Итоги исследования


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Итоги исследования



Пояснительная записка

В 2020–2021 гг. в связи с пандемией  произошёл качественный скачок в освоении социальных сетей российскими библиотеками. В профессиональной прессе появилось много публикаций на эту тему. Опираясь на работы SMM-специалистов и успешный опыт российских библиотек, авторы статей приводят следующие рекомендации по ведению сообщества в социальной сети:

  • привлекательный и узнаваемый визуальный стиль оформления;

  • регулярность публикаций на основе продуманного контент-плана;

  • разнообразие контента;

  • небольшие по объёму тексты, написанные «нативно», логично и грамотно;

  • качественный фото- и видеоконтент;

  • преимущественно оригинальный контент, репосты только в сопровождении комментариев;

  • ориентация на конкретную целевую аудиторию;

  • «человекоцентричность» публикаций, обращение к личному, частному опыту подписчиков;

  • наличие интерактивного контента.

Е. Пушкарская в статье «Как стать звездой: краткое руководство по оптимизации PR-деятельности» [8] приводит самые распространённые недостатки библиотечных соцсетей: «…бесцельность коммуникаций, казённый стиль подачи материала, отсутствие логики в структуре, низкое качество иллюстраций и неиспользование базовых механизмов продвижения».

Очевидно, что приведённые выше требования универсальны. Но в чём специфика работы в соцсетях для детских библиотек? На какие рекомендации они могут опираться? Ключевой момент любого свода правил специалиста в области SMM – ориентации на конкретную целевую аудиторию. Основная целевая аудитория детской библиотеки – дети и подростки, которые, в отличие от взрослых, могут быть ограничены в доступе к соцсетям в силу возраста и родительских установок. Если же говорить о подростках – активных пользователях Интернета – библиотекам конкурировать с развлекательным контентом популярных блогов, онлайн-игр и т.д. очень сложно. Какую стратегию стоит выбирать в связи с этими обстоятельствами детским библиотекам? И с какими ещё проблемами они сталкиваются? 

Согласно отчётам детских библиотек Архангельской области за 2022 год, подавляющее большинство учреждений ведёт сообщества в социальной сети «ВКонтакте», при этом лишь пять из них имеет также страничку в «Одноклассниках» и «Телеграм». Именно поэтому мы сосредоточились на социальной сети «ВКонтакте».

Методология исследования

Цель: выявить специфику и основные проблемы работы детских библиотек Архангельской области в социальной сети «ВКонтакте».

Задачи:

  • определить преимущественную целевую аудиторию сообществ детских библиотек региона в социальной сети «ВКонтакте»;

  • выявить отношение библиотекарей к работе в соцсетях;

  • определить признаки контента, который становится популярным и вызывает отклик у подписчиков сообществ детских библиотек в социальной сети «ВКонтакте»;

  • выявить факторы, препятствующие эффективному ведению библиотечного сообщества в социальной сети «ВКонтакте».

Объект исследования: сообщества детских библиотек Архангельской области в социальной сети «ВКонтакте».

Предмет исследования: содержание публикаций в библиотечных сообществах, деятельность библиотекарей в социальной сети «ВКонтакте».

Гипотезы

  • Главная целевая аудитория библиотечной группы «ВКонтакте» – родители и педагоги, которые опосредованно доносят информацию до детей и подростков.

  • Как любой информационный продукт, созданный для детей (пусть и опосредованно), социальная сеть детской библиотеки уделяет большое внимание просветительскому контенту (рассказ о книгах, писателях, о родном крае и т.д.).

  • Любовь детей к играм и общению отражается в наличии публикаций интерактивного характера, опросов, викторин, голосований.

  • Презентация книг и журналов из фонда библиотеки в библиотечном сообществе отличается большим разнообразием, поскольку библиотекари владеют целым арсеналом форм и методов, которые можно перенести из офлайн в онлайн.

  • Детские библиотеки традиционно проводят много массовых мероприятий с организованными группами детей, что также отражается в большом количестве пост-релизов, которые и будут самыми популярными, так как в группу лояльных к таких публикациям подписчиков входят и родители, и педагоги, и друзья участников.

  • Главная проблема для сообществ детских библиотек – нехватка временных и человеческих ресурсов на качественное наполнение их контентом, непонимание важности такой работы. Работа с соцсетями ещё не закрепилась в профессиональном сознании как отдельное и важное направление библиотечной деятельности.

База проведения: детские библиотеки Архангельской области.

Сроки проведения: июль–декабрь 2023 г.

