Совершенствование деятельности библиотек в
современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы, с
повышением значимости методических служб библиотек. Методическая
работа государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области
«Архангельская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара» в 2015 году
велась планомерно и охватывала все основные направления библиотечного
обслуживания детей и подростков.
Методический мониторинг и аналитическая
деятельность
Сбор
данных о работе библиотек и их анализ занимает важное место в методической
работе. Изучение состояния библиотек,
опыта их работы позволяет определить основные тенденции развития
библиотечного обслуживания в регионе, выявить интересные начинания. На основе полученных данных сотрудниками
отдела были составлены: сводная таблица цифровых показателей детских библиотек
области, сводная таблица «Библиотечное обслуживание детей и подростков
муниципальными библиотеками Архангельской области», статистическая форма
«Показатели муниципальных детских библиотек» для Российской государственной
детской библиотеки, актуализирована база данных «Детские библиотеки/отделы
Архангельской области».
Результатом
анализа статистических данных и информационных отчетов, представленных детскими
библиотеками, стали аналитические обзоры «Библиотечное обслуживание детей и
подростков Архангельской области в 2014 году» и «Решаем проблемы, сохраняем
традиции, пробуем новое: из опыта краеведческой
работы с детьми в 2014 году». Обзоры были опубликованы на сайте
библиотеки и в сборнике «Библиотечное обслуживание детей и подростков
Архангельской области 2014 году», что
позволило довести результаты анализа до муниципальных библиотек всех
районов Архангельской области.
Консультационно-методическая
помощь библиотекам Архангельской области
Сотрудники
библиотеки оказали за год 45 индивидуальных и
групповых консультаций для библиотекарей области и города. Консультационную
помощь оказывают ведущие специалисты методического, справочно-библиографического
отделов, отдела комплектования и обработки фонда. Темы запросов разнообразны:
показатели «дорожной карты», расстановка книг с учётом требований ФЗ № 436,
разработка договора сотрудничества и Правил пользования библиотекой и др. Много
вопросов в 2015 году поступало по теме «Работа библиотеки с художественной
литературой». Коллег интересуют инновационные формы работы с классической и
современной художественной литературой,
книжные новинки о Великой Отечественной войне, лучшие современные
произведения российской и мировой литературы для детей и подростков.
Подготовка,
издание и распространение методических пособий является основным путем
активного консультационно-методического влияния на библиотекарей. В 2015 году
А.Н. Макуриной, главным библиотекарем методического отдела, была подготовлена
письменная консультация «Квест в детской библиотеке». В пособии раскрывается
специфика квеста, характеризуются этапы подготовки к нему, даются методические
рекомендации.
Всего
библиотекой было издано 15 методико-библиографических материалов разных по
тематике и видам. (Приложение 4).
Исследовательская
деятельность
Массовая
работа — большая и важная часть деятельности современной детской библиотеки.
Ежегодно всё больше ребят принимает участие в массовых мероприятиях,
организованных детскими библиотеками Архангельской области (2013 г. —
99 634 человек, 2014 г. — 128 301). Это говорит о
востребованности тем и форм массовой работы, о хорошем контакте с педагогами
образовательных учреждений. Практически любая детская библиотека может
гордиться своим уникальным опытом массовой работы.
Но,
как и всякая работа, массовая тоже нуждается в изучении и осмыслении, особенно
в наше переменчивое время. Сегодня библиотекам приходится конкурировать не
только с другими досуговыми учреждениями, но и с виртуальным миром. Выросло
целое поколение, для которого экран гаджета удобнее и привычнее книжного
томика. Поэтому библиотекари стремятся идти в ногу со временем: разрабатывают
новые формы работы, используют опыт специалистов из других областей, внедряют
информационно-коммуникационные технологии — всё, чтобы привлечь читателей.
Чтобы
изучить состояние и качество массовой работы в детских библиотеках
Архангельской области, АОДБ им. А. П. Гайдара провела в 2015 году анкетирование «Массовая работа детской библиотеки:
актуальность, проблемы, перспективы». Всего
в нём приняло участие 35 сотрудников библиотек, обслуживающих детей и
подростков Архангельской области.
Итоги
анкетирования были представлены на областном семинаре «Модельная детская
библиотека: от поиска смысла к обретению формы». Сборник по итогам исследования
был издан и распространен по детским библиотекам/отделам Архангельской области. Итоги анкетирования представлены в отчёте (Приложение 5).
Повышение
квалификации
В
рамках государственного задания для библиотекарей Архангельской области были
проведены:
Всероссийская
конференция «Роль библиотек в развитии и укреплении традиций семейного чтения»;
Межрегиональный
семинар «Модельная детская библиотека: от поиска смысла к обретению формы»
межрегиональный семинар;
Областной семинар
«Актуальные формы поддержки и продвижения детского чтения в библиотеке».
