Итоги областной акции «Хорошая жизнь»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги областной акции «Хорошая жизнь»



Итоги областной акции «Хорошая жизнь»:

Родительское собрание по рассказу Аркадия Гайдара «Голубая чашка»

Цифры и охват

В областной акции приняли участие города Архангельск, Шенкурск, Котлас, Коряжма, Мирный, посёлки Плесецк, Коноша, Октябрьский, село Верхняя Тойма, округа: Холмогорский, Шенкурский, Устьянский, Приморский, Виноградовский. Площадками стали АОДБ им. А.П. Гайдара, муниципальные библиотеки, школы и детские сады – всего 19. Собрания посетили 256 родителей.

Размышления и споры

Первое областное родительское собрание Гайдаровка организовала в 2022 году. Темой стали книги известного психолога Екатерины Мурашовой. Из-за существовавших тогда пандемийных ограничений участвовали в акции немногие, однако, отклик был положительный. В 2024 мы предложили библиотекарям, педагогам и психологам «по-взрослому» перечитать вместе с родителями «Голубую чашку» Аркадия Гайдара и уделить внимание теме отношений между героями-супругами.

Организаторы осознавали возможные риски: от нежелания аудитории «разъять на части» любимый текст до вульгарного обсуждения темы встречи с полярным лётчиком. Но мы рискнули – и не прогадали: у всех наших участников получился хороший и живой разговор. Не всегда гладкий и следующий намеченному плану, но тем интереснее.

«Тема затронула всех без исключения!» – подобные фразы встречаются почти в каждом отчёте. Конечно, ведь речь шла о перипетиях семейной жизни. В Коряжемской центральной детско-юношеской библиотеке «…кто-то поддерживал рассказчика, считал, что Маруся командует, ставит свои интересы выше общесемейных, относится к мужу как к ещё одному ребёнку. Кто-то, наоборот, поддерживал Марусю, на которой, как на любой женщине, держится весь дом, и даже в отпуске она вынуждена думать и о быте, и о распорядке дня, и о возможных рисках для членов семьи. А муж ведёт себя глупо, обижается, придумывает какие-то детские уходы из дома вместо того, чтобы по-взрослому поговорить с женой и обсудить недопонимания. К тому же втягивает в конфликт ребёнка!»

В Верхнетоемской библиотеке на собрании присутствовал мужчина, который «как мог защищал отца Светланы», тогда как женская часть считала его инфантильным и была на стороне Маруси. Интересно, что, хоть и на большинстве встреч присутствовали только дамы, многие выступили с осуждением героини. Приведём реплики участниц из нескольких отчётов. «Маруся, уделяя много внимания гостю, обижает других членов семьи». «Разбилась всего лишь чашка, которая стала поводом, чтобы Марусе устроить скандал… Точно Маруся переживает кризис!» «А может, чашку разбила сама Маруся?» «Ну, все как везде! Мать все решает! Что строить, что купить, куда поехать. Только полярные летчики есть не у всех мам!» «Семья держится на любви  главного героя. Он любит. А вот любит ли его жена? Маловероятно. Отец с дочерью всегда вместе, маме до них нет дела. Ей так удобно».

Почему большинство читателей встают на сторону героя-рассказчика? Именно потому, что он рассказчик и мы знакомимся с его версией событий. Такой ответ мы получили на встрече в АОДБ им. А.П. Гайдара. Однако по мере продвижения по тексту отношение к героине менялось (хотя кто-то и остался при своём мнении до конца) и появлялось понимание, что не всё так просто. «Маруся росла без мамы, поэтому не умеет вести себя правильно в семье». Возможно, почему бы и нет? После воспоминаний о первой встрече, после разговора со Светланой сомнения героя исчезают: любовь жива.

На собрании в Федорогорской библиотеке (Шенкурский район) пришли к выводу: «Нет смысла ругаться по пустякам. Взаимные обиды разобщают и не приводят ни к чему хорошему. Очень важно прощать своих близких. Есть надежда,  что семейный кризис семи лет у героев книги будет успешно преодолён». А вот что написал в отзыве один из участников собрания в библиотеках г. Мирный: «…любовь – это, когда ты учишься в недостатках своей половинки видеть достоинства. Ты можешь мириться с этим, а главное, хочешь это делать. Но кризиса в семейных отношениях все равно не избежать». Реплика, прозвучавшая в Емецкой детской библиотеке (Холмогорский район): «Ситуации в семье бывают разные, но всегда нужно искать из них выход совместно, нужно разговаривать, обсуждать проблемы, а не молчать».

Замечательно, что, обсуждая рассказ, рассказывали и о себе. «Как показываю свою любовь? Забочусь о семье  24/7, варю, стираю, воспитываю, кричу, смеюсь, гуляю в детьми,  хожу в гости к маме мужа. Меня без них нет». «Не дарю цветы жене на 8 марта. Она обижается,  не хочет обязаловки. Дарю 5 или 6 марта». «После выхода  из кризиса – полное взаимопонимание. Можно жить дальше».

«Рассказ Гайдара «Голубая чайшка» услышан и проанализирован мною уже с родительской позиции. Интересно, поучительно, размышляла о том, как в своей семье я выхожу из конфликтных ситуаций», – написала в отзыве одна из участниц собрания в Васьковской средней школе (Приморский район). Хочется верить, что такие размышления, которые, конечно, были и у других, послужат во благо.