Методы исследования:

  • анализ сводного отчёта АОДБ им. А.П. Гайдара «Библиотечное обслуживание детей и подростков Архангельской области в 2022 году»;

  • анализ источников по теме исследования (статьи в профессиональной прессе);

  • традиционный анализ контента сообществ детских библиотек Архангельской области (выборка) в социальной сети «ВКонтакте»;

  • анкетирование библиотекарей, занимающихся ведением сообществ в социальной сети «ВКонтакте».


Итоги традиционного анализа контента сообществ детских библиотек

Перед составлением вопросов анкеты был сделан сплошной анализ публикаций на стене пяти библиотечных сообществ за три месяца 2023 года: март, апрель, май. Целью было получить объективное представление о содержании деятельности детских библиотек в социальной сети «ВКонтакте». Были выбраны пять детских библиотек региона, получивших статус модельных, а значит, заинтересованных в продвижении своих мероприятий, в создании положительного имиджа своего учреждения в местном сообществе.

Для выявления наиболее популярных публикаций был произведён расчёт Engagement Rate [4]. Это термин из области SMM-технологий, который переводится как «коэффициент вовлечённости». Формула расчёта ER поста в соцсети следующая: ER = сумма реакций (лайки, репосты, комментарии)/количество подписчиков сообщества*100%. Есть также вариант расчёта ER через охват (количество просмотров), но нам было важно оценить именно лояльность подписчиков того или иного библиотечного сообщества. В дальнейшем будем обозначать этот показатель аббревиатурой КВ.

Пять объектов изучения (сообщества библиотек) можно кратко охарактеризовать следующим образом:
  1. 7 типов постов. Всего 132 поста. Преобладают посты: анонсы (24%), пост-релизы (38%), интерактивные (22%). Самый высокий КВ (47) у поста с голосованием за лучшую фотографию в рамках конкурса. КВ 10 у пост-релиза о мероприятии ко Дню Победы с участием волонтёров, КВ 9 – у пост-релиза о встрече в клубе профориентации с кинологом. Есть единичные комментарии подростков – актива библиотеки. Постов о книжных новинках относительно немного – 8% от общего числа, 9 постов из 10 представляют собой текст и фото, один пост сопровождается буктрейлером.

  2. 11 типов постов. Всего 161 пост. Лидирующие позиции у пост-релизов (36%) и анонсов (24%), на третьем месте – посты о книгах (12%). Самые популярные – поздравления с днём рождения библиотекарей (КВ 6), анонс Библионочи с неформальным фото библиотекарей. Из пост-релизов наибольший отклик получили публикации на тему: Библионочь, мероприятие для коррекционной школы в библиотеке, поздравления библиотекарей одним из классов с 8 марта, встреча с писателем (у всех КВ 3). В среднем высокий коэффициент – много постов с КВ 1 и выше. Книги представлены разнообразно: подборка с аннотациями, подборка без аннотаций (фото обложек), видеообзоры. КВ 1 набрал пост с очень краткой аннотацией к серии «Кот Шмяк». Отмечаются не только писатели, но и иллюстраторы. Пост с заданием назвать произведения, иллюстрации к которым на фото, набрал КВ 1. Все остальные посты о книгах и авторах – КВ ниже 1. Среди постов интерактивного характера преобладают приглашения принять участие в викторине, в тексте даётся ссылка на соответствующий ресурс и информация, что можно получить сертификаты о прохождении игры. Из 11 таких постов 2 набрали КВ 1, ещё 2 – по 0,9, ещё один – 0,8.

  3. 6 типов постов. Всего 57 постов (менее 1 поста в день в среднем). Преобладают анонсы (37%) и пост-релизы (30%). Всего три поста (5%), посвящённых представлению книг, ни один «книжный» пост не набрал КВ 1 или больше 1. Самые популярные анонсы (КВ 2) – мероприятия в дни весенних каникул (афиша) и приглашение в библиотеку стать участником акции, посвящённой Дню Победы. Популярные пост-релизы: Библионочь (КВ 4), Праздник лучшего читателя и телемост с писателем в библиотеке (КВ 2). Интерактив присутствует в виде публикации видео областной акции «Стихи Победы» - очень низкий КВ. 4 из 7 репостов – сообщения группы, созданной специально для освещения работы библиотеки по проекту «Гений места». Это анонсы и пост-релизы.