25-26 ноября 2015 года на базе Вельской
детской библиотеки был организован межрегиональный
семинар «Модельная
детская библиотека – от поиска смысла к обретению формы».
Организаторы мероприятия – Архангельская областная детская библиотека имени
А.П. Гайдара и Вельская библиотечная система.
В работе семинара приняло участие 30 библиотекарей из Архангельска, Белгорода,
Котласа, Вельского, Няндомского, Пинежского, Красноборского, Устьянского и
Плесецкого районов.
С 2002 года Министерство культуры РФ
реализует федеральный проект «Создание модельных публичных библиотек на селе».
Белгородская область стала одним из активных его участников. Идея создания
модельных библиотек нашла поддержку у Губернатора и поэтому в областную целевую
программу «Развитие сельской культуры в Белгородской области» (2003–2005 гг.,
2009 – 2013гг.) был включен раздел о создании в каждом муниципальном районе
ежегодно не менее одной модельной библиотеки. На сегодняшний день в области
создано 298 модельных библиотек, из них 12 – детские. С интересным опытом их
работы познакомила собравшихся И.В. Проскурина, заместитель директора по
научно-методической работе Белгородской государственной детской библиотеки А.А.
Лиханова. Ирина Валерьевна рассказала об организации методического
сопровождения модельных детских библиотек и мониторинге эффективности и
качества их работы. С большим интересом участники семинара познакомились с
критериями эффективности и результативности деятельности модельных детских
библиотек, которые разработаны белгородскими коллегами. Участники семинара
пришли к выводу, что такие подробные критерии, охватывающие все аспекты работы
современной библиотеки, могут применяться и для оценки внедрения в
практику «Модельного стандарта
деятельности общедоступной библиотеки». С основными положениями этого документа
участников семинара познакомила директор АОДБ им. А.П. Гайдара С.Ю. Третьякова.
На семинаре был представлен и опыт работы модельных
детских библиотек Архангельской области. В рамках федеральной программы
финансирование на модернизацию получили Красноборская и Вельская детские
библиотеки.
Модельную детскую
библиотеку отличает наличие оптимального набора компьютерного оборудования и
подключение к сети Интернет, что позволяет ей оперативно удовлетворять
информационные запросы юных пользователей, делать массовые мероприятия более
зрелищными. Владение новыми информационными технологиями библиотекари смогли
продемонстрировать, приняв участие в областном профессиональном конкурсе
«Библиоконтент». Его итоги были подведены на семинаре. В конкурсе приняли участие
13 сотрудников муниципальных и школьных библиотек из Архангельска,
Северодвинска, Коряжмы, Вельска, Виноградовского, Коношского, Плесецкого
районов области. Самой популярной стала номинация «Библиовидеостудия»,
участники которой представляли библиотечную видеопродукцию. Порадовало жанровое
и тематическое разнообразие конкурсных работ: виртуальная книжная выставка,
фильм-иллюстрация, репортаж о жизни библиотеки, фильм-акция, буктрейлер и т.д.
Жюри отметило высокий технический уровень видеоработ (качество съёмки, монтажа,
использование анимации), что свидетельствует об успешном освоении
библиотекарями современных компьютерных программ и интернет-сервисов. В целом
работы получились продуманными, содержательными, интересными. Качественно
выполнены фильмы, сопровождающие беседы и литературные часы. Подбор материала и
его подача (коротко, из достоверных источников, самое интересное), а также
высокий технический уровень отличают видеоролики А.А. Зажигиной, И.В.
Кузнецовой, О.П. Чесноковой. Очень эмоционален фильм Веры
Васильевны Ярошенко «Мы помним вас, ребята из Афгана».
Снимают
библиотекари фильмы и в непростом жанре буктрейлера. На конкурс пришло две
таких работы, и обе они соответствуют основным требованиям роликов: яркость,
лаконичность, установка на силу промо-воздействия («Тимур и его команда» И.В.
Кузнецовой, «Лесные домишки» Н. А. Худяковой). Порадовали членов жюри и
совместные работы библиотекарей и читателей. И. В. Кузнецова
отправила на конкурс сразу три фильма, снятых школьниками под её руководством.
В каждом из фильмов — свой почерк, свой стиль: Ирина Владимировна позволила
детям раскрыться и в то же время добилась достойного качества работ. Очень
трогательной получилась сказка, снятая Валентиной Николаевной Калининой
вместе с группой детского сада. Ребята и нарисовали, и озвучили сказку Сутеева
«Яблоко». Создание фильмов по детским рисункам, фильмов в технике скрайбинга —
современная и перспективная форма занятий по творческому чтению. Отдельно стоит
сказать о фильме, который стал итогом общешкольной акции в духе «Читаем всем
миром», посвящённой 200-летию М. Ю. Лермонтова. Акцию организовала
заведующая библиотекой Г.Н. Лазарева. В день рождения поэта строки его
произведений вспоминали и ученики, и педагоги и даже представители
администрации.
