Итоги исследования


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги исследования



«Визуальный нарратив» в круге чтения современного ребёнка:

проблемы и перспективы

Итоги исследования

В январе–июне 2021 года Архангельская областная детская библиотека имени А.П. Гайдара при поддержке муниципальных и сельских библиотек региона и школ г. Архангельска провела исследование «”Визуальный нарратив” в круге чтения современного ребёнка: проблемы и перспективы». Респондентами стали жители Архангельска, Вельского, Пинежского, Каргопольского, Котласского, Холмогорского, Няндомского, Шенкурского, Плесецкого, Верхнетоемского районов Архангельской области.

Категории и количество опрошенных:

  • родители дошкольников и младших школьников – 70

  • педагоги детских садов – 42

  • учителя начальных классов – 55

  • подростки 10–16 лет – 197

  • родители подростков – 74

  • учителя-словесники – 41

  • библиотекари – 36

Респондентами стали взрослые, определяющие круг чтения детей или располагающие сведениями о нём, а также сами читатели. Массив полученных данных можно разделить на два больших блока. Первый – визуальная литература в круге чтения детей 2–10 лет. Второй – визуальная литература в круге чтения подростков 10–16 лет.

Визуальная литература в круге чтения детей 2–10 лет

Мы сразу отмели возможность опросить детей. Анкеты им не заполнить в силу возраста, а интервьюирование невозможно было организовать из-за пандемии. Поэтому опрашивали взрослых, которые могут влиять на круг чтения детей и имеют о нём представление. Это родители и педагоги. Было опрошено 167 человек, проживающих в разных районах Архангельской области. Из них родителей (Р) – 70, воспитателей ДОУ (В) – 42, учителей начальных классов (У) – 55.

Все три категории респондентов мы просили высказать своё мнение о книжках-картинках и комиксах, назвать понравившиеся и непонравившиеся книжки-картинки, а также подумать о степени важности книжной иллюстрации для современного ребёнка. Педагогов мы также спрашивали об использовании визуальной литературы в работе.

Мнения о книжке-картинке 

Мы предложили согласиться или не согласиться с семью утверждениями (можно было выбрать несколько).

1.       Мало текста, много картинок. После трёх лет не стоит их читать с ребёнком. Р 5%. В 8%. У 4%. Общее – 13%

2.       В таких книжках меня иногда смущают странные иллюстрации современных художников. Р 15%. В 13%. У 22%. Общее – 40%

3.       В таких книжках меня иногда смущают «недетские темы». Р 9%. В 11%. У 15%. Общее 28%

4.       Мне всегда интересно рассматривать и читать такие книги вместе с ребёнком, в них я нахожу что-то и для себя. Р 12%. В 9%. У 6%. Общее 21%

5.       Современным книжкам-картинкам предпочитаю переиздания старых книг с иллюстрациями советских художников: Сутеева, Чижикова, Чарушина и др. Р 20%. В 24%. У 21%. Общее 51%

6.       Ребёнок любит такие книжки, потому что в них много картинок, но я не вижу в книжках-картинках какого-либо развивающего потенциала.

Р 7%. В 10%. У 7%. Общее 19%

7.       Книжка-картинка с хорошими иллюстрациями и текстом развивает, воспитывает и прививает вкус к литературе у ребёнка не хуже других книг. Р 32%. В 25%. У 25%. Общее – 65%

Если выстроить общий рейтинг, мы получим, на первый взгляд, благоприятную картину.

65% респондентов: «Книжка-картинка с хорошими иллюстрациями и текстом развивает, воспитывает и прививает вкус к литературе у ребёнка не хуже других книг».

51% респондентов: «Современным книжкам-картинкам предпочитаю переиздания старых книг с иллюстрациями советских художников: Сутеева, Чижикова, Чарушина и др.».

40% респондентов: «В таких книжках меня иногда смущают странные иллюстрации современных художников».

28% респондентов: «В таких книжках меня иногда смущают “недетские темы”».

21% респондентов:«Мне всегда интересно рассматривать и читать такие книги вместе с ребёнком, в них я нахожу что-то и для себя».

19% респондентов: «Ребёнок любит такие книжки, потому что в них много картинок, но я не вижу в книжках-картинках какого-либо развивающего потенциала».

13% респондентов: «Мало текста, много картинок. После трёх лет не стоит их читать с ребёнком».

На первом месте (65%) – вариант с позитивным отношением к книжке-картинке, признание её развивающего потенциала. На последнем – высказывание, о том, что такие книжки годятся только для малышей (13%). Вместе с тем лишь 21% взрослых получает удовольствие от чтения таких книг. 51% предпочитают старые издания и переиздания, отвергают современные книжки-картинки или скептически к ним относятся. 40% смущаются перед иллюстрациями современных художников, а 28% обнаружили в детских книжках недетские темы.

Вопрос допускал открытое высказывание. Респонденты этого не сделали, но активно высказывались при ответе на последний вопрос анкеты (см. ниже). Целесообразно привести часть ответов на этот открытый вопрос здесь. Часть высказываний свидетельствует об узко практическом отношении к книге-картинке как некоему «пособию по развитию». «Книжки-картинки научат ребёнка рассказывать (пересказывать) по картинке, тем самым выстраивать правильную речь». «Картинки в книжках нужны. Тренируют зрительную память». «Книжки-картинки заставляют ребёнка думать и говорить. Развивают внимание, воображение, словарный запас. Но! При активном участии взрослого. Актуальны для дошкольников».