  4. 11 типов постов. Всего 164 поста. Преобладают посты: анонсы (33%), репосты (21%) и презентации книг (19%). Очень мало пост-релизов – 5%. Часть пост-релизов и анонсов – через репост. Остальные репосты – это, как правило, реклама общебиблиотечных мероприятий, посты с отзывами от посетителей библиотеки и участников встреч. Чаще всего репост текстом не сопровождается. Самый популярный пост – сообщение об уходе собаки – участника библиотечного кружка (КВ 4). Книги представлены: текст и фото (иногда фильм по книге), текст и видеорассказ или видеочтение (с переходом на другой ресурс). Изюминка странички – цитаты (стихи) в стиле ретро – сканы страниц из старых книг и журналов. У большинства коэффициент небольшой. Пример удачного поста – цитата из книги местного писателя, соотносимая с актуальным временем года (приход весны, КВ 1). Очень мало комментариев, нет ни одного интерактивного поста.

  5. 6 типов постов. Всего 44 поста. Лидирующие позиции у пост-релизов (84%), анонсов (13%) и поздравлений с праздниками (16%). Презентации книг – всего 4 (9%). Много упоминаний в тексте постов (участники мероприятий, авторы статей и т.д.). Почти все поздравления с праздниками сопровождаются фото активных читателей и партнёров (например, День театра – момент театрализованного представления). Книги в двух случаях представлены активными читающими семьями на видео (постоянная рубрика). Самый популярный пост – поздравление с 8 марта от активных читателей – видеочтение стихов. Коэффициент вовлечённости в среднем высокий. 

Все рассмотренные публикации (посты) можно отнести к следующим типам (приводим также суммарное количество):

  1. анонсы мероприятий (в том числе партнёрских) – 151

  2. пост-релизы – 156

  3. презентация книг и журналов: обзоры, подборки, «видеочтение» – 67

  4. о писателях – 22

  5. рассказ о редких и уникальных изданиях из фонда – 1

  6. рассказ о работе библиотеки, пропаганда ББЗ – 3

  7. рассказы о фильмах, снятых по книгам – 1

  8. тематические статьи и заметки – 1

  9. юмористические и развлекательные – 5

  10. библиотечное «закулисье» – 4

  11. поздравления с праздниками – 25

  12. интерактивный контент (конкурсы, викторины, флешмобы, опросы и голосования) – 48, из них викторин – 4.

  13. режим работы – 8

  14. репосты – 47

  15. видео мастер-классы – 3

Преобладают анонсы и пост-релизы, с большим отставанием на третьем месте – публикации о книгах, на четвёртом - интерактивный контент и репосты (этот показатель можно не учитывать, так как большая часть репостов (35) – размещена в одном сообществе), на пятом месте – информация о писателях. Интересно посмотреть соотношение просветительского и рекламного контента. К первому относим посты о книгах, писателях, цитаты, пропаганда ББЗ, тематические статьи и заметки, мастер-классы и викторины. Ко второму – анонсы, пост-релизы и большую часть репостов. Путём сложения получаем соотношение 110/354, то есть постов «рекламных» в три раза больше, чем «просветительских». Наше исследование показало, что в среднем КВ пост-релизов и анонсов в разы превышает этот показатель у публикаций о книгах, писателях или по какой-то теме.

Как известно, содержание публикаций библиотечного сообщества должно быть разнообразным. Очевидно, что этот показатель под вопросом. Ни в одном из сообществ не представлен жанр интервью, всего одна публикация – об уникальных изданиях фонда, одна публикация на тему (аналог библиотечной беседы). У двух библиотек представлены 11 типов постов за три месяца, у одной – всего 7 типов, у оставшихся двух – по 6 типов. Особенно пристально изучались публикации о книгах. Большая часть представляет собой сочетание текста с аннотациями и фотографии книг (обложка или фото в интерьерах библиотеки). Есть подборки по теме (чаще всего к празднику) без аннотаций, только изображения. Один пост сопровождается буктрейлером, сделанным библиотекарями, 11 – видеообзорами или громкими чтениями (все 11 относятся к одной библиотеке). К интересным приёмам подачи материала о книге можно отнести: рассказ об актёре – уроженце Архангельска, сыгравшем в экранизации главную роль, фото «зачитанной» книги из фонда (к юбилею автора), тематические подборки по необычному поводу (День сна). Самый популярный пост с рассказом о книге (КВ 4) носит интерактивный характер. Это видеоролик, в котором семья постоянных читателей делятся впечатлениями от книги. Разумеется, здесь популярности прибавляет «человеческий фактор», когда видео смотрят, лайкают и комментируют друзья, родственники и другие активные читатели библиотеки.

