Образцов С. Моя профессия / Сергей Образцов. – М.: Искусство, 1981. – 456, [6] с.: ил.
«Профессия моя определилась не сразу. По образованию я художник, а до того, как стать руководителем театра кукол, я был в течение четырнадцати лет актёром сперва музыкального, а потом драматического театра». Так начинает свой рассказ Сергей Владимирович Образцов – создатель и руководитель Государственного центрального театра кукол в Москве, который теперь носит его имя. Вы узнаете, как началось увлечение Образцова куклами и как оно стало делом всей его жизни.
Когда Сергею Образцову было семь лет, мама подарила ему маленькую куклу. «Называлась эта кукла Би-ба-бо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка. Указательный палец входил в голову, а большой и средний становились ручками куклы…
Мордочка у Би-ба-бо была очень смешная, глаза круглые, вытаращенные, носа почти нет, рот длинный, растянутый, а на голове не то колпачок, не то феска.
Выражение лица у него было какое-то неопределённое. Если руки растопырить, то глаза казались удивлёнными; если захлопать ручками в ладоши, казалось, что Би-ба-бо смеётся; если схватиться обеими ручками за голову, у Би-ба-бо лицо становилось испуганным, а если наклонить голову вниз и сжать куклу комочком, Би-ба-бо плакал.
Всё, что ни делал Би-ба-бо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривая прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина Эйнем у Мясницких ворот, около которых мы тогда жили.
За стеклом Эйнема среди пирожных, конфет и шоколада всегда была выставлена какая-нибудь механическая реклама, останавливавшая и детей и взрослых.
Помню, как там был почему-то поставлен горящий дом и смешные куклы-пожарные качали воду пожарными насосами.
Рядом с ними мой Би-ба-бо – настоящий маленький человечек. Он может потереть ручкой стекло, чтобы ему лучше было видно; он аплодирует, как зрители в театре; он оглядывается на подошедшую тётю с мопсом; он вертится в разные стороны, и все вокруг смотрят на моего Би-ба-бо и смеются. Даже мопс заинтересовался и стал его обнюхивать, а тот хлопнул мопса по носу, и удивлённый мопс, отскочив, спрятался за тётю с птицей на шляпе. Уже никого не интересует глупый пожар в шоколадной витрине Эйнема – Би-ба-бо победил».
В книге Сергея Образцова вы найдёте много интересных историй о том, как создавались самые знаменитые спектакли его театра и куклы для них.