Массовая работа детской библиотеки: актуальность, проблемы, перспективы


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Массовая работа детской библиотеки: актуальность, проблемы, перспективы



Яковлева Елена Витальевна,
заведующая методическим отделом
АОДБ имени А.П. Гайдара

Массовая работа — большая и важная часть деятельности современной детской библиотеки. Ежегодно всё больше ребят принимает участие в массовых мероприятиях, организованных детскими библиотеками Архангельской области (2013 г. — 99 634 человек, 2014 г. — 128 301). Это говорит о востребованности тем и форм массовой работы, о хорошем контакте с педагогами образовательных учреждений. Практически любая детская библиотека может гордиться своим уникальным опытом массовой работы.

Но, как и всякая работа, массовая тоже нуждается в изучении и осмыслении, особенно в наше переменчивое время. Сегодня библиотекам приходится конкурировать не только с другими досуговыми учреждениями, но и с виртуальным миром. Выросло целое поколение, для которого экран гаджета удобнее и привычнее книжного томика. Поэтому библиотекари стремятся идти в ногу со временем: разрабатывают новые формы работы, используют опыт специалистов из других областей, внедряют информационно-коммуникационные технологии — всё, чтобы привлечь читателей.

Чтобы изучить состояние и качество массовой работы в детских библиотеках Архангельской области, АОДБ им. А. П. Гайдара провела в 2015 году анкетирование «Массовая работа детской библиотеки: актуальность, проблемы, перспективы». Всего в нём приняло участие 35 сотрудников библиотек, обслуживающих детей и подростков Архангельской области.

Ни для кого не секрет, что отношение к массовой работе у библиотекарей неоднозначное: кому-то нравится проводить мероприятия, для других это досадная необходимость. Поэтому участников мы попросили продолжить фразу: «Сегодня массовая работа в детских библиотеках это…». (Таблица 1)

Способ приобщить детей к чтению и привлечь в библиотеку новых читателей 94%
Творческое, увлекательное дело, интересное как организаторам (библиотекарям), так и читателям 83%
Необходимость, так как без этого библиотека не выполнит цифровые показатели 63%
Возможность самовыражения библиотекаря 26%
Обязанность библиотеки 9%
Дань библиотечной традиции 6%
Пустая трата времени и сил библиотекаря, так как это не интересно современным детям и подросткам 0%

Отрадно, что для 83 % это творческое, увлекательное дело, интересное как организаторам, так и читателям, а для 26 % библиотекарей это даже способ самовыражения.

94 % опрошенных видят в массовой работе способ приобщить ребят к чтению и привлечь в библиотеку новых читателей.

63 % осознают, что без массовой работы библиотека не выполнит норму показателей. 9 % считают эту деятельность обязанностью библиотеки, а 6 % — данью библиотечной традиции.

Радует, что никто из опрошенных не считает её пустой тратой времени и сил.

Необходимо было узнать, какие формы и методы работы используются чаще всего. Участникам предложили определить лидеров и аутсайдеров среди четырнадцати форм. (Таблица 2).

форма

часто

иногда

редко

никогда

Библиографический обзор

43 %

26 %

28 %

0

Обсуждение книги

17 %

49 %

28 %

6 %

Диспут

0

6 %

37 %

57 %

Дискуссия

0

17 %

26 %

51 %

Читательская конференция

0

11 %

51 %

37 %

Литературно-музыкальная композиция

37 %

31 %

17 %

11 %

Литературная игра

100 %

0

0

0

Беседа

97 %

6 %

0

0

Викторина

97 %

3 %

0

0

Бенефис читателя

0

9 %

34 %

54 %

День информации (День библиографии)

9 %

37 %

26 %

17 %

Презентация книги

26 %

51 %

17 %

9 %

Громкое чтение

71 %

20 %

3 %

6 %

Встречи с интересными людьми

29 %

46 %

23 %

3 %

Самые популярные — это традиционные, проверенные временем формы: литературная игра, беседа, викторина. Такие мероприятия проводят все опрошенные. Активно используются и громкие чтения (71 %).

К сожалению, есть библиотекари, которые никогда не прибегали к таким сложным библиотечным формам, как диспут, дискуссия, бенефис читателя, читательская конференция (от 37 до 57 % опрошенных). Насторожил и тот факт, что 28 % опрошенных редко используют, пожалуй, самую «библиотечную» форму работы — библиографический обзор.

