Межрегиональный семинар «Детская литература: код современности»


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Межрегиональный семинар «Детская литература: код современности»



22–23 июня в Гайдаровской библиотеке собирались библиотекари, писатели, учёные и даже самые настоящие подростки, которые разгадывали код современности. Именно такой подзаголовок носил межрегиональный семинар, посвящённый детской литературе 21 века и актуальным формам работы с ней.

В работе семинара приняло участие 70 библиотекарей, работающих с детьми. География впечатляет: Москва, Красноярск, Мелитополь, Архангельск, Северодвинск, Котлас, Коноша, Няндома, Вилегодский, Онежский, Котласский, Красноборский, Лешуконский, Мезенский, Приморский, Холмогорский, Устьянский и Шенкурский районы Архангельской области.

Холмогорский писатель Денис Макурин и автор из Санкт-Петербурга Юлия Иванова рассказали о себе и своих книгах. Они не делились специально секретами популярности у читателей, но из общения с ними стало очевидно: писать нужно по зову сердца и велению души, не подстраиваясь под «мейнстрим». Наш земляк Денис Макурин не побоялся сравнений с Виктором Драгунским и Степаном Писаховым, не подражая классикам, он выработал свой самобытный стиль, который очень нравится читателям.

Юлия Иванова для познавательных книг берёт только интересные ей самой темы, и даже когда пишет «по заказу издательства», ориентируется на своё видение вопроса. Юлия придумала свой мир Чароводья, не опираясь ни на какие жанровые шаблоны, и в этом был немалый риск. Какое счастье, что нашёлся издатель, готовый дать жизнь новому фэнтези-циклу. Ведущий редактор издательства «Абрикобукс» Мария Закрученко рассказала и о «Чароводье», и о других книгах. В последнее время «Абрикобукс» издаёт реалистическую прозу, но всё же главный конёк молодого независимого издательства – это фантастика. А секрет успеха – тщательный отбор текстов и иллюстраций.

Иллюстрации и визуальной литературе было посвящено выступление учёного-филолога из Санкт-Петербурга Анастасии Николаевны Губайдулиной. Она обратила внимание на то, что в современной книге художник становится соавтором, а иногда и рассказывает свою собственную историю, как, например, Игорь Олейников и Антон Ломаев. В современных книгах нон-фикшн иллюстрация порой помогает понять вещи, которые трудно объяснить словами.

Анастасия Николаевна Губайдулина – один из координаторов проекта, получившего гранд Президентского фонда культурных инициатив, под названием «Голос подростка в читательской культуре: кросс-поколенческие практики». Озаботившись проблемой снижение интереса к чтению у детей 11–12 лет, социолог Татьяна Дмитриевна Подкладова и два филолога (А.Н. Губайдулина и В.Н. Горенинцева) провели исследование, а затем начали на практике осуществлять «наведение мостов» с современными подростками. Об одной из таких практик – онлайн-квесте «Выход в свет», посвящённом вопросам создания и продвижения книги, рассказала участникам семинара Валентина Николаевна Горенинцева.

Название проекта говорит само за себя: главный принцип – диалог на равных и попытка понять друг друга. Этот принцип был применён на практике в ходе лаборатории по «перекрёстному чтению», в ходе которой участники семинара и приглашённая группа читающих подростков разгадывали смыслы рассказов Нины Дашевской из сборника «Около музыки» (издательство «КомпасГид») через иллюстрации Евгении Двоскиной. В итоге и взрослые, и юные пришли к выводу, что «картинки» в книге с такими текстами должны намекать, но не раскрывать содержания. И, конечно, всем очень захотелось почитать Дашевскую.

Библиотекари, принявшие участие в лаборатории, очень заинтересовались такой оригинальной методикой. Практической составляющей на семинаре мы постарались уделить самое пристальное внимание. Прежде чем приступать к библиотечной работе с современными текстами, нужно разобраться в необъятном книжном море, которое мы имеем на сегодняшний день. И один из главных навигаторов для профессионалов – каталог «100 лучших новых книг для детей и юношества», который уже много лет выпускает ЦГДБ имени А.П. Гайдара г. Москвы. Главный библиотекарь московской Гайдаровки Татьяна Валерьевна Рудишина рассказала о самых интересных изданиях последнего выпуска каталога, поразмышляв вслух также о том, как можно поработать с той или иной книгой.

