верхнетоемский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Пинежский, Плесецкий, Приморский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский).

Приёмы и находки

Все участники акции использовали сценарий и презентацию, предложенные организаторами. Некоторые отмечали, что самостоятельная разработка этой темы отняла бы много времени и сил. Вместе с тем многие подкорректировали текст нашего сценария – с учётом особенностей своей аудитории и условий проведения мероприятия.

Участники акции включали в мероприятие мини-викторину на знание морских терминов и должностей на судне, задания по расшифровке азбуки Морзе. Рассказывали о подвигах юнг Саши Ковалёва, Владимира Моисеенко и других героев, о земляках, окончивших Соловецкую школу юнг. Оформляли книжные выставки по теме, использовали песни и видеоролики о соловецких юнгах. Нас порадовал творческий подход коллег, формат отчёта не позволяет рассказать обо всех – приведём несколько примеров удачных методических находок.

Многие дополнили сценарий краеведческим материалом. Учитель начальных классов средней школы № 30 (г. Архангельск) А.П. Альперович проводила акцию на базе школьного музея боевой славы. Школьники готовились к занятию – самостоятельно искали информацию о соловецких юнгах. На уроке Анна Павловна прочитала детям своё собственное сочинение на тему: «Мой дедушка – соловецкий юнга», написанное для конкурса в 12 лет.

Библиотекарь Н. М. Горлышева из архангельской школы № 23 им. А. С. Пушкина посчитала, что для одного урока объём материала большой, и провела два урока, дополнив беседу показом отрывков из фильма «Юнги Северного флота». Рассказывая о юнгах, Надежда Михайловна  «попутно давала детям информацию и о начале войны, и о земляке Н.Г. Кузнецове, и о союзных конвоях». Анастасия Александровна Дьякова, учитель русского языка и литературы средней школы № 25 г. Северодвинска (Архангельская область), дополнила беседу фактами биографии Валентина Пикуля, который какое-то время жил в Северодвинске (Молотовске).

Библиотекари Надежда Фёдоровна Иванова и Елена Владимировна Агеева (Межпоселенческая библиотека Плесецкого муниципального округа Архангельской области) демонстрировали  фотографии из книги С.Б. Балан и Л.А. Бровиной «Соловецкая школа юнг Военно-Морского Флота (1942-1945)»; рассказали об улице Юнг Военно-Морского флота в Архангельске. 

Анастасия Александровна Гурьянова (сельская библиотека хутора Нижнежуравского, Ростовская область) показала ребятам видеоролик о Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике. Повествование о соловецких юнгах стало поводом для рассказа о старейшем на юге России учебном заведении – Ростовской мореходке (Институт водного транспорта им. Г. Я. Седова).

Благодаря отчётам участников акции мы узнали, что память о Соловецкой школе юнг жива не только в Архангельске и области. На мероприятиях Валентины Ивановны Мурысевой (Георгиевская сельская библиотека) и заведующей библиотекой культурно-досугового центра «Созвездие» посёлка Верхняя Подстепновка Самарской области Натальи Александровны Кисткиной прозвучала информация об Аллее Соловецких юнг в Самаре. Она расположена на набережной Волги, откуда «…в июле 1942 года на санитарном пароходе “Воронеж” в Архангельск, а потом на Соловки отправились первые 250 юношей, отобранные из добровольцев». Узнали ребята и о том, что в Самаре работает Музей истории Куйбышевского выпуска Соловецкой школы юнг ВМФ (г. Самара в советское время был переименован в г. Куйбышев).

Замечательная находка коллег из Калининградской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара – пригласить в качестве соведущего «морского волка». Наталья Владимировна Луканина написала в своём отчёте: «… разобраться в морской терминологии и в морских профессиях ребятам помог капитан 1-го ранга в отставке, ветеран Балтийского флота, член Союза писателей России – Сергей Александрович Гуров. Кто, как не бывалый моряк, сможет правдиво рассказать обо всех особенностях морской профессии? Мероприятие переросло в душевный разговор».