В
номинации «Библиотека в сети» участвовали библиотечные сайты, странички и
сообщества в социальных сетях. Уже многие библиотеки Архангельской области
освоили виртуальный мир, но на конкурс, к сожалению, пришло всего 5 работ.
Выбор победителя в этой номинации стал самым сложным для жюри, понимающего,
какая это непростая работа — вести виртуальную страницу. Чисто технического
освоения интернет-пространства здесь явно недостаточно. Важно уметь
перестроиться на иную подачу материала, иной стиль общения. Библиотека в сети
должна постоянно удивлять, сообщать что-то новое о себе и мире.
В
номинации «Виртуальный навигатор» представлена одна работа: исполненный буклет Н. А.
Худяковой, представляющий ресурс «Веб-ландия». К сожалению, других работ по
веблиографии не поступило, из чего мы делаем вывод о недостаточном внимании библиотекарей
Архангельской области к этому актуальному направлению работы.
Целями
областного профессионального конкурса «Библиоконтент» стали активизация
создания и совершенствования интернет-представительств библиотек, освоение
библиотекарями современных компьютерных и интернет-технологий (программ),
внедрение в работу новых форм библиотечной визуальной и библиографической
продукции для достижения нового качества обслуживания детей и подростков
Архангельской области. Очевидно, что при столь невысокой активности участников
эти цели реализованы лишь отчасти. Однако анализ итогов конкурса позволил
организаторам сделать важные выводы о том, как сотрудники библиотек области
осваивают современные технологии и применяют их в работе с детьми.
Большой
оптимизм вызывает библиотечная видеопродукция, причём как технический уровень
исполнения, так и видовое разнообразие, понимание специфики различных жанров.
К
сожалению, не всё так хорошо обстоит с другими номинациями. Из итоговых отчётов
за последние годы нам известно, что очень многие библиотеки области создали
свои представительства в Интернете. Но на конкурс пришло всего несколько работ
в номинации «Библиотека в сети». Можем предположить, что либо виртуальной
стороне библиотечной жизни не придаётся достаточно большого значения, либо
коллеги недовольны результатами. Очевидно, что этот вопрос нуждается в глубоком
изучении и анализе. Возможно, необходимы обучающие семинары, курсы по данной
теме. Одна-единственная работа в номинации «Виртуальный навигатор» наводит на грустные
выводы о невнимании библиотекарей области к проблеме информирования детей,
подростков и родителей о лучших веб-ресурсах, полезных и безопасных. Здесь
также необходима работа по продвижению этого направления работы и, возможно,
обучению основам веблиографии.
С
целью активизации работы детских библиотек области по формированию у детей и
подростков культуры использования информационного пространства Интернета АОДБ
им. А.П. Гайдара разработала баннерную выставку «Безопасный Интернет». На
семинаре заведующая методическим отделом представила выставку коллегам,
познакомила с сайтами, которые помогут организовать библиотекарям работу по
обучению детей правилам работы во всемирной паутине. Выставка передана во
временное пользование Вельской детской библиотеке.
В
рамках семинара состоялась деловая игра «Библиотечная видеопродукция. Зачем и
как?». Видеокультура прочно вошла в нашу жизнь,
что не могло отразиться и на работе библиотек. В течение последних лет
российскими библиотеками накоплен большой опыт по созданию и использованию
видеопродукции для продвижения книги и чтения. Разделившись на команды,
участники семинара оценивали видеоролики, придумывали историю их создания,
предлагали способы их улучшения и использования в работе.
Проведенное
по итогам работы семинара анкетирование показала, что программа семинара
оправдала ожидания участников. Все отметили отличную организацию мероприятия и
радушный приём вельчан.
Областной семинар
«Актуальные формы поддержки и продвижения детского чтения в библиотеке»
состоялся 23 декабря на базе Виноградовской детской библиотеки. Его
организаторами выступили Архангельская областная детская библиотека им. А.П.
Гайдара и Виноградовская библиотечная
система. В начале семинара заведующая методическим отделом АОДБ познакомила
собравшихся с основными положениями «Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы», «Основ государственной культурной политики»
и «Концепции библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.».
В выступлении
«Библиотечная видеопродукция» были представлены различные жанры: ролики-анонсы,
буктрейлеры, видеоотчёты, видеоопросы, буктрейлеры и т.п. Рассказ
иллюстрировали работы, снятые библиотекарями России, АОДБ
им. А.П. Гайдара и коллегами Архангельской области, представленными на
областной профессиональный конкурс «Библиоконтент». Это помогло участникам
семинара убедиться, что библиотечная видеопродукция не дань моде, а
современное, интересное пользователям средство продвижения чтения, книги и
библиотеки.