В связи с приведёнными выше наблюдениями при анкетировании важно было выявить, какие типы постов публикуются в сообществах детских библиотек региона, насколько разнообразен контент. Изучить степень активности детей и подростков было трудно, так как не все профили открыты и информативны. Явное участие в оценке постов подростками было замечено в одном сообществе. Задача анкетирования – выяснить, на кого ориентируются библиотечные сообщества, осознают ли отсутствие активности со стороны детей как проблему – или ориентируются на взрослую аудиторию, родителей и педагогов.

   Итоги анкетирования

В опросе приняли участие 44 специалиста 22 детских (детско-юношеских) библиотек и двух детских отделов муниципальных библиотек Архангельской области. Анкеты заполнялись как индивидуально, так и коллективно (по выбору респондентов). Всего поступило 32 анкеты.

Вопрос анкеты о задачах, решаемых библиотекой в социальной сети «ВКонтакте», носил открытый характер. Поэтому целесообразно составить рейтинг на основе частотных ответов (близкие по смыслу ответы объединены в общие блоки).

Как видим, наиболее важны для значительной части респондентов реклама библиотечных мероприятий и привлечение новых пользователей, освещение деятельности библиотеки и создание положительного имиджа учреждения. Эти задачи носят универсальный характер, так могут ответить SMM-специалисты любого учреждения культуры. Специфичны для библиотеки задачи продвижения книги и чтения, информирования о новых поступлениях, и они стоит на втором и третьем месте в общем рейтинге. 30% респондентов осознают важность коммуникативной функции соцсетей.

Задачи продвижения онлайн-мероприятий и платных услуг очевидно связаны с необходимостью выполнения цифровых показателей. Примечателен был ответ одного из респондентов: благодаря сообществу «ВКонтакте» увеличивается количество переходов на официальный сайт библиотеки (именно  с сайта берутся показатели библиотеки по работе с удалёнными пользователями).

Комментарии респондентов к ответам на 4 вопрос анкеты – о целевой аудитории сообщества – показали, что этот термин понимается по-разному: как аудитория, которой адресованы публикации, и как реальный состав подписчиков группы в социальной сети. Поэтому результат нельзя считать вполне корректным.

В комментариях к вопросу о целевой аудитории некоторые респонденты сообщали о том, что видят только активность взрослых подписчиков. И следующий вопрос анкеты касался именно этой темы. Был выявлен факт невысокой активности (или отсутствия таковой) детей и подростков в сообществе. Далее следовало выяснить отношение специалистов детских библиотек (отделов) к такому положению вещей. В следующем вопросе мы попросили ответить, нужно ли добиваться активности детей и подростков в группе детской библиотеки «ВКонтакте», и прокомментировать свой ответ.

Более половины респондентов считают, что нужно добиваться активности детей и подростков. Если обобщить аргументы, которые они приводят, получится такой перечень:

  • нужно, чтобы привлечь детей и подростков в библиотеку;

  • нужно, чтобы была обратная связь с потенциальными и реальными читателями;

  • нужно, чтобы продвигать книгу и чтение.

Что думают 19% респондентов, ответивших «нет»? Аргументы у респондентов следующие (некоторые формулировки изменены):

  • Не надо добиваться, потому что можно отпугнуть.

  • Надо создавать контент, который заинтересует подростков.

  • Не надо добиваться, потому что официально разрешена регистрация в соцсетях с 14 лет.

  • Детям дошкольного и младшего школьного возраста не стоит сидеть в Интернете.

Респонденты, которые затруднились ответить на вопрос, объяснили свои сомнения так (приводим дословно).

«С одной стороны, хотелось бы, чтобы связь была двухсторонней. С другой – не хотелось бы ещё больше загонять подрастающее поколение в Интернет. Важно донести до ребёнка, что реальная жизнь лучше виртуальной».

«На данный момент я не считаю нужным ориентировать группу в основном на детей и подростков, так как многие родители против того, чтобы у их ребёнка была заведена страничка ВКонтакте, знаю, что есть родители, которые оттягивают этот момент. Мы изначально ориентировали группу на взрослую аудиторию – родителей и руководителей чтения, и мы видим активный отклик этой целевой аудитории. Мы надеемся, что они, в свою очередь, доносят нужную информацию до своих детей, воспитанников, учащихся. Дети сами реагируют лайком на фото с собой, на фото с классом, на рекламу книги, которая им понравилась. В будем, возможно, постараемся включать посты чисто для детской аудитории,  я не против этого».

