Бокова В. Детство в царском доме: как растили наследников русского престола
Бокова В. Детство в царском доме: как растили наследников русского престола / Вера Бокова. – М.: Ломоносовъ, 2014. – 300, [3] с.:ил. – (История воспитания).
До 1917 года Россия была монархическим государством. Во главе его был царь, а после 1721 года – император. Царствующая семья, как и все другие семьи воспитывала своих детей. Отличие было только в том, что эти дети были наследниками русского престола. Как их воспитывали и чему учили? В разные исторические периоды требования к воспитанию и образованию менялись.
Например, в 15-17 веках новорождённому царевичу (или царевне) был положен целый детский придворный штат, состоящий из мамки (или старшей воспитательницы), кормилицы, казначеи, множества нянек, постельниц, горничных, прачек, швей и т. д. В этот штат входили только женщины.
«Видеть ребёнка могли только свои; посторонних избегали… Если царским детям случалось выходить из дворца в церковь, по обеим сторонам от них слуги несли на вытянутых руках «суконные полы», создавая вокруг высочайшей особы своего рода передвижную ширму». Компанию для игр составляли братья или сёстры, а также дети слуг и придворных. Царских детей холили и баловали сверх меры. Если ребёнок принимался реветь, ему тут же совали крендель, яблоко или кусок пастилы. Еда была универсальным средством от огорчений и капризов. В первый год жизни младенца даже не выносили на свежий воздух, а в комнатах было жарко натоплено. Только в пятилетнем возрасте наследника мужского пола передавали на воспитание «дядьке» и переселяли в отдельную часть дворца. Обучали царевича грамоте, письму, знакомили с богословскими книгами и русскими летописями.
А уже в 18 веке императрица Екатерина II воспитывала своих внуков Александра и Константина совсем иначе: «спартанское ложе, никаких кутаний, не более двух зажженных свечей в комнате, чтобы воздух оставался чистым, открытые окна, ежедневная холодная ванна в комнате, где температура не превышала 15 градусов (по Реомюру; по Цельсию это примерно 19 градусов)». Екатерина воспитывала в мальчиках естественность и свободу, поощряла любознательность. Кроме грамоты, иностранных языков и различных наук, великие князья обучались и ремёслам. Они красили, кололи дрова, пахали, косили, вскапывали грядки, учились править лошадьми за кучера.
В этой книге вы найдёте ещё много различных интересных историй о том, как воспитывались наследники престола в России.