В ходе бесед рождались и лаконичные формулы семейного счастья. В Ровдинской средней школе (Шенкурский район): забота, понимание, уважение и поддержка. В Верхнетоемской библиотеке: «1. Умение вместе преодолевать жизненные трудности, разговаривать друг с другом, слушать и слышать. 2. Не раздувать из мухи слона, не упрекать, не скандалить. 3. Строить отношения так, чтобы не приходилось делить обязанности, и чаще показывать нежность и любовь друг другу взглядом, тёплым словом, поддержкой».

Психологический компонент

Восемь из девятнадцати участников акции привлекли к проведению собрания психологов (педагогов-психологов), которые рассказывали о семейных кризисах, рекомендовали, как определить, что наступил кризис, давали советы по облегчению прохождения трудных периодов в жизни семьи. Психологи проводили также игры и тренинги.

В Шенкурской центральной библиотеке родители на лепестках ромашки выводили правила бесконфликтного общения и анализировали кризис в семье из фильма «Любовь и голуби». В Библиотеке семейного чтения Коряжемской ЦБС проводили интересный эксперимент «Разбить легче, чем склеить». В Строевской СОШ (Устьянский район) предложили родителям нарисовать семью в образах цветов по методике Л.Лебедевой.

Психологический блок родительских собраний оказался под силу и самим библиотекарям. В библиотеке-филиале №7 Котласской ЦБС родителей знакомили с книгами по психологии семейных отношений и даже организовали небольшую дискуссию по одной из них. В Устьянской центральной районной детской библиотеке придумали интересное творческое задание: «Каждый из собравшихся нарисовал один элемент из жизни идеальной семьи. В результате получилась картина счастливой семьи. Мама, папа, дочка и малыш в коляске».

Заочный диалог поколений

В двух средних школах, № 22 г. Архангельска и Плесецкой, педагоги-библиотекари, не сговариваясь, организовали параллельное обсуждение «Голубой чашки» среди взрослых и среди детей. Н.В. Лисненко (СШ № 22) сознательно ушла от обсуждения взаимоотношения героев-супругов. Вместо этого она предложила, читая рассказ, поразмышлять о двух ключевых концептах рассказа. Наталья Валентиновна обработала и прислала нам ответы пятиклассников и их родителей, которым предложили продолжить фразы: «Обида – это…»; «Семья – это…». Ответы детей и взрослых приведены вместе. Попробуйте определить, где чьи, в этом фрагменте (определение семьи): «лучший круг общения, где можно поделиться новостями», «когда все могут договориться, не ссорятся; все довольны и любят друг друга», «поддержка в трудные моменты; любовь; все трудности проходим вместе»…

Определение обиды: «когда на меня не обращают внимания, обвиняют в том, чего я не делала; могу обиду хранить годами», «когда семья моя куда-нибудь уходит, а у меня в это время тренировка», «когда делают мне назло, или когда обидное что-то повторяется несколько раз», «на уроки, когда их много; когда подруга зовёт гулять, а сама не идёт»… Вот такое получилось погружение в себя, безусловно, очень полезное и продуктивное.

Педагог-библиотекарь Т.Ю. Губина (Плесецкая СШ) рискнула «по-взрослому» обсудить рассказ и с родителями, и с восьмиклассниками. Родители были активны, обсуждали, спорили и часть их высказываний мы уже приводили выше. По словам Татьяны Юрьевны, дети отвечали не так откровенно. Однако в их словах можно найти столько глубины, чистоты и наивной мудрости. Хочется привести их все. «Маруся  молодец. Не бросила главного героя, когда он был ранен. Помогла выздороветь. Я никогда не брошу любимого человека в трудный момент. Буду с ним». «Маруся очень красивая. Волосы развевались на ветру в степи». «Герой  и дочка обижались на маму, но ничего не говорили ей об этом. Откуда она могла знать, что им плохо с ней жить». «Что меня любят, я вижу по глазам и слышу  по интонациям в голосе, даже по дыханию». «Если любишь человека, с ним очень хорошо вместе молчать». «Герой и Маруся  должны всегда быть вместе. Их любит дочка. Как она сможет жить, если мама и папа будут не вместе». «Название “Голубая чашка” подходит рассказу больше чем “Хорошая жизнь”. Когда жизнь хорошая, из дома не уходят».

Вместо заключения

На этой чистой ноте хочется завершить наш обзор, но следует ещё сказать о том, как был воспринят необычный формат родительского собрания. Отклик более чем положительный. «Очень интересно и в доступной форме донесли информацию по семейной психологии в уютной обстановке». «Очень понравился формат обсуждения проблем во взаимоотношениях через литературу». И особенно трогательно зазвучал отзыв педагогов Строевской школы (Устьянский район): «Для наших сельских родителей (когда и так все семьи друг у друга на виду), трудно говорить на “внутренние“ семейные темы. Книга через образы героев помогла провести параллель с собственным поведением в такой ситуации.  Не только “проговорили“, но и пошутили-посмеялись над собственным предполагаемым поведением. Очень позитивно, с добром в душе».

 



Назад в раздел