«Для нашей библиотеки подростки не являются основной целевой аудиторией. В основном наши читатели – ученики начальной школы. Мне кажется, что работа с подростками в контексте их привлечения в соцсети библиотеки базируется на совсем иных компетенциях нежели привлечения более младшего возраста. В случае с маленькими детьми, которые часто не имеют прямого доступа к соцсетям, мы ориентируемся на родителей, руководителей чтения. Через них стараемся привлечь ребёнка в библиотеку. Подростки часто самостоятельно выбирают контент для просмотра. Любое настойчивое привлечение этой целевой аудитории может дать обратный эффект. Будет воспринято как навязывание определённого формата общения. Превратится в «обязаловку». Чтобы стать действительно популярными среди подростков, нужно самим быть немного подростком: интересоваться тем, что привлекает их, смотреть те же группы (используют ли они вообще группы ВК в качестве места для получения информации?), знать тренды и так далее».

«На мой взгляд, не такое уж большое количество детей до 14 лет зарегистрировано в сети ВК, в то же время родители, являясь подписчиками и участниками нашего сообщества, доводят интересующую информацию до детей».

«Затрудняюсь ответить, у нас не получается».

«Мы не ставим это главной задачей. Большая часть аудитории группы – родители читателей. Они следят за новостями, смотрят контент с участием своих детей (именно он набирает самое большое количество просмотров). Самих детей мы стараемся вовлекать в создание такого контента: снимаем с ними видео, делаем фото, проводим опросы на библиотечные темы. Несколько иначе с подростками. Они уже сами используют группу библиотеки как ресурс для получения необходимой информации. Однако привлекаем мы их так же, включая в контент группы».

Таким образом, часть респондентов сомневается, что нужно лишний раз напоминать детям об Интернете, к тому же многие родители строго следят за этим. Некоторые спокойно принимаю факт низкого уровня активности детей и подростков в сообществе – и ориентируются на основную целевую аудиторию: родителей, педагогов и коллег. Информация при этом доходит до детей опосредованно – через взрослых. Интересны и рассуждения о том, что для подростков нужно создавать совершенно особенный контент, и сделать это очень непросто. Отметим важное наблюдение респондентов: на активность детей и подростков в сообществе влияет их вовлечённость в создание контента.

Далее в анкете следовал блок, посвящённый контенту. «Что отличает публикации в сообществе социальной сети детской библиотеки?» – вопрос носил открытый характер, т.к. его целью было создать максимально достоверный образ представлений о публикации в сообществе детской библиотеки.  Так выглядит рейтинг, созданный на основе частотных ответов (близкие по смыслу ответы объединены в общие блоки).

Главные требования, по мнению большинства респондетов, - это доступность, краткость текста и визуальная привлекательность публикации. Это универсальные требования к любому сообществу, однако, вспомним,  что доступность и наглядность – ключевые принципы педагогики, и в предназначенных детям информационных продуктах они должны быть ещё более ярко выражены. Интересная (нестандартная) подача материала, неформальный (неофициальный) стиль и современный язык, доброжелательный тон и установка на связь с читателем – эти требования также носят общий характер. Рекомендательно-познавательный характер постов, установка на популяризацию детской книги, присутствие игры, «возрастной ценз» - всё это уже специфика именно детской библиотеки.

Отвечая на следующий вопрос, респонденты сообщали о частотности публикаций того или иного типа.

По диаграммам видно, что лидируют по частотности пост-релизы и анонсы, затем со значительным отставанием идут материалы о книгах, писателях и интерактивный контент (четверть респондентов публикует часто третий и четвёртый тип). Все остальные типы публикаций появляются в сообществах значительно реже (9 % и меньше у отметки «часто»). Самые редкие типы: интервью, рассказы о редких и уникальных изданиях из фонда, рассказы о библиотеке и пропаганда ББЗ, рассказы о библиотечном «закулисье».

Отметим, что похожий рейтинг (с небольшими перестановками) популярных типов публикаций выстроился и при анализе контента сообществ пяти модельных детских библиотек: пост-релизы – 156 раз, анонсы – 151 раз, материалы о книгах – 67 раз, интерактивный контент – 48 раз, материалы о писателях – 22 раза. Другие типы постов также имели значительное отставание. При этом коэффициент вовлечённости у пост-релизов и анонсов в разы превышал этот показатель у всех других типов постов (за редким исключением).