Есть тенденция противопоставлять визуальную литературу «нормальной литературе» даже при позитивном отношении к первой. Например, такое: «Не рекомендую заменять книжками-картинками полноценную детскую книгу». «Картинки в таких книжках развлекают детей, ребёнок отвлекается от содержания текста». «Картинки не дают полной картины о сюжете книги, упускают детали, отрицательно влияют на грамотность детей, и словарный запас уменьшается». «Картинкой пытаемся привлечь внимание современных детей к тексту. Но ребёнок, увидев красоту текста, будет читать произведение до конца, не глядя на картинки».

То есть смотреть картинки – это не чтение. Феномен «картинка как текст» не принимается во внимание. Книжка-картинка предполагает спаянность текста и картинки, тогда как в ответах наших респондентов имеет место разделение процессов восприятия того и другого.

Часть респондентов книжку-картинку принимают с оговорками, требуя дозированности в использовании и контроля со стороны взрослых. «Картинки вызывают интерес у детей разного возраста, только их тематика должна усложняться. Если картинка ещё сопровождается беседой, диалогом, то она может иметь большой воспитательный потенциал». «По картинкам педагог или родитель при желании может придумать много развивающих заданий. Частое использование таких книг затрудняет у детей восприятие текста, навыки чтения не развиваются». Оба высказывания – от воспитателей.

В анкете для родителей был также вопрос о виммельбухах. 69% признались, что их дети любят виммельбухи. У 24% дети не знают книжки-картинки этого жанра. У 7% дети не любят виммельбухи. Такой расклад, безусловно, свидетельствует о популярности «роящихся» книжек среди современных детей.

Но насколько взрослые знают книжки-картинки, что именно им нравится или смущает их? Мы попросили родителей и педагогов назвать несколько книжек-картинок, которые понравились или не понравились. Из 70 родителей 41 (58%) назвали книги. Остальные поставили прочерк или написали, что не знают, не помнят, затрудняются ответить. Из 42 воспитателей 21 (50%) смогли назвать книги. Из 55 учителей 20 (36%) ответили на вопрос.

О чём это говорит? Примерно половина опрошенных не могут назвать ни одной книжки-картинки, то есть не знают их – не запоминают, что читают детям, или не считают важным делать это.

У родителей на первом месте – книги Сутеева (8 упоминаний). 17 человек из 41 (41%) назвали только классическую литературу (кроме Сутеева, сказки и стихи Чуковского, Маршака, Барто, народные сказки). При этом никто не назвал имя художника-иллюстратора.

Современные книги (впервые изданные в 21 веке) назвали 20 из 41 (50%). Лидируют различные книги художника и писателя Эрика Карла для самых маленьких, «Знаешь, как я тебя люблю?» Сэма Макбратни, «Твой друг Медвежонок» Эльзы Хоумланд Минарик (все три книги – «Розовый жираф»). Упоминаются также книжки-картинки, изданные в «Поляндрии» и «Clever».

Большая часть воспитателей, ответивших на вопрос о книгах (61%, 13 из 21), назвали современные книги. Остальные написали названия классических произведений без имён художников (6 из 21, 29%). Среди названных книг нет явных лидеров. Нас порадовали два упоминания виммельбухов (серия «Весёлые пряталки» от «Нигмы» и книги Д. Гёбель и П. Кнорра). Названы были также комиксы по популярным мультфильмам («Том и Джерри», «Фиксики», «Микки Маус», «Дружба – это чудо»).

25% (5 из 20) ответивших на вопрос о книгах учителей назвали классические книги (без имён иллюстраторов). Остальные 75% назвали современные издания. Лидерами стали (более одного упоминания): «Сказки про эмоции» Елены Ульевой (художник – Татьяна Обухович, «Clever»), «Тося-Бося» Лины Жутауте («Clever»), познавательные книги для дошкольников издательства «Манн, Иванов и Фербер». Эти два издательства лидируют по количеству названных учителями книг.

Какие книжки-картинки не нравятся, что смущает? Один ответ стоит привести полностью, он касается всех книжек-картинок вообще: «Неинформационные, убивают у детей желание читать, развивают лень».

Были и другие высказывание общего характера. Взрослым не нравятся книги:

  • с иллюстрациями многих современных авторов,

  • с компьютерными рисунками,

  • с нереалистичными рисунками.

Требование «реалистичности» рисунков будет всплывать и в ответах на последующие вопросы анкеты. «Картинки раньше были качественнее, реалистичнее». «Картинки важны реалистичные, красочные, чтобы способствовали снова и снова взять в руки книгу» (высказывание воспитателей). «В детской книге… картинки должны быть реалистичными и красочными» (родитель). Так вот что смущает в современных иллюстрациях – «нереалистичность». Было бы интересно продолжить исследование в этом направлении и узнать, что скрывается за страхом перед «нереалистичными» иллюстрациями. Сейчас мы можем только предположить, что это тот же консерватизм, который стоит за нежеланием признавать ценность искусства после Репина, Сурикова и Шишкина (условно говоря). Это и страх перед непонятным, которое может как-то негативно повлиять на «неокрепшее детское сознание».  

Не понравившиеся книги назвали лишь несколько человек, и, забегая вперёд, скажем, что из библиотекарей, которым задавали тот же вопрос, ответили немногие. Мы посчитали нецелесообразным проводить запланированное изучение отзывов покупателей интернет-магазина «Лабиринт» об этих книгах. Исключение сделали лишь для одной книги, которая не понравилась трём респондентам. Это «Однажды мама ругалась» Ютты Бауэр.

