Межрегиональная творческая мастерская "Прикоснись ко мне добротой"
Межрегиональная творческая мастерская «Прикоснись ко мне добротой» проходила в рамках реализуемого Государственным учреждением культуры Архангельской области «Детская библиотека имени А. П. Гайдара» проекта «Открытые сердца», получившего в 2010 году Грант Президента Российской Федерации. Целью организации творческой мастерской было распространение опыта работы библиотек с волонтёрами, а также привлечение внимания профессионального сообщества и общественности в целом к теме добровольных помощников библиотеки.
Проведённый осенью 2010 года Интернет-опрос помог выявить детские и юношеские библиотеки, активно работающие с волонтёрами, специалисты этих библиотек были приглашены к участию в мастерской. Среди выступающих были также директор Российской государственной детской библиотеки Галина Александровна Кисловская, представители Российского Агентства развития информационного общества, преподаватели архангельских вузов. Особую радость внесло присутствие волонтёров – участников проекта «Открытые сердца».
Открывала творческую мастерскую директор государственного учреждения культуры Архангельской области «Детская библиотека имени А. П. Гайдара» Светлана Юрьевна Третьякова. Светлана Юрьевна представила проект «Открытые сердца», познакомив участников с целями, задачами и основными направлениями деятельности. Директор главной детской библиотеки страны Галина Александровна Кисловская в своём приветственном обращении к участникам творческой мастерской назвала проект «Открытые сердца» знаковым, отметив заявленную в нём гражданскую позицию и направленность на тех, кто действительно остро нуждается в помощи. Библиотечный волонтёрский проект, по мнению Галины Александровны, является для нашей страны инновационным, поэтому обсуждение этой темы библиотечным сообществом очень актуально.
Творческая мастерская, по определению, имеет практическую, интерактивную направленность. Однако поскольку тема волонтёрского движения нова в российском библиотечном деле, возникла необходимость ввести участников мастерской в соответствующее понятийное поле, представить факты и цифры – поэтому первые выступления носили теоретический, обзорный характер.
Проректор по социальным вопросам и воспитательной работе Северного (Арктического) федерального университета Елена Альбертовна Смягликова представила историю волонтёрского движения как путь от добровольной военной службы в 18 веке до широкого спектра деятельности на благо общества в наши дни. Елена Альбертовна привела данные, согласно которым в нашей стране добровольчество как форма организации общественной деятельности недостаточно развито: волонтёрской деятельностью занимается всего 1% населения (для сравнения – в США – 56%).
Для того чтобы развивать институт добровольчества в нашей стране, необходимо опираться на знание социальных, психологических и педагогических основ волонтёрского движения. Доклад заведующей кафедрой педагогики Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова Светланы Станиславовны Щекиной был посвящён волонтёрству как социально-педагогическому феномену. В докладе рассматривались причины и мотивы участия человека в безвозмездной общественно полезной деятельности, отметив, что добровольчество приносит пользу самим добровольцам, развивает у них коммуникативные и педагогические умения, важные личностные качества. Также были представлены результаты исследования, показавшего недостаточную степень сформированности волонтерских качеств (эмпатия, мобильность поведения, социальная активность и другие) и мотивационной готовности студентов к волонтёрской деятельности. На решение этой проблемы был направлен ряд социально-педагогических проектов, о которых Светлана Станиславовна коротко рассказала в своём выступлении.
Одной из причин низкого уровня мотивационной готовности современной молодёжи к волонтёрской деятельности является неопределённость её правового статуса и отсутствие налаженной системы информирования об этой деятельности. В этом убеждён Илья Витальевич Ипатов, ведущий специалист государственного учреждения Архангельской области «Молодёжный центр». В своём выступлении Илья Витальевич рассказал о федеральном проекте «Личная книжка волонтёра». Цель проекта – закрепление добровольческой деятельности на правовом уровне. В странах Запада опыт социального служения важен при получении грантов на образование, при трудоустройстве и др. – в нашей стране иная ситуация. Проект «Личная книжка волонтёра» запущен в 2010 году, и в связи с его реализацией в нашем регионе возник уже целый ряд проблем. Например, обязательной для получения личной книжки волонтёра является регистрация на государственном сайте, который работает с перебоями. Не налажена у нас и система информирования о волонтёрских «вакансиях». Работодателей далеко не всегда интересует уровень социальной ответственности потенциальных работников. По мнению И. В. Ипатова, решать подобные вопросы необходимо на государственном уровне.