И в следующем вопросе респондентов попросили привести самые популярные за последние месяцы посты и объяснить, почему именно они получили у подписчиков отклик. Всего респонденты  привели 66 ссылок на посты. Из них больше всего пост-релизов – 44 (67%). Все они сопровождаются фотографиями или видео. Респонденты отмечают, что активность проявляют участники мероприятий, педагоги и родители детей – участников мероприятий. Значительную часть популярных пост-релизов (12) составляют публикации об участии библиотек в масштабных акциях и проектах. В текстовой части трёх пост-релизов сделаны упоминания об организациях – партнёрах и соорганизаторах мероприятий.

Популярными стали посты, созданные с участием читателей и их родителей: видеоэкскурсия по библиотеке, видеорассказ о книге, «видеочтение», видеорепортаж о мастер-классе (фото 1). Всего таких публикаций 6.

Вызывают отклик также посты, посвящённые личности – библиотекарю или читателю. Всего приведено три таких публикации: поздравление библиотекаря с днём рождения; рассказ о девочке, прочитавшей много книг за короткий период (фото 2); рассказ об активной читательнице, смастерившей поделки по прочитанной книге. Все посты сопровождаются фотографиями.

Популярным становится интерактивный контент. Респонденты привели два поста со ссылками на викторины (фото 3) и один пост, анонсирующий онлайн-конкурс (свои ответы необходимо было написать в комментариях к посту). Названы были и посты, представляющие книги – прямо или опосредованно. Популярными стали:

  • видеорассказ о книге от читателей и их родителей (здесь очевидно действует фактор участия читателей в создании контента);

  • пост о книге, подаренной местным автором библиотеке (по словам респондентов, писательницу знают и любят в селе, к тому же сама она также прореагировала на пост);

  • цитата из книги известного местного писателя, приуроченная к памятной дате в истории Архангельска (респондент называет причиной популярности «уникальность материала», добавим, что удачно выбранная цитата сопровождается фотографиями выразительных иллюстраций из книги);

  • пост о книге к юбилею автора (респондент называет причиной популярности «актуальность темы», поднятой в книге; добавим, что аннотация написана «нативно» и лаконично – возможно, это также послужило причиной хорошего отклика).

Таким образом, самые популярные публикации – это пост-релизы, значительная часть которых рассказывает о крупных мероприятиях и масштабных акциях. Родители и педагоги «лайкают» своих детей, действуют также и упоминания известных в местном сообществе людей, участников, соорганизаторов, партнёров, сделанные в текстовой части постов. Отклик подписчиков вызывают также публикации интерактивного характера, созданные с участием читателей, «человекоцентричные» (о библиотекаре или читателе). Популярность может набрать и «обычная» публикация с хорошо продуманным текстом и удачно подобранными изображениями.

В предпоследнем вопросе анкеты респонденты называли проблемы, с которыми они сталкиваются при ведении сообщества. Можно было выбрать ответы из предложенных вариантов и дополнить своими.


Более половины респондентов назвали проблему нехватки специальных знаний. Уже заявленная тревога по поводу низкой активности в сообществе детей и подростков здесь также чётко обозначена. Более половины респондентов сообщают и о невысокой активности подписчиков в целом.

Следующий по популярности блок проблем связан с временным ресурсом. На составление контент-плана, разработку новых идей, разнообразие контента и визуального оформления нужно время, которого не хватает. Предполагаем, что проблема невысокой популярности просветительских публикаций о книгах и писателях, всё же существует, но осознаётся не всеми. Проведённый перед анкетированием анализ контента сообществ пяти модельных детских библиотек показал, что коэффициент вовлечённости у таких постов в разы меньше, чем у анонсов и пресс-релизов. Однако это тема для отдельного исследования.

Можно считать позитивными показатели по последним двум проблемам в рейтинге. В большинстве своём библиотекари не встречают непонимания со стороны коллег и администрации, когда речь идёт о работе в социальной сети.

И анонсы, опубликованные в сообществах, у большинства приносят свои плоды: читатели приходят в библиотеку на объявленные мероприятия.

Приведём ещё несколько проблем, которыми поделились респонденты.

  • «Плохой Интернет».

  • «Не хватает времени сделать качественный контент».

  • «Требование руководства выставлять пост-релиз о мероприятии на сайте организации (чтоб был учёт пользователей), а в итоге – меньше лайков и репостов на страничке сообщества».

  • «Хотелось бы больше работать с видеоконтентом, но современные платные программы по обработке видео нам недоступны по средствам. Также после закрытия доступа к порталу «Канва» возникли проблемы с созданием изображения, с подбором красивых шрифтов».