Оценили 66. Оценка 7,64 из 10. 20 рецензий. Преобладают положительные. Основной посыл: книга помогает родителям увидеть, что чувствует ребёнок, на которого кричат. Хороша для совместного чтения. Но есть сомнения, что она подходит для детей.

Несколько отрицательных:

  • Нет морали («пояснительной информации» для ребёнка, непонятна причина маминого гнева)

  • Жестокая книга (пингвинёнка разрывает на части) «…книга для тех, кто хочет воспитать маньяка с младенчества»

  • Иллюстрации – будто «детсадовский ребёнок накалякал»

Несколько рецензий от сомневающихся (сначала не понравилась, потом задумался…): «Да, книжка "себе на уме". Но, может, и лучше, когда ребенок учится видеть мир глазами разных людей? А по сути, учится видеть ситуацию нестандартно...»

Мнения о комиксах

Мы просили респондентов подчеркнуть совпадающие с их собственным мнением суждения о комиксе. Всего было четыре утверждения.

1.       Это не литература. Р 36% В 20% У 22%

2.       Ребёнок любит такие книжки, потому что в них много картинок, а я не вижу в комиксах какого-либо развивающего потенциала. Р 24% В 29% У 32%

3.       Хорошие комиксы развивают, воспитывают и прививают вкус к литературе у ребёнка не хуже других книг. Р 24% В 27% У 19%

4.       Ребёнок с лёгкостью читает комиксы, а мне трудно воспринимать их. Р 16% В 24% У 27%

Наиболее категоричны родители. По мнение 36% из них, комикс – это не литература. Не видят развивающего потенциала в комиксах 29% воспитателей и 32% учителей. Если 24% родителей и 27% воспитателей всё же оценивают комиксы как жанр детской литературы «не хуже других», то среди учителей таких всего 19%. Среди педагогов школ наибольший процент признавшихся в трудностях восприятия комикса (27%).

Заслуживает внимания один из ответов респондента-учителя, оставившего пространный комментарий о комиксах: «Комикс – очень сложный вид чтения, потому что здесь параллельно идут два текста. Один вид текста – это слова, которые мы читаем, второй – это визуальный объём. Так что у читателя работают два полушария мозга… комиксы могут читать не все люди, потому что для кого-то это слишком сложно».

В целом можно сказать, что к книжке-картинке у этих категорий взрослых, определяющих круг чтения детей, более позитивное отношение, нежели к комиксу. Вероятно, это связано с тем, что комикс нередко осуждается общественностью, авторами статей педагогических и родительских журналов, это менее похожий на «классическую детскую книжку» продукт издательской деятельности, нежели книжка-картинка. При этом 46% родителей признались, что их дети читают комиксы.

Использование современных книжек-картинок и комиксов в педагогической работе

У педагогов дошкольных образовательных учреждений и школ мы спросили о том, как часто они применяют в своей работе книжки-картинки современных авторов и комиксы. Оказалось, что воспитатели используют современную книжку-картинку гораздо чаще (ответ «Часто» - у 31% воспитателей и 7% учителей). Редко используют 33% воспитателей и 44% учителей, никогда – 2 и 15%, иногда – 33 и 35%.

Такое несовпадение можно объяснить объективными причинами. В младшей школе ребёнок учится читать, всё внимание – на текст. К сожалению, педагоги не знают об активно издающихся сегодня книжках с картинками и крупными буквами, с увлекательным текстом маленького объёма, которые не отпугивают детей, а наоборот, привлекают, таким образом, эти книги могли бы помочь учителям в работе. Есть и ещё одна причина. В России издатели, опирающиеся на родительские установки, чаще всего адресуют книжку-картинку детям дошкольного возраста, тогда как в Западной Европе, например, такие книги выпускают и для детей старше 6 лет.

Виммельбухи в своей работе используют часто 2% учителей и 14% воспитателей, иногда – 16 и 41%, редко – 51 и 33%, никогда – 31 и 12%. Вновь более позитивная картина у педагогов детских садов, которые, наверняка, оценили не только развивающий потенциал виммельбуха, но и привлекательность «книги-загадки» для современного ребёнка.

С использованием комиксов в работе также лучше дело обстоит у воспитателей. Иногда используют в работе комиксы 18% учителей и 33% воспитателей, редко или никогда – 78% учителей и 64% воспитателей. Комикс чаще ориентирован на более старшую аудиторию, а работают с ним интенсивнее в детском саду, а не в школе. Здесь может срабатывать и предубеждение против этого вида визуальной литературы, и недостаточное знание её, и невозможность втиснуть такую работу в рамки школьной программы.

Размышления о "детях-визуалах"

И в последнем вопросе всех трёх анкет мы просили взрослых поделиться размышлениями, отвечая на вопрос, согласны ли они с тем, что для современных детей картинка в книге более важна, чем для детей старших поколений.

Из 70 родителей не ответили 10. Не поняли вопрос 9 человек. Мнение остальных разделилось примерно поровну. Согласны с утверждением 52%, не согласны 48%. Объясняют своё несогласие тем, что это утверждение актуально для детей всех поколений, 29% опрошенных. Один из приводящих такой аргумент респондент пояснил, что «…раньше были не такие яркие, красочные книги с картинками, с хорошим качеством бумаги, большого формата». Ещё один несогласный привёл в пример свою семилетнюю дочь, которая «хорошо читает без картинок».

Согласившиеся с предложенным утверждением родители пишут о визуальном восприятии, клиповом мышлении, что дети не хотят читать и им «проще смотреть картинки».