Поддержка и продвижение детского чтения – важное направление
деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками. Динамика изменений,
происходящих в социально-культурной и информационной сфере общества, заставляет
библиотекарей искать современные, более привлекательные для «цифрового»
поколения формы и методы массовой работы. Повышению качества обслуживания
способствует внедрение в практику работы библиотек интерактивных форм.
Специфика интерактивного метода обучения и общие принципы организации
интерактивных занятий с детьми и подростками в библиотеке были также
представлены на семинаре. Более подробно заведующая методическим отделом АОДБ
осветила методику организации квест-ориентирований и подиум-дискуссий.
В деле приобщения ребенка к чтению
важную роль играет семья: первая встреча ребенка с литературой происходит
именно там, там же формируются и первый интерес к книге, и привычка проводить
свой досуг за чтением, и традиция посещать библиотеку. Детские библиотеки
области придают большое значение поддержке семьи в привлечении детей к чтению. На семинаре был представлен опыт работы с семьей
Архангельской областной детской библиотеки. Заместитель директора рассказала о творческих семейных объединениях,
клубе для молодых мам «Между нами в Гайдаровке»,
информационно-просветительской работе с родителями и Днях семейного отдыха. В
заключении семинара были анонсированы конкурсы, акции, профессиональные
мероприятия по повышению квалификации, запланированные АОДБ им. А.П. Гайдара на
2016 год.
Кроме мероприятий в рамках государственного задания,
сотрудниками методического отдела были проведены:
Семинар для библиотекарей и педагогов-библиотекарей
Архангельской области «Реализация ФГОС общего образования в преподавании
русского языка и литературы». Участники семинара – слушатели курсов
повышения квалификации Института открытого образования. Специалисты АОДБ им.
А.П. Гайдара рассказали коллегам о возможных путях сотрудничества школьной и
областной библиотек в деле приобщения детей к чтению. Основное внимание было
уделено современной литературе для подростков и актуальным формам работы с
книгой. Сотрудники АОДБ познакомили участников семинара с новинками художественной зарубежной и
российской литературы, с лучшими краеведческими изданиями для школьников, а
также с интернет-ресурсами о детской литературе и детском чтении. В ходе
деловой игры библиотекари оценивали буктрейлеры по русской классике, а в
завершение семинара вспомнили о незаслуженно забытой и невероятно актуальной в
наши дни форме работы с книгой – читательском отзыве.
Семинар для библиотекарей и педагогов-библиотекарей
образовательных учреждений г. Архангельска «Роль библиотек в совершенствовании
педагогического мастерства учителя». Семинар
организован совместно с Департаментом образования мэрии г. Архангельска. На
семинаре были представлены циклы мероприятий, разработанные сотрудниками АОДБ
им. А.П. Гайдара, которые помогут педагогам и библиотекарям образовательных
учреждений в организации воспитательной работы, преподавании регионального
компонента, изучении иностранных языков и приобщении детей и подростков к
чтении.
Выступления
сотрудников библиотеки прозвучали и на мероприятиях, организованных другими
учреждениями. Возможности
современных информационных технологий позволили специалистам АОДБ им. А.П.
Гайдара выступить на профессиональных мероприятиях, организованных коллегами
Ярославля и Белгородской области:
«Великая
война и великая Победа» видеоконференция (Институт открытого образования, г.
Архангельск);
«Учебный предмет «Литература: от теории
к практике» региональная научно-практическая конференция (Институт
открытого образования, г. Архангельск);
«Современные подходы к
организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС»
видеоконференция (Институт открытого образования, г. Архангельск);
«Мир современного
подростка глазами социологов, писателей, педагогов, библиотекарей, журналистов»
семинар-практикум (ЦБС г. Архангельска);
«Первые шаги к чтению:
опыт, идеи, инновации» круглый стол (ЦБС, г. Губкин, Белгородская область);
«Формула успеха» съезд
женщин, посвященный 25-летию Всероссийской общественной неправительственной
организации «Союз женщин России» (г. Архангельск);
«Формирование
нравственных приоритетов растущей личности: современные библиотечные практики»
межрегиональная научно-практическая конференция (ОДБ им. И.А. Крылова, г.
Ярославль);
«Библиографическая
деятельность современной библиотеки», в рамках
очной сессии курсов повышения квалификации «Библиотечная
школа»
семинар (АОНБ им. Н.А. Добролюбова, г.
Архангельск).
«Продвижение книги и
чтения: формы работы библиотеки» видеоконференция (Институт открытого
образования, г. Архангельск).