Итоги акции


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги акции



Итоги областной читательской акции «PRO Дениску»

География и цифры

Площадками для проведения читательской акции стали детские и муниципальные библиотеки, а также средние школы. Участвовали города Архангельск, Новодвинск, Котлас, Коряжма, Мирный, Каргополь, Няндома, Мезень, а также посёлки, деревни и сёла Котласского округа, Онежского, Приморского, Холмогорского, Устьянского, Шенкурского районов области. «Кот в сапогах» и другие рассказы Виктора Драгунского слушали 1051 ребёнок дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

Чтение и обсуждение

Большинство участников акции выбрали предложенный организаторами сценарий громкого чтения рассказа «Кот в сапогах». Разумеется, были внесены коррективы. Читали и другие рассказы Виктора Драгунского, тоже очень известные: «Друг детства», «Двадцать лет под кроватью», «Бы», «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Он живой и светится», «Тайное становится явным», «Шляпа гроссмейстера», «Хитрый способ» и некоторые другие. Организаторы акции надеялись, что будут открытия менее популярных текстов, в которых больше грусти и раздумий о жизни – но не случилось. Верим, что открытиям суждено состояться позже – и у детей, и у взрослых. 

Как и предполагалось, чтение рассказов прошло очень хорошо, слушали с большим интересом. Начнём с «Кота в сапогах». Взрослым пришлось объяснять ребятам значения слов «горжетка», «керогаз», «бахилы» - но это не помешало получить удовольствие от истории, которая оказалась очень близкой. Читатели Мезенской детской библиотеки «…приводили примеры, когда сами оказывались в подобной ситуации: опаздывали, не успевали что-либо сделать и спохватывались в последний момент». Ирина Всеволодовна Антуфьева (Емецкая детская библиотека, Холмогорский район) рассказывает, что во время занятия ребята «представляли себя на месте героя. Вспоминали свои наряды на Новый год…»

Вот как описали свои впечатления ученики Ровдинской средней школы (Шенкурский район): «Было очень смешно, когда друзья подбирали Дениске костюм и пришивали хвост. Как необычно и странно на мальчике смотрелись папины сапоги и мамина шляпа. И Дениска не побоялся быть смешным». Поэтому он и выиграл конкурс на лучший костюм, не так ли? Школьники из г. Мирный сделали такой вывод: «…в любой трудной ситуации надо не унывать, а искать выход».

Ученикам Ластольской средней школы (Приморский район) очень понравился поступок Дениски, когда он отдал одну из призовых книг своему другу. Ребята сделали вывод о героях рассказа: «Они настоящие друзья». «Дениска отдал книгу, потому что он добрый», - рассуждали читатели Емецкой детской библиотеки. «Дениска оказался благодарным и совершенно не жадным. Он понял, что без помощи друга никогда бы не завоевал первый приз», -  решили ученики Ровдинской средней школы.

По словам коллег из Няндомской детской библиотеки, «многие дети говорили, что у Дениски хороший друг, который ему помог, а ещё о том, что без мамы плохо, даже если она уехала всего на несколько дней». Тонко почувствовали настроение рассказа и дети из посёлка Шелашский (Шенкурская ЦБС): «Рассказ смешной, но и грустный тоже, потому что у Дениса мама уехала, а когда мамы долго нет, всегда грустно».

Светлана Николаевна Елсакова (Детская библиотека – филиал №7 Котласской ЦБС) также размышляла вместе с ребятами о настроении рассказа. Вот к какому заключению они пришли: «Рассказ нельзя назвать смешным, потому что Дениска много грустил о маме и считал дни, когда она вернётся домой из санатория. И даже победа в конкурсе костюмов не помогла, чтобы развеселиться, а важнее было, что до приезда мамы оставалось совсем немного».

Гости Новодвинской детской библиотеки (город Новодвинск) были единодушны в выводе: «Дениска – счастливый человек, так как у него есть самое главное – семья, имеются хорошие друзья… самый лучший  друг Мишка, который готов помочь Дениске и поддержать его». Ребята из основной школы № 12 Архангельска заключили: "Счастье - это иметь верного и отзывчивого друга".