У воспитателей по этому вопросу голоса также разделились примерно поровну. Из 42 респондентов ответили 31. Из них 48% согласны с утверждением о современных детях-визуалах, 52% не согласны. Все несогласные считают, что во все времена картинка в книжке важна для ребёнка, а согласные приводят те же аргументы, что и родители.

Из 55 учителей ответили 49. Согласны с утверждением 72%, не согласны – 22%. Затрудняются с ответом – 6%.

Интересно, что большинство учителей считают, что современные дети по отношению к картинке – это некий феномен. Педагоги начальной школы учат детей читать – и, вероятно, сталкиваются с тем, что текст без картинки воспринимается трудно. Это вопрос, требующий дополнительного изучения. Нам было важно лишь обозначить проблему, поставить вопрос.

Визуальная литература в круге чтения подростков

Подростков мы спрашивали о комиксах и графических романах. Анкеты заполнили 197 человек в возрасте 9–17 лет. Больше всего – 12-летних и 13-летних.

 

9 лет

1 девочка

1 (0,5%)

10 лет

1 – пол не указан

1 девочка

2 (1%)

11 лет

1 – пол не указан

девочки – 8,

мальчики – 5

14 (7%)

12 лет

1 – пол не указан

девочки – 43

мальчики – 27

71 (36%)

 

13 лет

девочки – 22

мальчики – 11

33 (17%)

 

14 лет

1 – пол не указан

девочки – 18

мальчики – 11

30 (15%)

15 лет

девочки – 7

мальчики – 9

16 (8%)

16 лет

девочки – 13

мальчики – 11

24 (12%)

 

17 лет

девочки – 4

мальчики – 2

6 (3%)

 

 

 

197

88 человек (45%) признались, что комиксы читают, 109 человек (55%) утверждают, что не читают такой литературы. Надо понимать, что среди этих 55% большая часть, скорее всего, не читает вообще или очень редко.

Следующий вопрос был открытым: мы хотели узнать, что именно привлекает или отталкивает ребят в комиксах. 24 из 109 «нечитающих комиксы» согласились объяснить, что им не нравится. 82 человека из 88 «любителей комиксов» согласились ответить на этот вопрос. Далеко не все подростки справились с точностью формулирования своего мнения, поэтому мы с большим вниманием отнеслись к каждому высказыванию.

Увлекательный сюжет, динамику, «экшн» выделяют 46 человек из 82 ответивших (56%). Самым распространённым был ответ «сюжетом и рисунками». Несколько человек более подробно объяснили, чем привлекает эстетика рисунка. «В комиксах художник может проявить свою индивидуальность, от вида повествования до стиля, цветовой гаммы, персонажи сразу показываются со всеми мелкими деталями» (девочка 12 лет). «Персонажи красиво прорисованы, хорошая графика» (девочка 12 лет).

15 из 82 человек (18%) выделяют лёгкость прочтения комикса. Чаще указывают на малый объём текста, в нескольких случаях лёгкость прочтения связывают с возможностью «представить события», погрузиться в мир книги. Приведём наиболее яркие цитаты. «…там нет много воды (лишнего текста) в отличие от литературы» (мальчик 12 лет). «Интересный сюжет, много картинок, фантастика, очень просто понять, о чём манга» (девочка 12 лет). «В комиксе можно во время чтения почувствовать ситуацию благодаря изображениям» (девочка 12 лет). «Экшн, простота восприятия, скорость прочтения» (мальчик 14 лет). «Такое же количество информации (как и в обычном виде), только в меньшем количестве страниц» (девочка 14 лет). «Интересный сюжет и лёгкий слог. Хорошо убивают время» (девочка 14 лет). «Для меня они легче в восприятии, чем книги; в них сразу видно окружении, виден внешний вид персонажей» (девочка 14 лет). «Более облегчённое визуальное восприятие. Легче представить героев и их действия» (девочка 14 лет). «Прикольно быстро читать» (10 лет).

Два респондента написали о привлекательности морального посыла комиксов, которые они читают. «Комиксы мне интересны, потому что в них очень хорошо показаны две стороны и всегда появляется вопрос: «Что же выберешь ты?» (девочка 12 лет, любящая комиксы о супергероях от «Марвел»).

У «нелюбителей» комиксов самая распространённая причина отторжения – «мало текста» (ровно то, что привлекает многих любителей этого жанра). Кому-то «просто скучно» или не нравится эстетика рисунков. Указывают и на то, что комиксы трудно, тяжело воспринимаются, некоторые объясняют почему. «Непривычно читать» (девочка 13 лет). «Отвлекаешься на картинку и не понимаешь суть» (девочка 11 лет). Есть и более «тонкие» претензии. «Из-за иллюстраций тяжело воспринимать текст. Картинки из комиксов мешают самостоятельно создавать образ героя» (девочка 14 лет). «В визуальных новеллах навязывается образ героя» (14 лет).

В двух высказываниях имеет место противопоставление комиксов «нормальным книгам». «Я предпочитают классическую литературу. А комиксы препятствуют тому, чтобы люди читали классику» (девочка 12 лет). «Лучше почитать нормальную литературу, чем комиксы» (девочка 13 лет).

Что же они читают? Мы просили подростков назвать несколько наиболее понравившихся комиксов или графических романов. Как и ожидалось, лидируют японские манга и комиксы от компании «Марвел», ставшие популярными благодаря, соответственно, аниме-сериалам и многочисленным голливудским экранизациям. 35 человек из 88 (40%), в основном девочки, предпочитают мангу. Самые популярные: «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Атака титанов», «Моя геройская академия», «Клинок, рассекающий демона», «Наруто» и «Боруто».