Последний вопрос анкеты звучал так: «Какие вопросы ведения сообщества библиотеки в социальной сети вы бы хотели изучить на профессиональных мероприятиях?» Приведём ответы, встречающиеся более одного раза (формулировки изменены).

  • Как повысить вовлечённость подписчиков, привлечь аудиторию.

  • «Фишки» в создании интересного и уникального контента.

  • Положительный опыт других библиотек.

  • Новые форматы онлайн-мероприятий, доступные платформы, помогающие создавать эти мероприятия.

  • Обучение мобильной видеосъёмке, как снять и смонтировать видео.

  • Фирменный стиль и дизайн группы.

  • Как правильно составлять контент-план.

Здесь есть организационные вопросы, вопросы, касающиеся содержания публикаций, оформления и технической составляющей работы в соцсети.

Общие итоги исследования


1. Специалисты детских (детско-юношеских) библиотек Архангельской области понимают важность работы в социальных сетях и ведут её осмысленно, ставя перед собой важные задачи, которые условно можно поделить на три блока.

  • Маркетинговые: реклама библиотечных мероприятий и привлечение новых пользователей, освещение деятельности библиотеки и создание положительного имиджа учреждения;

  • Просветительские: продвижение книги и чтения;

  • Коммуникативные: коммуникация с пользователями, обратная связь. 

Кроме того, в профессиональном сознании сформировалось представление о требованиях к контенту сообщества, важнейшие из которых – доступность, краткость и визуальная

привлекательность.

2. Одно из ключевых требований SMM-деятельности – ориентация на конкретную целевую аудиторию. Наша гипотеза о целевой аудитории сообществ детских библиотек в целом подтвердилась. Важно было выявить в связи с этим определённые противоречия. 55 % респондентов определило свою целевую аудиторию как «дети, подростки, родители, педагоги», а 36 % - «родители и педагоги». При этом подавляющее большинство пишет о низкой активности детей и подростков, 56 % считают это одной из проблем своего сообщества. Ответ на открытый вопрос «нужно ли добиваться активности детей и подростков в сообществе?» показал, что мнения разделились.

Более половины респондентов считают, что нужно – потому что так можно привлечь детей и подростков в библиотеку, иметь с ними обратную связь и продвигать книгу и чтение. Остальные респонденты считают, что добиваться не нужно, или затрудняются ответить. Они сомневается, что стоит лишний раз напоминать детям об Интернете, нельзя забывать и об установке современных родителей на жёсткий контроль над виртуальной жизнью детей. Часть библиотекарей спокойно принимает факт малой активности детей и подростков сообществе и ориентируются на основную целевую аудиторию: родителей, педагогов и коллег. Они полагают, что информация доходит до детей опосредованно – через взрослых.

Есть также рассуждения о том, что для подростков нужно создавать совершенно особенный контент, и сделать это очень непросто. Важное наблюдение респондентов: на активность детей и подростков в сообществе влияет их вовлечённость в создание контента. Этот вывод подтверждается на примере одного из сообществ модельных библиотек. Следы активности подростков (комментарии и репосты) были обнаружены именно в такого рода публикациях.

3. Ещё одно требование SMM-деятельности – разнообразие контента. Опрос показал, что самые частотные публикации детских библиотек в своих сообществах – это пост-релизы (с фото- и видеоотчётами), анонсы, презентации книг в разных видах и интерактивный контент (онлайн-конкурсы, опросы, флешмобы и т.д.). Сильно отстают от них такие типы публикаций, как интервью, видео мастер-классы, рассказы о библиотечном «закулисье» и некоторые другие.

Такой же рейтинг выстроился и при анализе контента пяти сообществ модельных детских библиотек, при этом коэффициент вовлечённости анонсов и пост-релизов в разы превышает этот показатель у всех остальных типов, в том числе и у постов о книгах.

Таким образом, зная о хорошей реакции подписчиков (прежде всего родителей и педагогов) на анонсы и пост-релизы, об их действенности (люди приходят в библиотеку на мероприятия), библиотеки уделяют им большее внимание. Зная об отклике на всевозможные игровые задания и конкурсы, создают интерактивный контент. Помня о роли библиотеки в продвижении чтения, размещают посты о книгах, несмотря на то, что они нечасто становятся популярными. Но в целом контент библиотечных сообществ недостаточно разнообразен.

Наши гипотезы о преимущественном содержании публикаций сообществ детских библиотек подтвердились. Не удалось проанализировать посты, продвигающие книги и чтение, с качественной стороны – это тема отдельного исследования.

