Итоги областной читательской акции «Родина до небес»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги областной читательской акции «Родина до небес»



Итоги областной читательской акции «Родина до небес»

Почему 80-летний юбилей разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве мы решили отметить областной читательской акцией? В первую очередь потому, что мы знали один прекрасный текст нашего земляка Дениса Макурина – рассказ «Родина». Восьмилетний Миша вместе с братом и дедушкой – участником Сталинградского сражения посещают мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Сюжет незатейливый, но здесь важнее эмоции, переживания, размышления героев, «старого и малого». Уверены, что не ошиблись с выбором произведения: читательский отклик случился, да ещё какой!

Цифры и охват

Чтение прошло на 115 площадках – в детских, муниципальных, школьных библиотеках, школах и домах культуры. Участниками акции стали библиотекари и педагоги из Архангельска, Холмогорского, Приморского, Коношского, Устьянского, Плесецкого, Вилегодского, Каргопольского, Шенкурского, Вельского, Лешуконского, Няндомского, Мезенского, Ленского, Пинежского, Котласского и Верхнетоемского районов, а также учитель одной из школ г. Ярославля. Рассказ Дениса Макурина «Родина» был прочитан 4351 ребёнку.

В нашем итоговом отчёте не удалось упомянуть каждого участника акции, и мы начинаем с того, что благодарим всех - за неформальное отношение и творческий подход!

Чтение и обсуждение

«После прочтения в классе некоторое время стояла тишина, потому что рассказ произвёл на детей сильное впечатление и они не сразу смогли поделиться своими переживаниями», - рассказали педагог и педагог-библиотекарь средней школы № 26 Архангельска. О подобной реакции аудитории говорится и в других отчётах. Рассказ задел за живое, тронул сердца.

Какой рассказ по настроению? Грустный, печальный, торжественный, трогательный, тревожный… Приведём ответ из отчёта Татьяны Юрьевны Антоновой (Илешская сельская библиотека, Верхнетоемский район): «Грустный и в то же время весёлый… воспоминания деда Вани очень грустные и печальные, так как на войне он потерял много хороших товарищей, друзей, и вообще очень много погибало солдат. А весёлое то, что мы… несмотря ни на что победили в войне и Сталинградской битве. И два брата Миша и Ваня увиделись с дедушкой-героем и могли его держать за руку и гулять по Мамаеву кургану и гордиться своим дедом».

Важно, что ребята прониклись состоянием героев, смогли его описать. Светлана Анатольевна Вижевцева (Пинежская детская библиотека) приводит такое высказывание: «Жалко Мишкиного дедушку, каждый раз, когда он приходит на Мамаев курган, он вспоминает своих погибших товарищей. Эти воспоминания причиняют ему боль». А вот ещё предположения, которые приводит Ирина Сергеевна Куклина (Привокзальная детская библиотека, г. Архангельск): «Я понимаю, почему дедушка мальчика заплакал, когда они поднимались по ступеням и видели в стенах застывших солдат. Может, дедушка вспоминал своих друзей, с которыми воевал и которые погибли в сражении, может, брата. А может, просто картины войны, где на его глазах гибли дети…»

А о чём мысленно говорил дедушка со своими однополчанами на Мамаевом кургане? «…он благодарил их за свою жизнь, за жизнь своих детей и внуков. А ещё, возможно, просил прощения за то, что не смог сберечь их жизнь, а сам остался в живых» (Светлана Николаевна Елсакова, Детская библиотека-филиал №7 Котласской ЦБС).

А что чувствовал Миша? «Миша понял, как было страшно на войне», «Миша пережил восхищение, радость, гордость». Так говорили четвероклассники из Гимназии №3 г. Архангельска (учитель Ирина Семёновна Бабушкина). А вот наблюдение учеников Ровдинской школы (Шенкурский район): «Миша стал больше ценить своего деда, ведь не каждому удалось выжить в этой битве». Татьяна Евгеньевна Саморокова (Вознесенский СДК, Приморский район) рассказывает, что детей очень впечатлила заключительная сцена, когда Миша разговаривает с Родиной.

Важной частью занятия было и виртуальное путешествие на Мамаев курган вместе с героями. Для этого организаторы предложили использовать электронную презентацию с фотографиями объектов мемориального комплекса. Из всех памятников Мамаева кургана, по наблюдениям педагогов и библиотекарей, самое сильное впечатление произвёл монумент «Родина-мать зовёт!». Многие участники акции дали ребятам информацию о размере статуи, весе, истории создания.

