К юбилею художника Валентина Курдова


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

К юбилею художника Валентина Курдова

20 Декабря 2020

20 декабря исполняется 120 лет со дня рождения Валентина Ивановича Курдова – тонкого лирика, одного из самых ярких мастеров ленинградской школы графики, выдающегося советского художника-иллюстратора, чьи работы были отмечены дипломом имени Г.-Х. Андерсена в 1982 году. 

Сын земского врача, выходец с Урала, Валентин Курдов (1905-1989) получил начальное художественное образование в Екатеринбурге. Окончив в 1926 году петроградский ВХУТЕИН, собирался стать художником-живописцем, не задумывался о книжной графике. Но два сильных впечатления поменяли всё! Это была случайно попавшая в руки детская книга, проиллюстрированная Владимиром Лебедевым, и встреча с писателем-натуралистом Виталием Бианки. С 1927 года Курдов работает у Лебедева, возглавлявшего художественную редакцию детского отдела Госиздата, который в 1933-м вошёл в состав ленинградского отделения Детгиза.

Его творчество питали живые впечатления и наблюдения. Так, работая над иллюстрациями к рассказу В.Бианки «Где раки зимуют» (1930), он завёл живых раков и рисовал их. «Они ползали у меня прямо в тазу, я их прежде всего изучал, не думая так прямо о книге». Произведения Бианки художник иллюстрировал неоднократно. В 1940 году была переиздана знаменитая «Лесная газета», и на этот раз Валентин Курдов выступил подлинным соавтором выдающегося писателя-натуралиста. 

В 1934 году Курдов оформил сказку Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Эту работу художник, по его собственному признанию, никогда потом не переделывал, а лишь «уточнял». Звери на его рисунках получались не очень «детские». Если у Чарушина они всегда пушистые и трогательные, то у Курдова — насторожённые, серьёзные, чуть ли не злые. Это не милые меховые существа, но именно звери со всей присущей им подчас жестокостью и силой… Иллюстрациям Курдова присуща точность и удивительная графическая живописность. 

57.jpg

Многие считали его «звериным художником», но были в его творческой биографии и другие работы. Так, Курдов выполнил иллюстрации к одной из любимых книг своего детства – роману Вальтера Скотта «Айвенго» (1936). Они получились яркими, образными, но, к сожалению, прошли почти незамеченными.

Великая Отечественная война застала Курдова в Ленинграде. С первых месяцев Блокады в осаждённом городе стали выходить плакаты «Боевого карандаша», и Курдов принял самое горячее участие в их выпуске, вдохновляя ленинградцев. На его счету более 30 агитационных листов, в большинстве выполненных в соавторстве с другими художниками. Дважды он выезжал в места боёв. Сначала — на Волховский фронт, потом в партизанский отряд. И — рисовал, рисовал, рисовал… По материалам этих набросков и зарисовок он сделал серию литографий «По дорогам войны» (1942-44).

89.jpg

После войны он продолжал заниматься иллюстрациями. За новые иллюстрации к сказкам Р.Киплинга, сделанные в 1980 году, он два года спустя получил диплом имени Ганса Христиана Андерсена. Одной из наиболее ярких последних работ художника стала «Калевала». Прежде чем приступить к работе над ней, Курдов долго изучал северную природу, путешествовал по Карелии и Финляндии, рисуя местных жителей, их быт, старинные костюмы. В его «Калевале» герои эпоса как бы сливаются с окружающим миром, они с ним едины.

12.jpg

Валентин Иванович Курдов создавал живописные, сильные, эмоциональные иллюстрации, в которых заключена была его любовь к миру, к жизни, ко всему вокруг. Любовь — романтическая и светлая… 

В статье использованы материалы сайтов «Библиогид» и «Картинки и разговоры».  


Количество просмотров: 832

Возврат к списку