Балы


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Балы

Балы

«Сделавшись своего рода культом, бальные танцы становятся как бы обязательной повинностью для каждого вступающего в свет члена общества. Не танцевать светскому человеку, а тем более даме времен александровских было немыслимо, как, с другой стороны, умение танцевать и хореографический талант составляли ценное достоинство и составляли успех не только на паркете, но иногда и на поприще служебной карьеры».

Было бы ошибкой воспринимать бал только как отдых: танцы и все необходимые церемонии отнимали много физических сил. Нередко посещение балов в сезон было ежедневным. А в письмах А. С. Пушкина мы находим упоминание о двух балах в день!

Кроме того, танцевальные вечера представляли угрозу здоровью, ведь переохлаждение разгорячённого танцами тела приводило к простуде или к воспалению лёгких, что нередко в то время заканчивалось смертельным исходом.

«Помимо физической, танцующие испытывали ещё большую эмоциональную нагрузку. На балу требовалось безукоризненно выглядеть, контролировать каждое движение и слово и при этом казаться естественным, приветливым и весёлым. Наука бального общения требовала долгих лет обучения. Именно поэтому бальная культура входила в жизнь человека ещё в детские годы в виде многочисленных уроков танцев и этикета и посещения детских балов».

Колесникова А. Бал в России XVIII – начала XX века / Анна Колесникова. – Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2005. – 301 с.: ил.

«Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию. Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, задавал определённый стиль не только движений, но и разговора. Для того, чтобы понять сущность бала, надо иметь в виду, что танцы были в нём лишь организующим стержнем. Цепь танцев организовывала и последовательность настроений. Каждый танец влёк за собой приличные для него темы разговоров. При этом следует иметь в виду, что разговор, беседа составляла не меньшую часть танца, чем движение и музыка. Выражение “мазурочная болтовня” не было пренебрежительным».

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – Санкт-Петербург: Азбука, 2014. – 540 с.

«У помещиков, которые жили, как писал Пушкин, “в глуши” или даже “в пустыне” (с точки зрения столичного дворянина), балы были довольно редки…

Тем не менее в приличном дворянском доме непременно была специальная большая комната со стульями вдоль стен – зала на случай, если понадобиться дать бал».

Ермильченко Н. Русский дворянин эпохи Пушкина / Наталия Ермильченко. – Москва: Унисерв, 2005. – 95 с.: ил.