25 из 88 человек (28%) любят читать комиксы, выпущенные американской компанией «Марвел». Самый популярный графический роман – «Человек-паук». Пять человек читают комиксы от «DC». Ребята 10–11 лет называли комиксы «Том и Джерри» (7 упоминаний), «Скуби-Ду» (4 упоминания). По два упоминания собрали комиксы «Винкс» («Дисней»), «Рик и Морти» Джима Заба (комикс по американскому фантастическому ситкому 18+, издательство «Комильфо»), «Гравити Фолз» Алекса Хирша (комикс по популярному американскому анимационному сериалу 6+, издательство «Эксмо»), «Тридевятое царство» (сетевой фэнтезийный любительский комикс).

Многие из названных подростками произведений имеют возрастные рейтинги 16+ и 18+. 10 человек из ответивших на вопрос (11%) назвали комиксы, выпускаемые издательством «Манн, Иванов и Фербер». Среди них лидирует фантастическая серия книг Люка Пирсона о Хильде (4 упоминания), имеющая маркировку 6+. Два раза упоминается книга Брижит Лукиани и Евы Тарле «Истории старого дерева», имеющая маркировку 0+ и рекомендованная для чтения с 4 лет. Дважды упоминались научно-популярные комиксы, выпускаемые в «Манн, Иванов и Фарбер».

Картина отношения подростков к комиксам весьма пёстрая и неоднородная. Комиксы нравятся не всем подряд подросткам. Кто-то легко воспринимает их и ценит эту лёгкость, простоту, скорость прочтения, а кто-то испытывает трудности в восприятии визуального текста или предпочитает «нормальную литературу». Самые популярные среди этой аудитории комиксы – это манга и супергеройские истории от «Марвел».

Учителям литературы и родителям подростков мы задавали три вопроса:

  • Читают ли ваши дети (ваши ученики) комиксы и графические романы?

  • Как вы относитесь к комиксам и графическим романам? Определите по 10-балльной шкале своё отношение.

  • С какими из утверждений о комиксах и графических романах вы согласны? (предлагалось пять утверждений)?

Из 74 опрошенных родителей 38 ответили на первый вопрос утвердительно (52%). 48% написали, что их ребёнок (дети) такую литературу не читают. Из 41 учителя 29 (71%) ответили, что их подопечные читают комиксы, 6 человек (15%) утверждают, что подростки визуальную литературу не читают, 4 человека (10%) затруднились с ответом, 2 человека (5%) не ответили на вопрос.

Средняя оценка комиксам и графическим романам, выставленная родителями, – 5, 22 балла из 10. Учителя в целом оценили визуальную литературу чуть ниже – 4, 46 балла из 10.

Более подробно раскрыть своё отношение к комиксам можно было с помощью предложенных утверждений. Вот как распределились мнения родителей и учителей.

  1. Мало текста, много картинок. Это очень примитивная «литература». Р – 22% У – 36%

  2. Спокойно отношусь к увлечению современных подростков комиксами. Они – представители поколения Z, визуалы. Р – 36% У – 36%

  3. Мне самому (самой) интересно было бы познакомиться с такими книгами. Р – 10% У – 7%

  4. Пытался (пыталась) читать, непривычно, трудно воспринимается. Р – 19% У – 17%

  5. Мне нравятся комиксы и графические романы, я сам (сама) читаю их. Р – 11% У – 3%

Считают визуальную литературу примитивной достаточно большое количество респондентов, причём учителя-литераторы более категоричны. Спокойное отношение к увлечению комиксами у 36% учителей и 36% родителей. 11% родителей сами читают комиксы, 10% хотели бы почитать, 19% признались, что комиксы трудно воспринимаются. В чтении комиксов признались 3% учителей, хотели бы познакомиться с ними 7%, трудности с восприятием – у 17%.

Таким образом, всё же большинство взрослых респондентов «не вникают», не пытаются понять, что же так привлекает детей в визуальной литературе, которую и литературой-то, в общем, не считают.

Отношение библиотекарей к визуальной литературе

А что же библиотекари, профессиональные читатели, которые должны «вникать» и быть в курсе современных тенденций детского чтения? Каково их отношение к визуальной литературе и как они с ней работают? В анкете для библиотекарей почти все вопросы были открытые.

Библиотекари имею возможность регулярно общаться с родителями по поводу чтения детей. И нам было интересно узнать, действительно ли родители недоверчиво относятся к визуальной литературе. Чуть более половины респондентов (19 из 36, 53%) ответили утвердительно. Остальные не сталкивались или редко сталкивались с такой реакцией родителей.

Чем может быть вызвано недоверчивое отношение родителей к книжкам-картинкам и комиксам, но мнению (и по наблюдению, опыту) библиотекарей? Такая литература…

  • только для малышей;

  • примитивная, несерьёзная;

  • не даёт знаний, не развивает;

  • отличается от той, на которой росли сами родители.

Все эти позиции в том или ином виде звучали в ответах наших респондентов-родителей.

В следующем вопросе мы просили библиотекарей обосновать или опровергнуть утверждение «Книжка-картинка – это не литература». 80% не согласны с этим утверждением. По мнению шести респондентов, книжка-картинка – лучший способ приобщения детей к книге. «Книжка-картинка может быть очень полезна для мало читающих детей, это отдельный жанр литературы». «…с помощью картинок виден сюжет, и ребёнок получает информацию, когда текст ему читать не очень хочется».