Порадовали нас и корректировки исходного сценария, связанные с чтением и обсуждением отрывков повести В.Пикуля «Мальчики с бантиками», с усилением интерактивной составляющей занятий. Учитель начальных классов средней школы № 30 (г. Архангельск) Ирина Владимировна Бабурина дополнила чтение отрывками из аудиокниги «Мальчики с бантиками». Неожиданной для учителя оказалась просьба ребят познакомиться с повестью целиком на уроках чтения.

Наталья Анатольевна Кута (Центральная детско-юношеская библиотека г. Коряжмы, Архангельская область), «использовала приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: “корзина идей” (в начале мероприятия обменивались информацией об историческом прошлом Соловков, их географическом положении); “толстые и тонкие вопросы” (после прочтения некоторых отрывков повести)».

Наталья Сергеевна Лобанова (Усть-Пинежская библиотека, Холмогорский район Архангельской области) провела мастер-класс по изготовлению поделки на морскую тему. В конце занятия библиотекарь задала вопросы, вызвавшие оживлённую беседу. Смогли бы вы учиться в такой школе? Какими качествами вы обладаете или каких качеств вам не хватает, чтобы стать юнгой?

Людмила Викторовна Пекишева, библиотекарь Верхне-Матигорской средней школы (д. Харлово Холмогорского района Архангельской области), активно задействовала ребят. Отрывки из повести Пикуля ребята выразительно читали сами (заранее готовились), а библиотекарь выступала в роли ведущего, задавала вопросы на понимание прочитанного. Также на занятии ребята познакомились с повестью Павла Вишнева «Юнги».

Елена Михайловна Стародубцева (Мелиховская сельская библиотека, Ростовская область) добавила к предложенным нами отрывкам повести «Мальчики с бантиками» свои, чтобы обсудить их с ребятами. Например, «разговор Саввы Огурцова с молодыми людьми о потере ими главной ценности жизни – времени». 

Появился благодаря акции и новый медиапродукт. Ольга Борисовна Хижняк и учащиеся 4, 5, 6 классов из средней школы № 57 им. В. Х. Хохрякова (г. Пенза) сделали по теме акции короткое видео.

Переживания и размышления

Рассказывая о реакции слушателей на рассказ о юнгах и чтение отрывков из повести Пикуля, участники акции отмечали искренний интерес школьников к морской теме, удивление стойкостью и мужеству юнг, сильный эмоциональный отклик. Ребята примеряли ситуацию на себя, задавали себе вопрос, смогли бы они пройти через такие же испытания? Отрадно,  что во многих отчётах говорится о желании детей прочитать «Мальчики с бантиками» целиком.

«Абсолютная тишина и внимание. Удивление по поводу возраста юнг. Высказано желание о прочтении произведения» (Елена Викторовна Воробьёва, Ерцевская библиотека-филиал № 11, Коношский район Архангельской области). «Очень мужественные были подростки, в то нелёгкое время». «Мы бы так не смогли, за короткий срок, своими руками, без техники, в холод, построить школу юнг». Эти высказывания уже из отчёта Венеры Усеновны Андриенко (Межпоселенческая центральная библиотека посёлка Тарасовский, Ростовская область).

«Поняв, что мальчики, самостоятельно строившие себе жильё на Соловках, практически ровесники тем, кто присутствует на уроке, один из мальчишек сказал: “Как же страшно им должно быть. А они отчаянные, отважные. Настоящие герои! Благодаря таким ребятам мы и победили” (Галина Николаевна Перцева, Детский отдел межпоселенческой библиотеки г. Козловка, Чувашская Республика). «Им было очень жаль всех героев. Такое раннее взросление! Столько страха, боли и недетских испытаний!» (Маргарита Николаевна Кириллова, Андрюшевская сельская библиотека, Чувашская Республика).