Поразили ребят и Зал воинской славы, и Стены-руины: «Меня поразили солдаты на стенах и как в рассказе говорится об этих солдатах» (Ольга Александровна Пачина, Строевская библиотека Устьянской МЦРБ). Многие участники акции рассказывают о желании, возникшем у детей после прочтения рассказа «Родина». В качестве примера приведём цитату из отчёта Натальи Александровны Ханталиной (Холмогорская ЦБС): «Когда мы вырастем, то поедем на Мамаев курган и отнесём туда цветы».

Пятиклассники Савинской средней школы (Плесецкий район, педагог-библиотекарь Катерина Владимировна Харитонова) после обсуждения рассказа пришли к выводу, что им самим «…хочется быть ближе к родным, когда слышат о войне. Хочется к ним прижаться и почувствовать защиту». Сотрудники Брин-Наволоцкой библиотеки Холмогорской ЦБС рассказывают, что после чтения и обсуждения рассказа ребята выразили желание «поговорить со своими прадедами о Великой Отечественной войне, послушать рассказы об их подвигах». Думаем, это очень хороший итог.

Приёмы и находки

Все участники акции опирались на сценарий, разработанный организаторами, и использовали предложенную электронную презентацию. От себя чаще всего добавляли информацию о Сталинградской битве и мемориальном комплексе (беседа, показ видеоролика, обзор у книжной выставки) и об авторе рассказа Денисе Макурине. Корректировали порядок и количество вопросов беседы – в соответствии с особенностями аудитории.

В Липовской сельской (Вельская БС) и в Тавреньгской (Коношская ЦБС) библиотеках рассказывали детям об односельчанах – участниках Сталинградской битвы. Людмила Анатольевна Черевкова (Пакшеньгская сельская библиотека Вельской БС) показала ребятам фотографии военных лет, предоставленные одним из местных жителей, чей отец был участником Сталинградской битвы.

Марина Николаевна Яшина (Васьковский филиал Центральной библиотеки Приморского района) расширила виртуальную экскурсию и показала ребятам Сталинград в годы войны и отстроенный город в послевоенное время. Педагог-библиотекарь средней школы №22 Архангельска Наталья Валентиновна Лисненко разговаривала с детьми о том, что случилось бы, захвати фашисты власть в нашей стране, показывала фрагмент фильма А. Ромма «Обыкновенный фашизм». В Луковецкой библиотеке (Холмогорская ЦБС) занятие проходило в зале Памяти и Славы, а экспонаты библиомузейной экспозиции «Война. Победа. Память» использовались в ходе беседы.

Наталья Сергеевна Смирнова, учитель СШ №59 г. Архангельска, предложила своим четвероклассникам поучаствовать в выразительном чтении. Идея оказалась удачной: «Когда читал Тимур, казалось, что вот он и есть Миша из рассказа». В Архангельском реабилитационном центре  библиотекарю Ирине Викторовне Лоскутовой помогли старшеклассники, которые выразительно прочитали рассказ «Родина». В селе Ровдино (Шенкурская ЦБС) дети читали стихи о Сталинградской битве.

Марина Викторовна Тарбаева (Михалёвская библиотека Устьянской МЦРБ) читала текст с остановками, чтобы объяснить незнакомые слова и «…дать детям возможность почувствовать себя на месте Миши». Сотрудники Центральной детско-юношеской библиотеки г. Коряжмы (Котласский район) использовали целый арсенал приёмов творческого чтения: словесное рисование, ключевые слова, «Дерево предсказаний» (что попросит Миша у Родины-матери?).

Сотрудники Мошинской библиотеки и школы (Няндомский район) осуществили очень интересную задумку. Они познакомили ребят с фрагментом повести Л.Воронковой «Девочка из города», героиня которой бежала из Сталинграда. После прочтения «Родины» сравнили впечатления ребёнка из осаждённого города и мальчика из мирного времени, посетившего Мамаев курган.

Для закрепления материала некоторые участники организовали мини-викторину, а Ольга Фёдорона Дурыгина, учитель Воезерской основной школы (Няндомский район), использовала приём «Установка последовательности»: «…дети должны были расположить открытки с фотографиями памятников в той последовательности, как было описано в рассказе».