Следующий пункт анкеты затрагивал ситуацию с новыми формами мероприятий: как их осваивают в библиотеках и как на них реагируют читатели. Участники должны были назвать одно-два мероприятия, которые прошли в библиотеке впервые и вызвали интерес у гостей. В этом достаточно большом списке есть традиционные мероприятия, например, родительское собрание, клуб, кружок. Также пользуется спросом театрализация. Упоминались и информационные технологии — онлайн-встречи с писателями, онлайн-викторины, съёмки буктрейлеров. Также читатели оценили мероприятия, которые проходят вне стен библиотеки: летний читальный зал и библиотечные площадки в День города. Многие сообщили, что участникам понравились игровые формы (информина, литературный боулинг, библиоринг, интеллектуальная игра). Лидером здесь стал набирающий популярность квест: его опробовали в своих библиотеках 7 участников опроса. Полюбились читателям и мастер-классы. Но лидируют в списке те мероприятия, которые можно отнести к акциям: «День выходного дня», «День открытых дверей», «Библионочь», «Ночь искусств», «Киноакция», «Страначиталия» и другие.

В одной из анкет была приписка — «важна не форма, а содержание». Нельзя не согласиться с автором замечания. Только качественное мероприятие может сформировать интерес к чтению, дать толчок для познавательного и творческого развития ребёнка. Поэтому анкета затрагивала и этот вопрос.

Библиотекарям предложили назвать пять условий, от которых зависит качество массовых мероприятий. (Таблица 3).

Коммуникативные способности библиотекаря (владение культурой речи, умение строить диалог, располагать к себе собеседника и т.д.)

86 %

Знание потребностей и интересов пользователей

69 %

Личность самого библиотекаря, его эрудиция, начитанность, творческий подход к делу

69 %

Владение современными информационными технологиями (умение создавать презентации, буктрейлеры и т.п.)

66 %

Материально-техническая база библиотеки (наличие в библиотеке мультимедийных проекторов, компьютера и т.д.)

57 %

Владение приёмами театрализации, актёрского мастерства

54 %

Знание методик проведения массовых мероприятий

46 %

Желание библиотекаря изучать и внедрять в практику инновационный опыт коллег

26 %

Умение работать в команде, привлекать партнёров

17 %

Материальное поощрение за активную массовую работу

14 %

По мнению коллег, многое зависит от самого библиотекаря: от его коммуникативных способностей (86 %), личностных качеств (69 %), актёрских способностей (54 %).

Большинство библиотекарей (69 %) понимают, насколько трудно организовать качественное массовое обслуживание, если не изучать интересы и потребности пользователей. 57 % опрошенных считают, что на качество мероприятий влияет материально-техническая база библиотеки (наличие в библиотеке мультимедиа-проектора, компьютера и т.д.). И они правы: для современных детей очень важен визуальный ряд.

Менее половины опрошенных (46 %) видят залог успеха мероприятия в том, насколько организаторы владеют методикой его проведения. Возможно, эта недооценка происходит от того, что профессиональное библиотечное образование имеют только 41 % сотрудников детских библиотек Архангельской области. Второй момент: всё чаще в библиотечную работу приходят элементы из смежных отраслей (клубные, музейные), и таким образом, методика размывается (изменяется, трансформируется).

В меньшей степени, по мнению участников, качество массовой работы зависит от желания библиотекаря изучать и внедрять в практику инновационный опыт коллег (26 %) и от умения работать в команде и привлекать партнеров (17 %). Однако сложно заинтересовывать гостей, если не внедрять новое, не осваивать современные формы и методы. К тому же библиотекари, которые не умеют работать в команде и привлекать партнёров, вряд ли смогут проводить такие крупные и популярные мероприятия, как квесты и акции.

Только 14 % опрошенных отметили материальное поощрение за активную массовую работу как условие, которое может повлиять на качество. С ними можно согласиться, лишь частично: материальное поощрение будет влиять скорее не на качество, а на количество массовых мероприятий.

Анализ прошедших мероприятий ведётся у 60 % опрошенных. Не занимаются этим в 29 % библиотек, принявших участие в анкетировании, а у 11% эта работа направлена только на оценку массовых мероприятий, которые проводят начинающие сотрудники.

У подавляющего большинства библиотекарей качество работы оценивается по отзывам в паспорте мероприятия или в тетради/книге всех отзывов библиотеки. Только двое из опрошенных написали, что в библиотеке существует специальный оценочный лист, который заполняет методист или другой специалист. В одной из библиотек о мероприятии судят по публикациям в местных СМИ.

