Семинар "Актуальные технологии работы с художественной литературой"


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Семинар "Актуальные технологии работы с художественной литературой"



Архангельская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара, Центр повышения квалификации специалистов культуры и Муниципальная библиотечная система г. Северодвинска 1-3 ноября 2010 провели областной семинар «Актуальные технологии работы с художественной литературой» для специалистов муниципальных и школьных библиотек, обслуживающих детей и подростков.

В работе семинара приняло участие более 100 сотрудников муниципальных и школьных библиотек из Архангельска, Северодвинска, Нарьян-Мара, Мирного, Новодвинска, Коряжмы, Котласа, Вельского, Верхнетоемского, Вилегодского, Виноградовского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Онежского, Пинежского, Плесецкого, Приморского, Устьянского, Холмогорского, Шенкурского районов Архангельской области.

Выступления первого дня семинара носили теоретический характер, поднимали вопросы, раскрывающие тему семинара. Литература – это прежде всего искусство слова. Лирический настрой создала ведущий методист АОДБ Светлана Андреевна Чаусова, которая познакомила участников семинара с выдержками из эссе школьников о книге, в которых отразились и традиционное и современное восприятие художественной литературы. Много внимания вопросам восприятия уделила старший преподаватель Поморского государственного университета Елена Николаевна Колесниченко. В докладе было раскрыто понятие «литературное развитие», обозначены три этапа читательского развития школьников, названы основные критерии литературного развития.

Библиотечная методика работы с художественной литературой, безусловно, отличается от всестороннего изучения литературного произведения на школьных уроках литературы, имеет иную методологическую основу. Ведущий методист АОДБ Анна Николаевна Макурина в своём выступлении раскрыла специфику методики библиотечной работы с художественной литературой, выделила наиболее острые проблемы, стоящие перед библиотекарями-практиками. Суть очень популярной сегодня в библиотечной среде технологии раскрыла в своём выступлении заведующая библиотекой школы № 1302 г. Москвы Елена Ивановна Макарова, являющаяся сертифицированным учителем по технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Используя элементы деловой игры с аудиторией, Елена Ивановна продемонстрировала достоинства данной технологии (развитие умения работать в группах и принимать нестандартные решения, рассматривать проблему с разных точек зрения и др.).

Занимаясь методиками работы с художественной литературой, нельзя забывать о самоценности художественного произведения. Таким пафосом были проникнуты выступление Анна Вацлавовны Годинер, завершающее первый день семинара, и первое выступление второго дня Татьяны Александровны Шубиной. Редактор издательства «Нарния» Анна Годинер рассказала о политике издателей при отборе детских книг: в них обязательно должны преломляться идеалы Аслана из «Хроник Нарнии», идеалы добра, правды, красоты. Анна Вацлавовна также познакомила собравшихся с новинками издательства. Преподаватель Архангельского областного колледжа культуры и искусства Татьяна Александровна Шубина проанализировала образ детства в произведениях современных северных писателей М. Попова и В. Чубара.

Второй день семинара был посвящён интересному опыту работы с художественной литературой. Актуальны на сегодняшний день литературные клубы, в которых взрослые читают и обсуждают детские книги. Таким клубам было посвящено сразу три выступления: Светлана Андреевна Чаусова рассказала о клубе радетелей детской литературы, существующем при АОДБ, Анна Николаевна Макурина поделилась впечатлениями от участия в заседаниях клуба «Встречи за круглым столом» при Архангельском театре кукол, Анна Годинер представила 10-летний опыт работы клуба для родителей «Школа читающего родителя». Главное, что привлекает взрослых в чтении детских книг, – необходимость сориентироваться в огромном потоке литературы, выбрать лучшие книги для своих детей, кроме того, хорошая книга вызывает на размышление, желание вспомнить себя в детстве и взглянуть на ребёнка по-другому, понять и принять, переосмыслить свою «педагогическую позицию»… Анна Вацлавовна Годинер не только рассказала о клубе, но и провела деловую игру, продемонстрировав одну из своих оригинальных методик поиска вечных тем в лучших образцах детской литературы.

Включение в программу внеклассного чтения современной детской литературы в условиях дефицита времени сопряжено с большими трудностями для учителя. Но педагогу может прийти на помощь библиотека, обладающая необходимыми ресурсами. Это убедительно доказывает опыт сотрудничества главного библиотекаря отдела обслуживания учащихся 5–9 классов АОДБ Ольги Леонидовны Мымриной с учителем литературы одной из архангельских школ, о котором Ольга Леонидовна рассказала в своём выступлении.

