История одной фотографии


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

История одной фотографии

Аркадий Гайдар погиб, когда ему было всего 37, и для нас он навсегда остался молодым. Таким, каким мы видим его на фотографиях: доброе выражение лица, лучистые глаза, открытый взгляд. Самый известный снимок писателя – это его фотопортрет с ромашками. Мало кто знает, что это фрагмент фотографии, которая была сделана недалеко от Архангельска, в Заостровье.

Автором этой фотографии, сделанной летом 1929 года, был архангельский журналист Виктор Евгеньевич Страхов. В те годы Страхов и Гайдар вместе работали в редакции газеты «Правда Севера», жили в одной коммунальной квартире в доме, стоящем на углу набережной Северной Двины и улицы Выучейского, и, как говорится, дружили семьями. Кстати, сейчас на этом доме установлена мемориальная доска, напоминающая, что здесь в 1929-1930 гг. жил писатель Аркадий Гайдар.

Как-то в один из жарких июльских воскресных дней жёнам Гайдара и Страхова удалось оторвать работавшего над автобиографической повестью «Школа» Аркадия Петровича от письменного стола и уговорить его отправиться на пикник на противоположный берег Двины, в Заостровье. Пригласили и младшего брата Виктора Страхова, Бориса, с женой.

Вшестером переправились через реку. Виктор Евгеньевич захватил с собой громоздкую фотокамеру «Агфа» на штативе. Веселились, подшучивали друг над другом, любовались полноводной Двиной, луговым разнотравьем. Выдумщик Гайдар, разделив семейные пары, сформировал мужскую и женскую команды и устроил между ними спортивные состязания. Перед возвращением домой нарвали цветов. Гайдар долго составлял свой букет, отдавая предпочтение ромашкам. Он называл их «красотой луга». Решили сфотографироваться отдельными группами - созданными ранее «спортивными командами». Страхов долго возился с фотоаппаратом: устанавливал выдержку, диафрагму, наводил объектив на резкость. С трудом удалось угомонить непоседливого Гайдара, заставить на несколько мгновений замереть. Закончив подготовку, Виктор Евгеньевич присоединился к мужской «команде», а Лия Соломоновна Соломянская, жена писателя, нажала на спуск фотокамеры.

К удивлению самого фотографа, снимок оказался удачным. Много позже семья Гайдара передала его в музей Аркадия Петровича в Арзамасе. Фрагмент фотографии - портрет Гайдара с цветами - был представлен в музейной экспозиции и неоднократно публиковался. Но с годами имя настоящего автора подзабылось, поэтому авторство фотопортрета стало приписываться другому человеку, известному фотокорреспонденту газеты «Правда Севера» К.С. Коробицыну. Страхову потребовалось немало усилий, чтобы восстановить справедливость и доказать своё авторство.

Эта фотография писателя с букетом полевых цветов стала его своеобразной визитной карточкой. Более того, в 60-е годы прошлого века сложилась традиция ежегодно отправлять на могилу Аркадия Петровича делегацию лучших архангельских школьников для возложения на неё букетов северных ромашек. Такова история создания этого снимка, которую мы вспомнили в день рождения замечательного писателя.

Материал взят из источника: https://vk.com/@-83374318-romashki-s-arhangelskogo-luga



 4mnqiDtUS_k.jpg


Возврат к списку