Необходимо решать на государственном уровне и проблемы информационной грамотности населения, в частности, обучать основам работы на персональном компьютере тех, кому это по разным причинам недоступно. Действительно, в условиях информационного общества «компьютерная неграмотность» затрудняет и социальную адаптацию человека, и возможность достижения жизненного успеха. Но что делать, если на это важнейшее направление не хватает государственных средств? На решение этой проблемы направлен волонтёрский проект, реализуемый Российским агентством развития информационного общества (РАРИО). Представители РАРИО Александр Анатольевич Айгистов и Анатолий Андреевич Ганин представили проект «Тимуровцы информационного общества» и рассказали о механизмах его реализации в различных регионах России.
Для российского библиотечного дела тема привлечения волонтёров является новой и неисследованной. Возможно, первой попыткой собрать опыт работы российских детских и юношеских библиотек с волонтёрами стал Интернет-опрос «Волонтёр в библиотеке», проведённый Детской библиотекой имени А. П. Гайдара осенью 2010 года. Результаты опроса представила в своём докладе заведующая методическим отделом Елена Витальевна Яковлева. Опрос показал, что работа детских и юношеских библиотек с волонтёрами не имеет большого распространения в нашей стране. Вместе с тем респонденты считают, что привлечение подростков и молодёжи к продвижению книги и чтения в детскую аудиторию – актуальное направление библиотечного развития, поскольку общение со сверстниками и теми, кто чуть старше, привлекает детей и подростков гораздо больше, нежели общение со взрослыми.
Важнейшей задачей Интернет-опроса было выявить содержание библиотечной волонтёрской деятельности. Акции, проекты, мероприятия с участием волонтёров условно можно разделить на три группы: социальные акции (профилактика социально негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни, экологические мероприятия и др.); оказание консультационной помощи (прежде всего юридическая помощь и обучение компьютерной грамотности); мероприятия по продвижению книги и чтения (флешмобы и другие уличные акции, театрализованные представления, чтение вслух детям младшего возраста и др.). Интересен вывод о несомненном сходстве деятельности волонтёров наших дней и библиотечного актива прошлых лет. Таким образом, активизация волонтёрского движения в помощь библиотекам включает в себя возрождение позитивного опыта советских библиотек.
Учитывая слабое распространение волонтёрского движения в библиотечной сфере, опыт библиотек, работающих с добровольцами, представляет большую ценность. Оставшаяся часть первого дня творческой мастерской была полностью посвящена этому ценному опыту. В каждом из выступлений были представлены новые возможности, новые грани содружества волонтёра и библиотеки.
Проект «Открытые сердца», реализуемый Детской библиотекой имени А. П. Гайдара, предполагает организацию радостных встреч находящихся в трудной жизненной ситуации детей с книгой. Представляя проект, методисты Светлана Андреевна Чаусова и Анна Николаевна Макурина хотели избежать официального тона и сухого изложения «отчёта о работе», поэтому их выступление было наполнено живыми эмоциями, лиризмом, непринуждённой интонацией. Проект «Открытые сердца» стал для волонтёров школой милосердной любви. О трудностях и радостях «обучения» в этой школе рассказывали библиотекари, а «ученики»-волонтёры делились впечатлениями, воспоминаниями и радостью от своих встреч с детьми.
Заведующая организационно-методическим отделом Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия Татьяна Юрьевна Ермолина раскрыла самые разные сферы деятельности добровольных помощников библиотеки: уличные акции по продвижению чтения; изготовление и распространение листовок, пропагандирующих здоровый образ жизни; участие в театрализованных представлениях и массовых мероприятиях и даже… поиск спонсоров. А с недавнего времени студенты педагогического колледжа проводят игровые занятия с малышами в детском уголке библиотеки «Чудетский остров». При этом они не только «разгружают» сотрудников библиотеки, но и приобретают ценнейший педагогический опыт.
Заместитель директора по методико-инновационной работе централизованной системы детских библиотек г. Сарова (Нижегородская область) Татьяна Михайловна Плохотник рассказала о созданной при Городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина инициативной творческой молодёжной группе «Нокаут». Волонтёры не только заметно облегчают библиотекарям работу по подготовке и проведению интерактивных массовых мероприятий, но и делают эти мероприятия более привлекательными для читателей, всегда более охотно идущих на контакт со сверстниками и теми, кто чуть старше. По признанию Татьяны Михайловны, молодые обогащают библиотечную практику креативными идеями, а общение библиотекарей и читателей выходит на уровень диалога равных. Конструктивный диалог поколений – важнейшая ценность, на которую в нынешней культурной ситуации детские и юношеские библиотеки ориентируются в первую очередь.