В нескольких ответах есть понимание жанровой специфики книжки-картинки, которая является не просто «картинками с подписями», а слиянием текста и изображения, слияния, в котором картинка – это тоже текст. «Иллюстрации могут нести самостоятельную информацию, дополняющую текст, что в совокупности и является художественным произведением (литературой)». «Это отдельный вид литературы. В ней грамотно сочетаются детальные иллюстрации и количество текста. У детей Z более высокая визуальная культура». «Книжка-картинка средствами иллюстрации передаёт смысл и рассказывает сюжет». «В таких книжках можно многое узнать, даже рассматривая иллюстрации».

И отсутствует понимание специфики жанра в четырёх негативных высказываниях. Приведём два из них. «Картинка, сопровождающаяся парой слов, поясняющих изображение. Это не литература». «Развивается визуальное восприятие, плохо развивается речь». Один респондент считает, что книжка-картинка имеет отношение не к литературе, а к изобразительному искусству.

Как и в случае с книжкой-картинкой, мы просили подтвердить или опровергнуть фразу «Комикс – это не литература». Несогласных – 64%, отчасти согласных – 12%, согласных – 24%. Самый распространённый аргумент библиотекарей, которые «за комиксы», можно обобщённо сформулировать так: «Комиксы – это литература хотя бы потому, что их читают подростки».

Библиотекарям импонирует, что комиксы увлекают нечитающих детей и могут стать «мостиком в мир литературы». «Такая литература позволяет найти читателя, который боится больших текстов. Правда, я сомневаюсь в качестве рисунков из-за их изобилия». «…чтение комиксов и графических романов является упрощённой версией чтения». «Подростки интересуются этими книгами и впоследствии захотят читать и обычные книги (мечта библиотекаря)». «Детям нравятся иллюстрации. Кто-то не любит читать, и его привлекает немного текста: сжато, ёмко передана суть, эмоции». «Комиксы – жанр, который запускает процесс чтения у детей, не любящих читать. Комиксы могут стать «мостиком» в мир «нормальной литературы».

И вновь мы сталкиваемся с противопоставлением комиксов «нормальным книгам» – и это в высказываниях респондентов, считающих комиксы литературой. Получается, что они причисляют этот визуальных жанр к литературе с оговоркой, что всё же это «недолитература». Но есть и редкие высказывания, в которых признаётся «полноценность» комиксов. «Графический роман строится по принципам традиционного художественного произведения: завязка-кульминация-развязка. Это историю, имеющая сюжет, который передают рисунки». «Это литература, так как у них есть автор, художник, есть мысли, чувства, информацию, которую автор хотел донести до читателя».

Библиотекарей, как и остальных респондентов, мы просили назвать любимые и нелюбимые книжки-картинки, комиксы и графические романы. Обратим внимание на высказывание общего характера: «Понравились [книжки-картинки] с более-менее приличными, традиционными рисунками. Не понравились упрощённые, имитация детского рисунка. Часто корявые изображения». Это высказывание соотносится с теми, что мы получили от родителей и педагогов детских садов и начальной школы (требование «реалистичности» иллюстрации).

31 респондент (86%) назвали книги. Показатель более высокий, чем у других взрослых респондентов: библиотекари не могут не знать свой фонд. Лидируют книжки-картинки для самых маленьких Эрика Карла (пять упоминаний) и поэма Сэма Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю!» (обе книги – «Розовый жираф»). Три человека назвали серию «Экокнига» Катрин Виле («Самокат»), по два человека – «Любопытного Джорджа» Х.А. Рея («Розовый жираф»), развивающие книжки для малышей Юсуке Ёнедзу («Поляндрия»), виммельбухи от Доро Гёбель и Петера Кнорра и серию «Маленькие исследователи» («Clever»). Два голоса также набрала недавняя новинка - silent book «Кузнечик» Татьяны Уховой («Самокат»).

Два голоса у переиздания «Рассказов в картинках» знаменитого Николая Радлова («Мелик-Пашаев»). Если родители и педагоги называли из советских авторов книжки-картинки только самых известных авторов Сутеева, Чижикова и Чарушина, то библиотекари вспомнили подзабытые некогда очень популярные советские книжки-картинки: «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина» Н.Сладкова с иллюстрациями Г.Ясинского, «Чижик, Пыжик, Рыжик и Женя Жуков» Льва Кассиля с иллюстрациями А.Сазонова, «Колёса» В. Суслова с иллюстрациями С.Яковлева.

Книг, которые не понравились, было названо очень мало. Один раз названа книжка Ютты Бауэр «Однажды мама ругалась», уже внесённая в «Чёрный список» другими категориями респондентов, а также «Мадлен в Лондоне» Лювдига Бемельманса и «Я ем лапшу, а в это время…» Ёсифуми Хасэгава.

Библиотекарей мы рискнули спросить о тех комиксах, которые им понравились и не понравились. Ответили 19 человек (53%). Среди понравившихся есть несколько комиксов для взрослых читателей, но большинство назвали комиксы и графические романы, ориентированные на подростков и младшеклассников. Комиксы по мультфильмам студии «Дисней» лидируют – 7 упоминаний («Храбрая сердцем», «Король Лев» и другие). Четыре человека оценили графические романы по классическим произведениям («Дневник Анны Франк», «Дети капитана Гранта», «Хоббит»). Один раз была названа серия познавательных комиксов издательства «Манн, Иванов и Фербер» («Микробы», «Вулканы» и др.). Стоить напомнить, что эта серия фигурировала и в ответах подростков. Два респондента назвали созданный благодаря проекту Северодвинской ЦБС сборник комиксов по рассказам Абрамова «Непро100 Абрамов».

