В конце мая в библиотеке прошли очередные родительские посиделки. На этот раз молодые родители обсуждали вопрос разрешения конфликтов и воспитания сотрудничества. Основой для беседы послужили книги Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?" и Марвина Маршалла "Воспитание без стресса".
Разговор зашёл о том, как конструктивно разрешать конфликты, когда уступать, а где стоять на своём, как договориться с ребёнком без угроз и истерик и, самое главное, как слушать ребёнка и самому быть услышанным.
В итоге встречи совместными усилиями были сформулированы 5 основных шагов разрешения конфликтов. Вот они:
1. Прояснение конфликтной ситуации.
выслушать ребёнка, используя «активное слушание». Например, «ты огорчен тем, что…», «тебе нужно, чтобы…».
сообщить о своих возможностях и желаниях, используя «я-сообщение». Например, «мне бы хотелось, чтобы…», «мне не нравится, что…».
2. Сбор предложений.
С помощью вопросов типа: Как быть? Что придумать? Какой выход мы можем найти? (но не таких: Почему? Когда? Зачем?). Составить список устно или письменно.
3. Оценка предложений и выбор приемлемого для ребёнка и родителя.
Правила предоставления ВЫБОРА ребёнку:
А) Предлагайте выбор не в пользу прошлого («Как ты МОГ так сделать?», «Надо было…»), а в пользу будущего («В следующий раз…», «Как сделать так, чтобы в следующий раз это не повторилось?»)
Б) Заранее определите для себя, какой выбор вы можете дать ребёнку в конкретной ситуации: ограниченный (вы предлагаете 2 варианта) или неограниченный
(ребёнок предлагает варианты).
В) Оптимальное количество альтернатив для выбора – 3.
Например, «Ты сделаешь это сейчас, после ужина или завтра рано утром? »
4. Детализация принятого решения.
Кто и что конкретно будет делать в следующий раз, чтобы избежать конфликтной ситуации.
5. Выполнение, проверка.
С помощью вопросов: Помнишь, о чем мы договаривались? Или при испольовании письменных напоминаний: записки, стикеры и другое.