Творчество

«Мальчику Мише было очень интересно сначала, а потом ему стало очень грустно оттого, что его дедушка скорбит над могилами своих однополчан, он проникся подвигом солдат, ему даже не хотелось уходить. А Родина – это самое главное в жизни каждого человека, потому что без Родины не будет нас, её надо защищать, а она общается с Богом и просит защиты за нас, всех своих детей». К такому выводу пришёл пятиклассник школы № 91 г. Котласа. Мини-сочинение процитировала в своём отчёте учитель Ольга Александровна Дурапова.

Учитель Мария Сергеевна Адрахманова (гимназия № 3, Архангельск) приводит такую цитату: «Мне кажется, что когда Миша был на Мамаевом кургане, он пережил сильное сочувствие погибшим воинам, удивление, как же много воинов погибло на войне, и страх. Потому что в этой самой войне был и его дедушка и мог погибнуть. Поэтому он сжал руку ещё сильнее…» Здесь мы видим полное проникновение в чувства героя и сопереживание ему.

Очень эмоциональное сочинение девочки цитирует Надежда Александровна Кашина (Березницкая библиотека Устьянской МЦРБ): «Как волновался Миша на Мамаевом кургане! Сегодня он узнал, что испытал его дед, когда был молодым. Сколько товарищей потерял! Много лет уже прошло, а дед по-прежнему горюет, не может сдержать слёзы. Если бы я была на Мамаевом кургане, я бы тоже попросила Родину-мать сделать так, чтобы не было войны никогда! И я верю, что так и будет, ведь наша Родина огромная, она до самого неба!»

И нельзя не привести такую яркую цитату из детской работы: «На Мамаевом кургане из огромных глыб высечены силуэты бойцов, чья отвага и сила духа крепче, чем материал, из которого они сделаны» (ЦДЮБ г. Коряжмы).

Сочинения мы предложили дать в качестве творческого задания ребятам постарше – ученики начальных классов в основном рисовали на тему «За что сражались защитники Сталинграда». Священная война всегда идёт за мир, и наши дети изобразили «…русские просторы, мирное небо, семьи солдат, родные дома» (цитата из отчёта Любови Клавдиевны Ракитиной, Муравьёвская сельская библиотека Вельской БС). Любовь Евгеньевна Кречетова (Кречетовская библиотека Каргопольской ЦБС) отметила: «В рисунках дети отразили нашу природу, дома… простую, бесхитростную, спокойную жизнь нашей деревни».

Анну Владимировну Меньшикову (Городская детская библиотека имени Е.С. Коковина, Архангельская ЦБС) более остальных поразил рисунок, на котором изображён младенец, лежащий на материнских и отцовских ладонях. Действительно, яркий символический образ мирной жизни. Детский взгляд на мирную жизнь представлен в фотоальбоме, где размещены некоторые из детских творческих работ.

Несколько наших участников организовали коллективное творчество. Это было некоторым отступлением от условий акции, но результат получился замечательный! Вот что рассказывает Ольга Николаевна Михайлова (Ракуло-Кокшеньгская сельская библиотека Вельской БС): «В процессе оформления плаката мы попытались ответить на вопрос: “Что отняла или могла отнять у солдат и у будущего поколения война?” Каждый выбрал картинку, раскрасил и приклеил её рядом с вечным огнём. Языки пламени – это детские ладошки, на них ребята написали свои пожелания, что же они попросили бы у “Родины-матери”. Почти все написали: “Мир! Чтобы никогда не было войны!”»

Творческие работы учеников средней школы № 67 Ярославля украсили информационный стенд, посвящённый юбилею победы в Сталинградской битве. Это панно с изображением монумента «Родина-мать зовёт!» и алыми гвоздиками у его подножия (цветы ребята сделали сами на занятии), а также символическая аллея памяти с белыми берёзками. Ребята из деревни Заболотье Холмогорского района выполняли аппликацию «Мирное небо».

Ирина Ивановна Бушманова, педагог-библиотекарь школы № 4 посёлка Вычегодский (Котласский район), проводила занятие для восьмиклассников. Вместо рисунков они сделали «живую картину» из мирной жизни. Получилось здорово!

Заключение

А вместо заключения приведём просьбы к Родине, которые произнесли бы ребята, окажись они на месте главного героя (из отчёта Н.В. Лисненко, педагога-библиотекаря СШ №22 Архангельска):

  • Чтоб не было войны, все люди были добрыми, мирными, общались без ссор.

  • Чтобы в мире не было плохих людей, чтоб люди не портили природу, не мучили животных и не сеяли болезни.

  • Чтобы в каждой семье было своё, хоть и маленькое, но счастье.

  • Чтоб все страны объединились и все народы были свободны и дружны.



Назад в раздел