Какие возможности для работы и с читателями, и с руководителями детского чтения даёт каталог «100 лучших новых книг…», рассказала главный библиограф Красноярской краевой детской библиотеки Ирина Васильевна Дейнеко. Казалось бы, что нового можно придумать в библиографировании? Можно! Визитки, открытки, гайды, кубики, трекеры… Ирина Васильевна представила ещё один ценный навигатор – электронный указатель «Рассказы про…». Красноярские библиографы к каждому рассказу из сборников любимой многими серии «Рассказы Волчка» подобрали тематические маркеры, которые помогут библиотекарям и педагогам в проведении занятий и уроков. Выступления Ирины Васильевны Дейнеко продемонстрировали современный подход к рекомендательной библиографии для детей и вдохновили участников семинара на поиски новых актуальных форм.

Вдохновляющими стали и выступления библиотекарей нашего региона. Мария Владимировна Хахилева, заведующая Холмогорской детской библиотекой, рассказала о том, как она и её коллеги работают с творчеством своего земляка Дениса Макурина, продемонстрировала разработанный ею лэпбук по сказке «Ровдина Гора». Педагог-организатор Алёна Александровна Шишкова и педагог-библиотекарь Анна Ивановна Щелкунова из средней школы №35 Архангельска рассказали о разработанной ими форме продвижения книги – акции одного дня. Акции проводились по познавательным книгам издательства «Настя и Никита», в офлайн- и онлайн-форматах.

Сотрудники Гайдаровской библиотеки Анна Николаевна Макурина и Ирина Александровна Фёдорова рассказали о том, как они проводят уроки внеклассного чтения по современным произведениям в одной из школ Архангельска. Главный принцип работы – отсутствие окончательных выводов (многоточие вместо точки) и установка на диалог с подростками. Вместе с Ириной Александровной участники семинара обсудили рассказ Нины Дашевской «Бесконтактно» и вместе подумали, как с ним можно поработать на уроке, не нарушая магию лирического текста.

Библиотекарь Архангельской ЦБС Наталья Андреевна Груздова рассказала о работе творческой лаборатории «Книжный блогер», которую она проводит в дни школьных каникул с небольшой группой детей. Прежде чем снимать блог, необходимо узнать о том, что это такое, как нужно вести блог, откуда брать информацию о книгах, в какой программе монтировать… Всего за несколько дней подростки осваивали материал и создавали свои фото и видео, некоторые из которых были продемонстрированы участникам семинара. Чувствуется, что ребятам очень нравится и то, что они делают, и в какой атмосфере проходят встречи.

Ведущий научный сотрудник Российской государственной детской библиотеки Александра Викторовна Березина рассказала о книжном клубе «Параллельные миры», в котором подростки обсуждают книги фантастического жанра. Александра Викторовна также настроена на диалог на равных и старается учитывать современные реалии. Так, для участия в разговоре о книге вовсе не обязательно эту книгу читать – однако занятия получаются интересными и насыщенными.

Александра Викторовна также рассказала о масштабных проектах РГДБ, направленных на продвижение чтения: «#ЗнайЧитай» и «Большая экспедиция детского чтения».

Участникам межрегионального семинара «Детская литература: код современности» удалось если не разгадать, то приблизиться к разгадке этого самого кода. Наверное, он в разнообразии – литературных жанров. Кто-то любит лиричную Нину Дашевскую (не случайно к её творчеству обращались не один раз), кто-то – увлекательное фэнтези и самобытные сказки, а кому-то по душе визуальные истории, в которых картинка – тоже текст.

Детская и подростковая литература в нашей стране переживает расцвет, важно лишь не утонуть в этом море, но на то есть навигаторы – как для взрослых специалистов, так и для читателей. Разнообразны и приёмы работы с книгой, причём важно подобрать «ту самую» методику. Расписной лэпбук замечательно иллюстрирует сказку Дениса Макурина, а вот рассказ Дашевской лучше просто почитать с остановками.

И ещё одна разгадка «кода современности» в том, чтобы слышать голос ребёнка, не имитировать беседу, а выстраивать живой, пусть неожиданный и шероховатый, диалог с современным молодым поколением. Посредством современной книги в том числе. 

 



Назад в раздел