Сотрудничество библиотекарей и учителей-словесников активно развивается во многом благодаря библиотечным программам литературного развития, творческого чтения. Заведующая отделом документально-информационной поддержки образования Вологодской областной детской библиотеки Муза Васильевна Мельникова рассказала о преимуществах работы по программе, поделилась положительным опытом Центра русской словесности, существующего при библиотеке.

Познакомившись с опытом работы Северодвинской муниципальной библиотечной системы, представленном в пяти небольших выступлениях, участники семинара в очередной раз убедились, что библиотечный Северодвинск идёт в ногу со временем. Заведующая детским отделом библиотеки «Бестселлер» Мария Олеговна Новожилова раскрыла тему использования компьютерных технологий в работе с детской литературой, которые, безусловно, требует от библиотекаря высокого уровня владения разнообразными компьютерными программами, но и способствуют успеху литературных мероприятий у современных детей. Театр книги – традиционная библиотечная форма, но она нисколько не утратила своей актуальности сегодня, ведь театрализация – это читательское творчество, проживание текста и один из самых действенных способов приобщения ребёнка к книге и чтению. В этом участников семинара убедило выступление Ирины Ивановны Нестеренко, рассказавшей о театре «Звучащая книга», существующем при детско-юношеской библиотеке им. А. С. Пушкина вот уже 20 лет.

Пожалуй, самая трудная для библиотекарей аудитория – подростки и молодёжь. Библиотекари Северодвинска успешно вовлекают молодых в мир книги и чтения. Методист Евгения Викторовна Савченко рассказала о работе библиотеки с классами коррекции, а заведующая гуманитарным отделом библиотеки «Бестселлер» Нина Калиновна Горних – о молодёжном клубе любителей фэнтези. Квест-экскурсия по библиотеке, флеш-моб, организованный с целью пропаганды чтения, литературная викторина в формате SMS-голосования – такие формы не могли не привлечь молодёжную аудиторию. Организовать семейное чтение – тоже непростая задача. Но заведующая детским отделом библиотеки «Кругозор» Анна Юрьевна Рыжикова вместе с коллегами успешно решила её в ходе реализации проекта «Календарь семейного чтения «Абрамовская весна».

Прекрасным завершением дня стала творческая встреча с детским поэтом, литературным редактором детского музыкального театра «Зазеркалье» (г. Санкт-Петербург) Натальей Ивановной Хрущёвой. Наталья Ивановна не только прочитала свои стихи, но и поиграла с аудиторией, проверив поэтический слух и умение сочинять стихи, а также поделилась опытом приобщения к художественному слову юных зрителей театра «Зазеркалье».

Семинар, посвящённый технологиям работы с художественной литературой, не мог ограничиться лишь устными выступлениями – третий день был основан на диалоге, с художественным текстом и друг с другом. Разделив участников семинара на группы, организаторы получили возможность провести сразу три мастер-класса. Вместе с Еленой Ивановной Макаровой и заведующей библиотекой МОУ «СОШ № 1» п. Октябрьский Устьянского района Галиной Александровной Смельчаковой библиотекари учились работать с художественным текстом с помощью различных стратегий технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Технология предполагает развитие умения совместными усилиями вырабатывать решение поставленной в произведении проблемы, формулировать своё мнение, отстаивать свою точку зрения: не случайно оба занятия получились живыми, интересными, интерактивными. А с помощью Музы Васильевны Мельниковой слушатели побывали в мастерской Василия Белова.

Тема семинара сложна, объёмна, конечно, она не могла вместиться в рамки даже трёхдневного семинара. Организаторы, понимая это, решили подвести итоги семинара и одновременно создать условия для диалога специалистов о проблемах, которые не успели поднять и обсудить в ходе выступлений, с помощью деловой игры «P.S.». Как сделать обзор художественной литературы интересным для подростков? В чём суть индивидуальной работы и почему многие библиотечные специалисты считают её основой основ? Как продвигать художественную литературу с помощью веб-сайта? Игра показала, что на одни вопросы можно дать ответ, лишь немного подумав и «собрав мысли», на другие существует слишком много ответов, и все – неоднозначные, на третьи вообще невозможно ответить в рамках 30 минут, отведённых регламентом игры. Кто думает, что всё знает, тот не ищет, а значит – не растёт…

В ходе семинара был представлен весь спектр технологий работы с художественной литературой: от традиционных до инновационных, и участники могли убедиться в том, что актуальность не всегда связана с новизной. Технологии, формы, методы, приёмы актуальны лишь в том случае, когда в основе их – опора на личностный смысл прочитанного, чуткое отношение к слову, радость чтения.



Назад в раздел