4. При ведении соцсетей библиотеки сталкиваются с целым рядом проблем, среди которых особенно остро осознаются следующие (рейтинг выстроен по убыванию)

  • Не хватает знаний в области SMM-технологий.

  • В сообществе активны только взрослые (сотрудники библиотек, родители читателей и педагоги).

  • Невысокая активность подписчиков сообщества.

  • Хватает времени только на создание анонсов и пост-релизов.

  • Отсутствие контент-плана.

Наша гипотеза об одном из главных источников проблем – нехватке временного ресурса – в целом подтвердилось. Не подтвердилась гипотеза о недостаточном понимании со стороны коллег и администрации важности библиотечной работы в социальной сети.

Практические выводы и рекомендации

  • Одна из причин невысокой активности подписчиков сообщества (третье место в рейтинге проблем) – нечёткое представление о целевой аудитории. Стоит тщательно проанализировать состав подписчиков сообществ и выделить для себя целевую аудиторию. В зависимости от этого выбора и выстраивать стратегию работы в социальной сети. Регистрация в социальных сетях официально разрешена с 14 лет, нахождение ребёнка в соцсетях не всегда одобряется родителями, поэтому самый простой путь – ориентация на взрослых руководителей чтения и опосредованное взаимодействие с ребёнком.

  • Один из действенных способов повышения активности подписчиков, в том числе подростков, - вовлечение их в создание контента библиотечного сообщества. Можно подумать и над другими путями разнообразия публикаций в социальной сети. Например, если обратиться к популярным постам, которые приводились респондентами, - это упоминания в текстах участников и организаторов событий, рассказ о человеке (читателе или библиотекаре), уникальность материала и т.д.

  • Отсутствие контент-плана, нехватка времени на новые идеи, на обучение основам SMM, на создание качественных разнообразных постов – серьёзное препятствие. SMM-деятельность в социальных сетях предполагает регулярность и большую работу над текстами публикаций, а также над видео- и фотоконтентом.  Стоит более чётко подходить к организации работы библиотеки в социальных сетях, тщательно планировать её, выделять для неё необходимое время и «человеческий ресурс».

В последнем пункте анкеты респонденты называли темы, знания по которым им необходимы для эффективного ведения социальных сетей. Методическим отделом библиотеки было принято решение запланировать на 2024 года небольшой цикл вебинаров, в ходе которых специалисты российских библиотек осветят интересующие респондентов опроса проблемы.

Список источников

  1. Аксёнова Е. Посты должны зажигать: стать успешным блогером в эпоху «экономики впечатлений» / Е. Аксёнова // Библиотека. – 2022. – №7. – С. 24–28.

  2. Калашникова А. Создайте стиль, придумайте традиции / А. Калашникова // Библиополе. – 2021. – №1. – С. 25–28.

  3. Климова М. Кошкин дом и дама с собачкой: нарративный маркетинг как форма взаимодействия / М. Климова // Библиотека. – 2022. – №3. – С. 32–35.

  4. Коэффициент вовлечённости аудитории(ER) – что это такое, как рассчитать // Обучающая платформа VK. – URL : https://expert.vk.com/articles/koeffitsient-vovlechyonnosti-auditorii-er-chto-eto-takoe-kak-rasschitat/ (Дата обращения 22.12.2023).

  5. Крапотина О.В. Не знаешь, о чём писать… пиши о книгах / О.В. Крапотина // Современная библиотека. – 2021. – №7. – С. 22–24.

  6. Крапотина О.В. Фотография – хорошо, но текст важнее / О.В. Крапотина // Современная библиотека. – 2021. – №6. – С. 24–28.

  7. Пишунова О. Площадка для общения: оценка эффективности работы библиотек в социальной сети «ВКонтакте» / О. Пишунова // Библиотечное дело. – 2021. – №14. – С. 2–4.

  8. Пушкарская Е. Как стать звездой: краткое руководство по оптимизации PR-деятельности / Е. Пушкарская // Библиотека. – 2022. – №8. – С. 54–59.

  9. Салынцева Н. Яркие лица, захватывающие события: режиссёрские находки в арсенале коллег. Как мы используем уроки Кристофера Нолана для создания контента / Н. Салынцева//  Библиотека. – 2022. – №10. – С. 48–55.

  10. Тимошкина Е. Чья страничка лучшая? / Е. Тимошкина, Н. Науменко // Библиополе. – 2022. – №1. – С. 28–30.

  11. Чернышова Е. Ваша активность привлекает пользователей / Е. Чернышова // Библиотека. – 2020. – №8. – С. 30–32.

 



Назад в раздел