Несмотря на то, что только 46 % участников видят залог успеха мероприятия в том, насколько его организаторы владеют методикой, 94 % библиотекарей нуждаются в консультациях по формам массовой работы. Среди таких форм перечислены не только новые, но и достаточно традиционные: квесты, мастер-классы по созданию буктрейлеров, диспуты, дискуссии, читательские конференции, громкие чтения, чтения с остановками, обсуждения и др.

Так как во многом успех массового мероприятия зависит от коммуникативных способностей библиотекаря, от умения налаживать диалог, 23 % нуждаются в консультации по вопросам психологии общения. Столько же участников опроса хотели бы получить помощь в разработке форм оценок массовых мероприятий.

Анализ ответов позволяет сделать следующие выводы:                   

  • Массовая работа в детской библиотеке была, есть и останется актуальной. Она не просто помогает библиотеке повысить цифровые показатели, она — это способ привлечь новых читателей и приобщить ребят к чтению. Для большинства библиотекарей, работающих с детьми, это ещё и творческое, увлекательное дело.

  • Чтобы библиотеки могли конкурировать с другими досуговыми учреждениями, они должны быть интересны пользователям. Значит, надо изучать своих читателей, постоянно работать в режиме обратной связи.

  • Сегодня детям и подросткам интересны такие мероприятия, где можно быть не пассивным слушателем, но активным участником, где можно проявить себя. Следовательно, стоит активнее осваивать и внедрять интерактивные формы работы, проводить больше мероприятий, направленных на общение, которого так не достаёт многим сегодняшним детям. Библиотека, как никакое другое учреждение культуры, способна восполнить этот пробел и организовать живое общение между своими гостями и писателями или другими интересными людьми.

  • Формы массовой работы, которые вышли в лидеры по итогам анкетирования (литературная игра, беседа, викторина, громкое чтение), чаще всего используются в работе с дошкольниками, с учащимися младших и средних классов. Именно пользователи этой возрастной категории — активные участники массовых мероприятий. То, что в аутсайдеры попали формы, ориентированные в большинстве своём на старших подростков, говорит о том, что для этой категории пользователей проходит мало мероприятий.

  • Библиотеки должны больше внимания уделять качеству массовой работы. Руководитель группы участников не может оценить это качество в полной мере. Необходимо выработать критерии оценки, по которым сам библиотекарь или методист (другой специалист) мог бы это сделать.

  • Используя методы и приёмы из других областей, библиотекарь не должен забывать о том, что любое библиотечное мероприятие — это в первую очередь книгоцентричное/библиоцентричное мероприятие (даже мастер-класс по плетению фенечек). Это повод познакомить детей и подростков с книгой, полезной информацией из интернета или периодического издания.

  • Библиотека не может жить сама по себе. Сотрудничество, особенно в массовой работе, принесёт ей пользу. И речь не только о финансовой поддержке. Сегодня становятся популярными такие формы работы, которые невозможно организовать силами одного коллектива (квесты, акции и т.п.). Библиотеке нужны помощники — это могут быть волонтёры из числа старшеклассников, сотрудники других учреждений, работающие с детьми и т.п.

  • Компьютерные технологии и интернет — один из способов повысить эффективность массовой работы. Их активно используют практически все детские библиотеки области. К сожалению, роль технологий, как правило, сводится к иллюстрированию мероприятия, показу презентаций, кинофрагментов, фотографий и т. п. Необходимо расширить эту сферу: создавать библиотечную видеопродукцию вместе с детьми, проводить онлайн-встречи с писателями, с интересными людьми, с детьми из других регионов страны. Массовые мероприятия с применением компьютерных технологий создают библиотеке образ современного культурного и информационного центра.

Анкетирование не претендует на полноту и глубину. Его цель — выявить «болевые точки» и определить направления методической помощи библиотекам региона. Чтобы сделать методическую работу более эффективной, АОДБ им. А. П. Гайдара запланировала:                   

  • Провести в апреле 2016 г. семинар-тренинг «Совершенствование коммуникативной компетентности современного библиотекаря». Практические занятия проведут специалисты Института педагогики и психологии САФУ.

  • Представить опыт оценки качества массовой работы АОДБ им. А. П. Гайдара на семинаре «Ме­то­ди­че­ская де­я­тель­ность детских библиотек: сущ­ность, на­зна­че­ние, со­дер­жа­ние» (июнь 2016 г.).

  • Запланировать серию письменных консультаций, раскрывающих методику организации массовых мероприятий для детей и подростков. Издать и распространить по детским библиотекам/отделам Архангельской области первое в этой серии методическое пособие «Квест в детской библиотеке», где раскрывается специфика квеста, характеризуются этапы подготовки к нему, даются методические рекомендации. 



Назад в раздел