Хотелось бы узнать, как были восприняты детьми другие рассказы Драгунского, но подробности мы нашли лишь в отчёте Привокзальной детской библиотеки (Архангельская ЦБС), где читала первоклассникам «Друг детства». «В ходе обсуждения ребята вспоминали свои любимые игрушки и понимали Дениску, почему он так резко передумал и даже заплакал. Мишка был для Дениски лучшим другом, а бить друзей не очень хорошая идея». Библиотекарь Елена Сергеевна Полякова признаётся: «…очень хотелось приблизить Дениску к современным ребятам, показать, что он также задаётся разными вопросами, испытывает чувства, любит играть в игрушки и мечтает поскорее стать взрослым, найти своё дело. Показать ребятам сходство Дениски с ними – один из способов замотивировать на прочтение других историй из цикла “Денискины рассказы”»

Ирина Сергеевна Лапина (Исакогорская детская библиотека № 13) читала ребятам «Шляпу гроссмейстера». Третьеклассники очень переживали за Дениску, вот что они сказали: «Хорошо, что у этой истории счастливый конец, ведь шахматист, хоть и рассердился сперва, понял, что мальчик не виноват».

Приёмы и находки

В начале занятия участники акции знакомили детей с биографией Виктора Драгунского, показывали книжные выставки и электронные презентации. Некоторые использовали игровые приёмы. Например, в БКЦ посёлка Шелашский с читателями поговорили о предметах, представленных на экспозиции, о том, какую роль они сыграли в жизни Дениски. Был также проведён конкурс фантазёров: ребята должны были придумать оправдание своего опоздания на урок. В Шеговарской библиотеке (Шенкурский район) библиотекарь Галина Васильевна Семакова проводила для ребят игру «Секретная корзинка», в которой были загадки, вопросы по рассказам Драгунского и кроссворд. Насыщенна игровая составляющая была и на занятии в Каргопольской детской библиотеке.

Некоторые участники акции читали не один рассказ, а несколько. Вот как объясняет такой ход Надежда Григорьевна Апрасидзе (Забелинская библиотека, Котласский район): «активность детей в самостоятельном чтении довольно низкая, хотелось, чтобы они услышали больше произведений и таким образом возник интерес к книгам Драгунского».

Библиотекарь Вознесенской библиотеки и педагог Ластольской СШ, которые также взяли несколько произведений, использовали разные способы «подачи материала»: рассказ «Бы» читали детям взрослые, отрывок рассказа «Где это видано, где это слыхано» был прочитан учениками, а после чтения рассказа «Кот в сапогах» ученицы показали инсценировку фрагмента произведения. Приём драматизации использовали и коллеги из Приводинской библиотеке (Котласский район): ребята читали отрывки из рассказа «Двадцать лет под кроватью» по ролям.

Современные дети живут в визуальной культуре, не случайно в последнее время мы всё чаще слышим о большом интересе к диафильмам. В Приводинской библиотеке (Котласский район) и Привокзальной детской библиотеке (Архангельск) рассказы Драгунского читали с экрана – с помощью диафильмов.

Нам всегда интересно, как участники акции, которые взяли за основу наш сценарий, корректируют его. На этот раз удивили и порадовали коллеги Няндомской детской библиотеки, которые придумали такой вопрос по «Коту в сапогах»: «Какой костюм вы смогли бы сделать самостоятельно?»  Ребята не растерялись! Вот как ответили: «Повара (халат из папиной рубашки, колпак из бумаги), привидения (из белой простыни), царя с короной и принцессы в красивом платье». Коллеги из Котласской городской детской библиотеки придумали интересные формы рефлексии: выбрать нужные предметы для карнавального костюма Дениса и подобрать пословицу, подходящую к смыслу рассказа.

«Денискины рассказы» - книга, объединяющая поколения. Замечательный урок получился у Ирины Васильевны Пепеляевой, педагога-библиотекаря школы №20 Архангельска. Она подготовила двух семиклассниц, которые провели несколько уроков в начальных классах. Девочки прочитали по ролям рассказ «Кот в сапогах» и обсудили его с ребятами. Рисунками, выполненными детьми, был оформлен школьный стенд. А в Ровдинской средней школе в холле начальной школы повесили забор-газету «За что я люблю “Денискины рассказы”».