А вот какие высказывания приводят Анна Владимировна Кляузова, Галина Александровна Таровик, Ольга Евгеньевна Аликина (Юношеская модельная библиотека, п. Усть-Абакан, Республика Хакасия):

Миша: «Я захотел быть юнгой! Это же так здорово – они храбрые, сообразительные и у них всё должно быть чётко. Жаль, что нет возможности у нас здесь быть юнгой, но я, наверно, тогда пойду в кадеты!» Давид: «Я просто не представляю, как такие маленькие ребята в возрасте 15 лет уже шли в юнги!? сколько мужества в этих ребятах!» Маша: «Я даже не знала, что штаны у моряков сшиты клёшами не просто так! А само произведение очень интересное, обязательно его прочитаю!»

«Учащиеся слушали с огромным интересом, задавали вопросы по тексту, делали сравнение с современными мальчишками-одногодками. Ребята говорили о дисциплине, об огромной тяге к учёбе, о тяжёлом труде, о музыке, об отдыхе. Все были просто шокированы действиями маленьких юнг» (Надежда Николаевна Баева, Волошевская сельская библиотека, Плесецкий район, Архангельская область). «Ребята были потрясены тем, в каких условиях жили и учились их сверстники в годы войны» (Наталья Владимировна Брылева, МБУК «Центр культуры», библиотека, с. Курумоч, Волжский район, Самарская область).

«Книга стала удивительным открытием для присутствующих. Наш город расположен далеко от моря, тема судоходства и мореплавания для современных подростков совсем не известна. Затаив дыхание, мальчики, да и присутствующие девочки, узнавали морские профессии, тонкости морского дела» (Ирина Анатольевна Зайцева, библиотека семейного чтения «Очаг», г. Новошахтинск, Ростовская область).

«Многих поразила сила их стремления к своей мечте, несмотря на трудности и решение даже умереть во имя Победы» (Нина Афиногеновна Павлова, Жуковская сельская библиотека, Семикаракорский район, Ростовская область). «Когда ученики увидели форму юнг, они быстро догадались, почему повесть называется “Мальчики с бантиками”.  Во время рассказа о памятниках в честь соловецких юнг, ребята говорили: “А мы видели! ”, “А мы знаем! ”» (Ольга Сергеевна Хирнова, Центральная детская библиотека Приморского района, п. Уемский, Архангельская область).

«…живой интерес участников вызвали факты, связанные с обустройством быта юнг, их взаимодействием с товарищами и командирами… Как обучали курсантов-радистов компьютерной грамотности? Ответ, поясняющий отсутствие компьютеров и сети Интернет в период Великой Отечественной войны, «огорчил» современных школьников… Ребята обсудили сложившуюся между героями ситуацию «дашь на дашь», пытаясь выяснить, насколько это правильно. …несколько участников акции заинтересовалось сюжетом и выразило желание прочесть повесть целиком» (Татьяна Викторовна Филина, детская библиотека п. Сеймчан, Магаданская область).

«Материал очень интересный, особенно для подрастающих мальчишек, слушали очень внимательно, по каждому слайду презентации бурно диспутировали, узнали много новых «морских» слов, активно обсуждали, смогли бы они, теперешние ребята, жить и учится в таких условиях, смогли бы встать в столь юном возрасте на защиту Родины? Пришли к общему выводу, что если понадобится, то смогут»  (Наталья Михайловна Севастьянова, Афанасьевская сельская библиотека, Верхнетоемский район, Архангельская область).

«С этой повестью семиклассники были знакомы ранее, поэтому разговор получился живой. Не в форме лекции, а в форме диалога прошло мероприятие. Ребята горячо откликались на чтение фрагментов повести В. Пикуля «Мальчики с бантиками», дополняли, продолжали за учителем рассказ, с удовольствием рассматривали фотографии презентации, что позволило прикоснуться к документальному фото. Большое впечатление произвёл рассказ о специальностях, которые приобретали юнги. Наших школьников очень заинтересовали факты строительства землянок-кубриков силами мальчиков. После участия в акции ученица 7 класса написала творческую работу «Мы будем помнить» и приняла участие в… конкурсе эссе, посвящённом 80-летию создания Соловецкой школы юнг» (Юлия Светлановна Попович, средняя школа № 27, г. Архангельск).