Из непонравившихся комиксов названа только одна книга – «Дневник Анны Франк» (оценённая высоко двумя другими респондентами).

Последний блок анкеты был посвящён библиотечной работе с визуальной литературой. 61% опрошенных библиотекарей редко работают с книжкой-картинкой, 25% – иногда, 8% – часто, 6% – никогда. По комиксам эти показатели ожидаемо более низкие. 56% редко работают с комиксами, 31% – никогда, лишь 14% – иногда. Показатели более высокие, чем у педагогов детских садов и начальной школы, очевидно, что так и должно быть. Но в целом работу с визуальной литературой, исходя из этих показателей, нельзя назвать активной.

Что же мешает библиотекарям более активно работать с книжками-картинками, графическими романами и комиксами, кроме тех предубеждений, которые, как мы выяснили, у них имеются? На вопрос о том, с какими проблемами они сталкиваются при работе с книжками-картинками, ответили 26 респондентов. У 4 из них «нет проблем». 4 человека просто не работают в данном направлении.

С негативной реакцией взрослых членов семьи на такую литературу сталкивались три респондента. «В книжке-картинке мало текста, старшее поколение не воспринимает их как самостоятельный сегмент». «Многие родители не воспринимают эти книги всерьёз. Приходится объяснять предназначение таких книг». Вопрос сохранности фонда заботит двух респондентов: книжки-картинки из-за повышенного спроса «теряют вид», к тому же дети раннего возраста, которым предназначены книжки-игрушки, ещё не понимают необходимости беречь книги.

10 респондентов заявили либо о дороговизне, либо о малом количестве и полном отсутствии таких книг в фонде. Очевидно, что оба эти маркера взаимообусловлены. 11 респондентов обозначили ту же проблему (мало книг или нет книг), касающуюся комиксов. Есть одна жалоба на непонимание родителей, их негативное отношение к такой литературе.

Один респондент считает комиксы трудным чтением: «Часто родители, да и некоторые дети не могут читать такие книги, они вызывают трудности при восприятии текста». К этому наблюдению примыкает мнение о том, что комиксы и графические романы читают немногие, а именно – молодёжь 15–16 лет. Сюда же отнесём и этот ответ: «…такие книги больше подходят для индивидуальной работы».
«Комикс трудно пересказать, в отличие от книги. Так один диалог, поэтому рассказать о произведении трудно. А в книге есть подробные описания природы, чувств». А здесь уже трудности, связанные с методикой, технологией подачи читателю визуальной литературы. Если книжку-картинку достаточно просто показывать детям дошкольного и младшего школьного возраста, то с комиксом и графическим романом так не сделаешь…

Опрошенные библиотекари подтверждают предположение о неоднозначном отношении родителей к книжке-картинке и комиксу, часть которых считают визуальную литературу примитивной «недолитературой», не способствующей развитию ребёнка. Среди библиотекарей есть те, кто солидарен с современными родителями, но есть и те, кто понимает специфику жанров. Библиотекари знают книжку-картинку и комикс лучше, чем другие категории опрошенных нами взрослых, многие смогли назвать конкретные книги.

С книжкой-картинкой ожидаемо работают более активно, чем с комиксом, но в целом – недостаточно активно. Основная проблема для библиотекарей – это отсутствие или малое количество книжек-картинок и графических романов в фондах. Трудности в работе с комиксом вызваны ещё и спецификой жанра, который, как выяснилось, «не для всех», и нужен какой-то особый язык рассказа о комиксах, особый подход к подаче материала о них.

Общие выводы

Все три гипотезы подтвердились, кроме пункта о том, что комикс – редкое явление в круге чтения подростков. 45% респондентов-подростков признались, что читают комиксы (этот показатель подтверждается ответами родителей и учителей), и привели конкретные названия. Можно сделать вывод, что подростки свободны в выборе книг для чтения, и негативная реакция на комиксы окружающих взрослых не влияет на их интересы.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста читают книжки-картинки, виммельбухи, комиксы. Отношение же взрослых, во многом определяющих круг их чтения, к визуальной литературе неоднозначно и неоднородно. Значительное число респондентов считают книжку-картинку неполноценной литературой, не принимают во внимание феномена «изображение как текст», феномена цельности визуальной и текстовой информации, полагая, что дети просто «смотрят картинки». В этом процессе «развивающего потенциала» они не видят.

Есть и другая крайность – видеть в книжке-картинке исключительно инструмент развития (речи, внимания, мышления). Более половины взрослых предпочитают книги с иллюстрациями советских художников, многие (40%) смущаются перед иллюстрациями современных авторов, предъявляют требование «реалистичности» рисунка. Знание книжки-картинки, в особенности современной (изданной в 21 веке), у взрослых, определяющих круг чтения детей младшего возраста, находится на невысоком уровне. Привести конкретные названия смогли примерно половина респондентов.

45% респондентов-подростков читают комиксы. Анализ ответов на открытые вопросы о комиксах, заданные подросткам и библиотекарям, выявил противоположные тенденции в восприятии этого визуального жанра. Для многих взрослых комикс – это примитивная литература, убивающее время чтиво, а кто-то считает, что это трудное чтение. И трудно оно не только для старшего поколения, но и для части самих подростков, в чём они откровенно признались (и что подтвердили ответы библиотекарей). Но всё же большая часть подростков говорит о быстроте и лёгкости чтения комиксов. Но означает ли эта лёгкость, что комикс – это всегда «примитивная» литература?