Примером расцвечивания библиотечной работы свежими идеями, молодой творческой энергией является и опыт Ростовской областной детской библиотеки. Главный библиотекарь отдела культурных программ Любовь Ивановна Бажанова поделилась опытом привлечения волонтёров к продвижению книги и чтения среди детей младшего возраста. В этой библиотеке, как и во многих других, добровольцами стали представители актива библиотеки, члены творческих объединений и клубов. Волонтёры дежурят на абонементе, проводят для более младших ребят литературные игры, выступают на праздниках и в театрализованной книжной рекламе. Ребята ведут также театральную студию для юных читателей и даже сами подготовили компьютерную игру «Путешествие на книжном ковчеге».
Директор государственного учреждения культуры Архангельской области «Специальная библиотека для слепых» Светлана Леонидовна Борисова рассказала о проблеме нехватки книг для слабовидящих детей. Студентка Поморского государственного университета, изготовившая в рамках курсовой работы тактильные книги, настолько прониклась желанием помочь детям, что «заразила» других этой идеей – в результате была организована волонтёрская студенческая группа. В мае 2010 года библиотеке были переданы тактильные книги и развивающие дидактические одеяла. Проект вызвал большой интерес у библиотекарей и тифлопедагогов из других регионов, преподавателей и студентов вузов Архангельска – а это значит, что появятся новые добровольцы, готовые оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.
Заведующая инновационно-методическим отделом Северодвинской муниципальной библиотечной системы Светлана Николаевна Власова представила фильм, посвящённый привлечению волонтёров к библиотечной работе. Волонтёры – подростки и молодёжь – помогают северодвинским библиотекарям развивать такие актуальные направления, как профилактика наркомании и табакокурения в молодёжной среде и продвижение чтения. В школе волонтёров «Наркостоп», созданной в рамках проекта «Библиотека против наркотиков», с помощью активных форм (тренинги, ролевые игры) волонтёров не только информировали о проблемах наркомании, но и старались выработать у них активную жизненную позицию. По словам организаторов, секрет эффективности подобных акций в том, что слово ровесника иногда убедительнее и действеннее, чем нудные нотации взрослых. Среди волонтёрских акций по продвижению книги наиболее яркой стала уличная акция «Брось всё и читай!», кульминацией которой стал флешмоб – форма модная и привлекательная как для волонтёров, так и для «целевой аудитории».
Активно привлекают волонтёров к проведению различных акций по популяризации чтения в Белгородской государственной детской библиотеке. Об этом рассказала в своём выступлении заместитель директора по научно-методической работе Ирина Валерьевна Проскурина. Белгородская государственная детская библиотека имеет многолетний опыт проведения благотворительной акции «Тёплым словом, тёплым делом», направленной на сбор средства и подарков для социальных сирот. Добровольцы из Государственного Белгородского университета и других учебных заведений города оказывают существенную помощь сотрудникам библиотеки. Заметив, что не у всех волонтёров есть необходимые для социальной акции навыки, библиотекари организовали для них обучающие семинары. По словам Ирины Валерьевны, «эффект» от этой благотворительной акции не только в реальной помощи детям, но и в распространении идеи бескорыстной помощи нуждающимся детям. Детские библиотеки белгородчины активно привлекают добровольцев к мероприятиям и акциям, посвящённым Великой Отечественной войне: юные волонтёры участвуют в проведении массовых библиотечных мероприятий, помогают ветеранам, собирают воспоминания, создают отряды, занимающиеся поисковой и исследовательской деятельностью.
Молодёжный информационный центр, созданный в централизованной библиотечной системе г. Архангельска, активно привлекает подростков и молодёжь к волонтёрской деятельности: мероприятия по профилактике вредных привычек в школах города, помощь детям с ограниченными возможностями, организация игровых занятий и представлений, направленных на популяризацию семейного чтения. Руководитель Центра Надежда Борисовна Стукова в своём выступлении отметила, что успех работы с волонтёрами во многом определяется активным сотрудничеством библиотеки с молодёжными общественными организациями города. Выпускать газету и наполнять сайт Молодёжного информационного центра тоже помогают волонтёры-старшеклассники. Добровольцы получают справки о деятельности в качестве журналиста, которые затем пригождаются им и при поступлении в вуз, и при устройстве на работу.
Если соотносить логику построения творческой мастерской с фазами популярной образовательной технологии «Развитие критического мышления», то первый день – это вызов (побуждение познавательной активности) и осмысление, а второй день – рефлексия, т.е. «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов и определение дальнейших путей развития. Активное творческое общение, рождение интересных идей, диалог профессионалов – таким был второй день творческой мастерской.