Творческое задание

Творческое задание носило название «Один день с Денисом Кораблёвым». Ребятам предложили подумать, что они показали или рассказали бы Денису, окажись он перед ними. Свои фантазии можно было воплотить устно, письменно и с помощью рисунков.

Коллеги из Каргопольской детской библиотеки признаются: «…понравилась идея – Дениска в наше время. У ребят получился большой полёт фантазии». «Ребята в своих фантазиях водили Дениску на нашу набережную, знакомили с родителями, пили вместе чай, давали ему попробовать разные чипсы, ходили вместе в магазин одежды и многое другое».

По этим двум направлениям и пошло воображаемое общение с литературным героем: показать малую родину и познакомить с современными технологиями. Ребята из Емецка, Шангал, Шеговар, Мезени, Ровдино с большой любовью изобразили в своих рисунках родные места. В своём воображении они купались и загорали вместе с Дениской, ходили в лес, ловили рыбу, катались на лыжах, коньках и санках, играли на детских площадках…

Елена Сергеевна Полякова (Привокзальная детская библиотека, Архангельск) предложила детям выбрать интересные места в городе, которые они хотели бы показать Дениске. Вариантов было много, но больше других всем понравилась идея сводить мальчика из прошлого в парк аттракционов «Потешный двор». Итогом стал замечательный коллективный рисунок.

Когда библиотекари Няндомской детской библиотеки обсуждали с детьми творческое задание, ребята пришли к выводу,  что прежде всего надо рассказать Дениске о главных изобретениях нашего времени – мобильном телефоне и Интернете. Гости Новодвинской библиотеки изображали Дениску, оказавшегося в нашем времени. На своих рисунках они показали, как выглядят современные детские площадки, архитектура, гаджеты и средства передвижения (скейтборд). Захотелось им познакомить Дениса Кораблёва и с современной разговорной речью. Это отражено в одном из комиксов. А на другом рисунке-комиксе девочка даёт Денису свой мобильный телефон.

Экспрессивные панно на тему «Дениска в нашем времени» получились у ребят, которые пришли в Нименьгскую библиотеку (Онежский район). Поражённый мальчик смотрит на современные интерьеры комнат. Ребята из Ровдино изобразили тостер, кофе-машину и современное здание своей родной школы.

Дети не только рассказывали Денису о современной жизни, но и сами задавали ему вопросы. Это были вопросы и о времени, и о человеке. Вот что интересовало ребят из села Заостровье (Приморский район): «Какие у вас были игрушки и во что вы играли? Были у вас телефон и телевизор? Какой у тебя был портфель? Любил ли ты читать и сколько книг прочел? Хорошо ли ты учился?» Приведём сочинения школьника из Ровдино: «Привет! Что было в прошлом? Сейчас у меня есть телефон, планшет, колонка. Скажи, где ты жил? Как встречал Новый год? Я учусь в школе, живу в Ровдино, у меня есть друзья».

В продолжение темы – цитаты из сочинений шестиклассников школы № 91 г. Котласа (учитель – Ольга Александровна Дурапова): «Привет, Дениска, я очень хочу узнать, чем ты занимаешься на протяжении всего своего дня? Особенно в выходные? Как ты обходишься без гаджетов?»  «Что интересного происходит в ваше время? Каково это – жить в коммунальной квартире?» «Я очень хочу показать тебе нашу школу, электронные доски, телевизоры не только в каждом доме, но даже в каждом кабинете! Показала ты тебе мои ролики на Тик-Токе и сняла ролик с тобой!» «Денис, я хочу поговорить с тобой об играх и развлечениях, которыми заняты ты и твои друзья в ваше время. Мне интересно, как ты учишься, что проходят в ваше время в 6 классе». «Мне очень интересно, когда ты живёшь, Гагарин уже полетел в космос?»

Вместо заключения

Акция состоялась. Дети познакомились с новыми для себя рассказами Виктора Драгунского, с интереснейшей биографией писателя, почувствовали, как близок им мальчишка из далёких советских времён Денис Кораблёв. От всей души благодарим всех участников читательской акции «PRO Дениску» за труд и творчество! А закончим двумя прекрасными детскими высказываниями.

«Виктор Драгунский здорово описывает смешные случаи в школе. Рассказы очень понравились. Будем ещё читать». «Вот бы познакомиться с Дениской! И пошалить с ним!»



Назад в раздел