Конкурсных работ в номинации «Читаем сказки Абрамцевой всей семьей», к сожалению, очень мало, но это только прибавляет им ценности. Инна Витальевна Пермякова, педагог школы-интерната №2 из Архангельска, рассказывает о том, как её подопечные восприняли прочитанную им вслух «Сказку про щенка и старую тапочку».
В этом рассказе учителя столько тепла, радости, мягкого юмора… Сказка пробудила фантазию и побудила внимательнее присмотреться к окружающим предметам. А вдруг они тоже живые, как тапочка, и… Дело дошло до сочинения собственных сказок. Отличный финал первой встречи со сказками Абрамцевой. Нет сомнений, что отношения у педагога с детьми тёплые, доверительные, и впереди эту школьную семью ждёт ещё много захватывающих встреч с новыми книжными мирами.
Отзывы детей о «Сказке про щенка и старую тапочку» прелестны в своей наивности, не стоит забывать, что их авторам всего по 7 лет. Однако они не просто пересказывают текст, но пробуют сформулировать своё понимание смысла произведения, выразить свои впечатления и эмоции. Степан понял, что собака, не ставшая играть со щенком «из-за чувства долга», на самом деле просто поленилась. Виолетта порадовалась за щенка и тапочку, которым «хорошо и весело вместе»…
Наталья Васильевна Павлова из Пинежского района поделилась мыслями и чувствами, вызванными, пожалуй, самой пронзительной сказкой Абрамцевой «Тише, пожалуйста…». По мнению автора эссе, эта мудрая сказка о вышедшей из себя и навсегда утратившей чистоту речке может стать своеобразной психологической памяткой для всех, кто хочет жить в гармонии с собой и миром.
Маргариту и Елену Александровну Косенко из Северодвинска вдохновила «Сказка про старый дом». Девочка увидела в образе старого дома одинокого пожилого человека, покинутого всеми и нуждающегося в общении и душевном тепле. Елена Александровна в своём эссе размышляет об одиночестве и надежде, живительной силе дружбы и любви. И у мамы, и у дочки стройное изложение мыслей о прочитанном гармонично сочетается с эмоциональностью и выразительным слогом.
Ульяна Стукова и её папа Аркадий Николаевич из Архангельска посвятили свои работы разным произведениям Натальи Абрамцевой. Ульяна призналась, что сказки «задели душу», ведь в них есть надежда на то, что «…всё хорошо, и всегда так будет». Больше всего понравилась девочке сказка «Заветное желание», которой она и посвятила свой отзыв. Аркадий Николаевич, который читал дочери перед сном сборник произведений Натальи Абрамцевой, представил в своём эссе размышления сразу о нескольких сказках. При этом автор работы нашёл в маленьких добрых историях не только нравственно-философскую проблематику, но и воплощение российского менталитета, национального характера в сказочных героях и их поведении. Это, безусловно, необычный и очень интересный подход к творчеству Абрамцевой.
Читая отзывы и эссе, понимаешь, что сказки Натальи Абрамцевой действительно задевают душу, вызывают живой отклик, побуждают к размышлению о самом важном. Мы получили мало работ в этой номинации конкурса, но все они выполнены на достойном уровне и написаны от чистого сердца. Уверены, что творческий диалог между юными и взрослыми авторами отзывов и эссе состоялся и подарил немало прекрасных мгновений.
Большинство участников конкурса выбрали номинацию «Сборник любимых сказок». Необходимо было создать самодельную книгу по сказкам писательницы. Среди работ есть и книги-гиганты, сделанные учениками Архангельской санаторной школы-интерната № 2, и книжки-малышки, созданные юными «издателями» из студии «Акварели» Ломоносовского Дворца культуры.
Книга Ирины Кучумовой – настоящий шедевр дизайнерского искусства! Тканевая обложка украшена аппликацией, металлическими уголками и кружевами. К каждой сказке девочка нарисовала яркие иллюстрации-миниатюры, каждую страницу украсила виньеткой. Порадовали членов жюри наивно-милые иллюстрации в книгах Анастасии Булыгиной и учеников первого класса Кушкопальской средней школы № 4 (Пинежский район). В книге Марины Рогозиной представлена «Сказка про щенка и старую тапочку». Книга проиллюстрирована не только рисунками, но и аппликацией. Кроме этого, девочка составила по сказке кроссворд. Оригинальный оформительский прием использовали в своей семейной книге Анатолий и Ольга Аркадьевна Летошниковы: миниатюрные фотографии старой деревни в чёрно-белом и цветном исполнении наклеены друг на друга. Приподнимая верхний снимок, читатель как бы оживляет старый заброшенный дом, наполняет его цветом и жизнью («Сказка про старый дом»). В сборник семьи Кузнецовых вошли три сказки, главные герои которых – детёныши животных. Многие иллюстрации в этой книге объёмные.
Оценивая работы, жюри большое внимание обращало и на предисловие к сборнику. Наличие его в книге было обязательным условием конкурса. У Миланы Хабаровой получилось предисловие-рекомендация. Анастасия Шамова и Ирина Кучумова во вступительном слове отмечают, что в сказках Натальи Абрамцевой много цвета. Ученики 4 класса и педагоги Архангельской санаторной школы-интерната № 2 к своей книге написали не только предисловие, но и послесловие.
В заключение хочется привести слова из предисловия к коллективной работе учеников первого класса Кушкопальской средней школы № 4 (Пинежский район) и их классного руководителя Надежды Алексеевны Таборской: «После прочтения сказок остаётся ощущение встречи с чем-то светлым, тёплым и уютным, возможно – с самой Добротой. Очень жаль, что Натальи нет с нами, она бы могла ещё много написать добрых сказок. Хотелось бы обратиться к редакторам или министрам, чтобы они помогли выпустить очень-очень много книг этой писательницы, а то мы нашли сказки только в интернете, а в библиотеках этих книг нет».