«Ребятам очень жаль было всех героев.  Столько страха, боли и недетских испытаний выпало на долю мальчишек. Переживали за «необходимые семьдесят килограммов», которые должен был выжать Савка. Вместе с Савкой радовались, что записали в рулевые. А сколько было удивления, когда узнали, что «клёш — не роскошь, а необходимость» (Анна Анатольевна Терехова, Славянская сельская библиотека-филиал № 18, Нововаршавский район, Омская область).

Вот какой отзыв приводят в отчёте Юлия Сергеевна Клепикова и Наталья Александровна Худякова (Конёвская библиотека семейного чтения, Плесецкий район, Архангельская область): «Произведение очень затронуло. Меня поразило то, что мальчишки практически моего возраста смело идут воевать с превосходящими силами фашистов и совсем не боятся умереть, потому что они знали, они умрут за родину!»

Творческое задание

Мы выбрали облако слов как наиболее оптимальный способ за короткое время и в увлекательной форме обобщить впечатления и мысли ребята по поводу только что услышанного. Ожидания оправдались. Творческое задание вызвало у ребят большой интерес. Многие организаторы акции отмечали, что ранее не применяли составление облака слов. К сожалению, не у всех была техническая возможность выполнить такое задание.

«Очень понравилось творческое задание «Облако слов». Участвовало четыре 5-х класса, и у каждого получились совершенно разные облака», – рассказывает Наталья Александровна Напалкова (средняя школа № 77, г. Омск). «Выполнение творческого задания – составление облака слов – показало, что запомнили очень много – и о жизни, учёбе в школе, бытовые мелочи, морские термины. После мероприятия взяли несколько книг с предложенной книжной выставки “Прочитанная книга о войне – твой подарок ко Дню победы”» (Елена Михайловна Микерова, Ровдинский БКЦ, Шенкурский район, Архангельская область).

Возникали и затруднения: «При создании облака слов вышла некоторая заминка, дети ничего подобного не делали. Хотя задание простое, но немногословные (это отмечают все учителя литературы) дети не спешат делиться словами и эмоциями» (Надежда Михайловна Горлышева, школа № 23 им. А. С. Пушкина, г. Архангельск). Надеемся, что этот вид творческого задания приживётся и будет по достоинству оценён как эффективный приём рефлексии на уроках и библиотечных занятиях.

Какие же облака слов получились по итогам беседы? Самые крупные слова в облаке – те, которые чаще всего называли. Значит, именно эти слова ассоциируются у школьников с темой рассказа и периодом Великой Отечественной войны. Такими словами стали: юнга (юнги), Соловки, море, флот, Родина, мужество, смелость (смелые), война, победа. Но в некоторых облаках выделены и такие слова: боль, доброта, труд, мир.

Все облака слов можно посмотреть в фотоальбоме.

Сердечно благодарим за неравнодушие и энтузиазм библиотекарей и учителей, всех, кто присоединился к нашей акции! Мы получили большое количество тёплых слов благодарности, хороших откликов, полезных замечаний и пожеланий. Фотографии участников акции можно посмотреть в фотоальбоме.

В качестве общего итога акции приведём отрывок из отчёта Евгении Викторовны Жук (Межпоселенческая центральная библиотека им. С. А. Королёва, Кировское детское структурное подразделение № 6, Кагальницкий район, Ростовская область):

«Книга “Мальчики с бантиками” стала настоящим открытием для учащихся. Обсуждая повесть, ребята единодушно согласились, что эта книга сделала их лучше. Ребята пожелали полностью прочитать повесть и посоветовать её для прочтения своим друзьям».

 



Назад в раздел