У родителей подростков и учителей литературы отношение к комиксу ожидаемо негативное. Большинство респондентов не вникают, не пытаются понять, что же привлекает их детей в визуальной литературе, которую литературой эти взрослые и не считают.

Рейтинг непопулярных книг визуального жанра не представляется возможным составить, поскольку очень малое число респондентов согласилось ответить на соответствующие вопросы. Можно упомянуть лишь книгу Ютты Бауэр «Однажды мама ругалась». Наши респонденты не пояснили, что именно вызвало негативную реакцию. Обобщив отзывы пользователей сайта «Лабиринт» мы пришли к выводу, что главные претензии состоят в следующем: отсутствие явной морали; образ взрослого, который «тоже может ошибаться»; двуадресность (и родителям, и детям) и пресловутая «нереалистичность» иллюстраций.

Рейтинг популярных книг также будет весьма условным, поскольку ответов в целом было немного. Приведём список, в который вошли книжки-картинки, названные респондентами более одного раза.

Список самых популярных книжек-картинок, названных родителями дошкольников и младших школьников, 

воспитателями детских садов, учителями начальной школы, библиотекарями

  • Книги В.Сутеева

  • Книги Эрика Карла «Очень голодная гусеница» и «Трудный день у паучка» (издательство «Розовый жираф»)

  • Серия виммельбухов «Весёлые пряталки» (издательство «Нигма»)

  • Виммельбухи Доро Гёбель и Петера Кнорра (издательство «Мелик-Пашаев»)

  • Серия сказок о Тосе-Босе Лины Жутауте (издательство «Clever»)

  • Серия книг Катрин Виле «Экокнига» (издательство «Самокат»)

  • Поэма Сэма Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?» (художник – Анита Джерам, издательство «Розовый жираф»)

  • «Сказки про эмоции» Елены Ульевой (художник – Татьяна Обухович, издательство «Clever»)

  • Развивающие книги для малышей Юсуке Ёнедзу (издательство «Поляндрия»)

 Если распределить все названные респондентами понравившиеся книжки-картинки по издательства, лидировать будут «Манн, Иванов и Фербер» и «Clever».

Понравившиеся комиксы назвали многие подростки, и рейтинг популярности получился следующим.

Рейтинг самых популярных среди опрошенных подростков комиксов

1 место. Японская манга. Самые популярные сериалы: «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Атака титанов», «Моя геройская академия», «Клинок, рассекающий демона», «Наруто» и «Боруто». В основном – 16+ и 18+

2 место. Комиксы от американской компании «Марвел». Самый популярный – «Человек-Паук». В основном – 16+ и 18+

3 место. «Том и Джерри» по мультфильму студии «Дисней». 0+

4 место. Комиксы от американской компании «DC». В основном – 16+ и 18+

5 место. «Скуби-Ду» (0+), серия комиксов Люка Пирсона о Хильде (6+, издательство «Манн, Иванов и Фербер»).

6 место. «Рик и Морти» Джима Заба (18+), «Гравити Фолз» Алекса Хирша (12+) (оба – по популярным мультсериалам США), «Тридевятое царство» (сетевой любительский комикс), книга Брижит Лукиани и Евы Тарле «Истории старого дерева» (0+, издательство «Манн, Иванов и Фербер»).

Большинство из самых популярных среди наших респондентов комиксов вообще-то подросткам не адресованы, имеют маркировку 16+ и 18+. Связано это и с отсутствием в фондах библиотек комиксов с маркировками 6+, 12+ и с отсутствием информации о таких книгах у родителей и учителей, а также с нежеланием взрослых «руководителей чтения» разбираться в комиксах и предлагать подросткам лучшее.

Знание библиотекарей о книжках-картинках и комиксах находится на более высоком уровне, отношение к этим жанрам более лояльное, чем у опрошенных родителей и педагогов. Библиотекари в большей степени настроены на понимание специфики визуальных жанров, но есть и резко негативные проявления.

Основная проблема для библиотекарей – высокая цена этих изданий и, как следствие, малое количество (или полное отсутствие) книжек-картинок и комиксов в фондах. Активной работе с книжкой-картинкой и комиксом препятствуют также предубеждения родителей. А работе с комиксом мешает ещё и некоторая растерянность библиотекарей, не знающих, как преподносить книги этого жанра подросткам, которые нравятся к тому же далеко не всем читателям.

Практические выводы

Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно сделать следующие практические выводы.

  • Библиотекарям необходимо изучать визуальную литературу для детей и подростков и «не делать поспешных выводов».

  • Просвещать, информировать родителей и педагогов, рассказывая им о лучшей литературе в этом жанре. При этом делать акцент не только на содержании текста, но и на особенностях стиля художника-иллюстратора.

  • Не бояться приобретать в фонд комиксы и графические романы, адресованные подросткам (6+ и 12+).

  • Искать формы, методы, приёмы, с помощью которых можно рассказывать подросткам о комиксах и обсуждать их.

Исследование лишь наметило направления, по которым можно двигаться дальше. Наиболее интересны, на наш взгляд, два из них:

  • Отношение «руководителей детского чтения» к «нереалистичным» иллюстрациям современных художников детской книги и восприятие таких иллюстраций детьми.

  • Особенности визуального текста и стратегии восприятия комикса.

 

 

 

 

 



Назад в раздел