Менеджер по проектной деятельности автономной некоммерческой организации «Центр по развитию международного сотрудничества в сфере образования и культуры» (г. Котлас Архангельской области) Зинаида Николаевна Караваева провела деловую игру, в ходе которой участники разрабатывали социальные акции с привлечением волонтёров. За полчаса команды придумали множество интересных идей для реализации самых разных проектов: флешмоб в поддержку строительства новых детских садов, акция по сбору спортивного инвентаря для воспитанников детского дома и другие. Подводя итоги, Зинаида Николаевна отметила, что каждый из представленных проектов может быть реализован на практике с большим успехом.
Мастер-класс, который провела методист Детской библиотеки имени А. П. Гайдара Светлана Андреевна Чаусова, был необычным. Во-первых, это был видео мастер-класс: участники мастерской посмотрели одно из занятий, проведённых волонтёрами-участниками проекта «Открытые сердца» в областной детской больнице. Во-вторых, было показано необразцовое, неидеальное занятие, о чём Светлана Андрееван предупредила в самом начале. После просмотра состоялось обсуждение: были тщательно проанализированы способы «подачи» книги (повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), «выдержанность» темы, творческие задания и атмосфера. Высоко оценив работу волонтёров, отметив непростые условия по сравнению с рядовым библиотечным мероприятием (прежде всего – разновозрастная, неподготовленная и незнакомая детская аудитория), участники мастерской высказали целый ряд замечаний и, главное, интересных предложений. Светлана Андреевна выразила надежду на то, что мастер-класс помог представить, каким образом проходят встречи волонтёров с маленькими пациентами, подготовил тех, кто решил начать подобную деятельность, к возможным трудностям.
Одной из целей мастер-класса было донести до аудитории мысль: задача приобщения детей к чтению стоит перед волонтёрами проекта «Открытые сердца», но на первом месте всё же утешение, эмоциональная поддержка маленьких пациентов. По-другому расставлены акценты в работе добровольных помощников Ростовской областной детской библиотеки: они помогают библиотекарям в занятиях по воспитанию талантливых читателей. Волонтёры не проводят занятий самостоятельно, но выступают в качестве незаменимых ассистентов: играют с детьми, помогают им выполнять творческие задания. Главный библиотекарь Любовь Ивановна Бажанова раскрыла сущность программы «Ступени», предполагающей постижение ребёнком нравственного смысла художественных произведений и «приложение» этого смысла к своей жизни, и провела с участниками мастерской занятие по русской сказке «Кот, Петух и Лиса».
Программа Межрегиональной творческой мастерской «Прикоснись ко мне добротой» была насыщенной, можно с уверенностью сказать, что организаторам и участникам удалось создать площадку для профессионального общения по проблемам развития волонтёрства в библиотечной практике. Безусловно, не все вопросы были освещены, каких-то тем и аспектов лишь коснулись. Двухдневная работа творческой мастерской позволяет сделать ряд выводов.
· В настоящее время в нашей стране добровольчество как форма организации общественной деятельности недостаточно развито.
· Для развития волонтёрского движения в России необходимо закрепить добровольческую деятельность на правовом уровне, создать эффективную систему информирования о ней.
· Волонтёрская деятельность способствует развитию у молодёжи коммуникативных и педагогических умений, важных личностных качеств, воспитанию души.
· Привлечение волонтёров способствует эффективности социальных проектов.
· Библиотечное волонтёрство – явление новое и мало изученное для отечественного библиотечного дела.
· Детские и юношеские библиотеки в настоящее время работают с привлечением волонтёров по следующим направлениям: социальные акции (чаще всего это профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни); оказание консультационной помощи; мероприятия по продвижению книги и чтения.
· Привлечение подростков и молодёжи к продвижению книги и чтения в детскую аудиторию и пропаганде здорового образа жизни – актуальное направление развития, поскольку общение со сверстниками и теми, кто чуть старше, привлекает детей и подростков гораздо больше, нежели общение со взрослыми.
· «Библиотечные волонтёры» и «актив библиотеки» – во многом смежные явления, и провести чёткую грань, разделяющую функции добровольцев и активистов, очень сложно.
Никто из участников Межрегиональной творческой мастерской «Прикоснись ко мне добротой» не остался равнодушным: имеющие опыт сотрудничества с волонтёрами щедро обменивались идеями, а стоящие в самом начале пути увидели немало вдохновляющих примеров.