Читаем и играем: нескучные книжки для детей от года до трёх лет



Номинант конкурса

Читаем и играем: нескучные книжки для детей от года до трёх лет

Выбирая книгу для малыша, нам прежде всего нужно исходить из особенностей восприятия маленького ребёнка. Помните: постижение книги для него возможно только через манипуляцию и игру с ней. В книге для ребёнка раннего возраста на первый план выходит не текст и чтение, а иллюстрации и их рассматривание. Потому основной критерий при выборе книги – крупные яркие реалистичные иллюстрации. Примечательно, что самые популярные детские книги придуманы именно художниками, а не писателями. Один из ярких подтверждений этому – книги американского художника Эрика Карла: «Голодная гусеница», «Морской конёк», «Мишка, бурый мишка» и другие.

Другим важным критерием является динамичность повествования. Ведь ребёнку этого возраста свойственна высокая переключаемость и неустойчивость внимания. История должна быть незамысловатой, короткой и быстро развивающейся. Книга Билла Мартина и Эрика Карла «Мишка, бурый мишка» с помощью вопроса «Кто там впереди?» и выдвижных картинок сама побуждает малыша переходить со странички на страничку, каждый раз удивляя появлением новых персонажей.

Вообще окошки, шторки, дырочки, которые можно трогать, двигать, открывать вносят в чтение элемент весёлой игры, помогая ребёнку в восприятии образов и сюжета книги. Например, в уже упомянутой «Голодной гусенице» малыш может потрогать пальчиками дырочки, которые гусеница «прогрызает» во всех съеденных ею продуктах. Книжечка Джулиано Ферри «Мама, где ты?» - это вариант игры в прятки. Включиться в поиски мамы маленький «читатель» может с помощью «потайных дверок» на каждой странице. Художник Юсуке Ёндзу в своих книгах «Кто прячется под фруктами?», «Кто прячется под сладостями?» и других тоже использует этот приём и предлагает поиграть в необычные прятки. Сначала малыш видит перед собой одно изображение, но стоит открыть картонный клапан – фрукты или сладости на глазах «преобразуются» в какое-нибудь животное – часть одного предмета становится частью другого. Если учесть, что детям свойственно «перечитывать» полюбившуюся книжку бессчетное количество раз, запоминая их наизусть, то прочные картонные страницы и переплёт, которые также являются бесспорным достоинством вышеперечисленных изданий, будут совсем не лишними.

Таким образом, при рассматривании книги и манипуляций с ней у ребёнка происходит не только развитие восприятия образов – он учится мыслить, сопоставлять, анализировать. Ненавязчивая дидактика важна в книгах для самых маленьких, ведь постижение мира невозможно без познания цвета, формы и количества. Так, открывая «Живую книгу» Эрве Тюлле, маленький читатель видит желтый кружок в центре пустой страницы, а внизу подпись: «Нажми на этот желтый кружок и переверни страницу». Сделав это с подсказкой родителей, он обнаруживает на следующей странице уже два желтых кружка. Дальше кружочков становится то больше, то меньше, они выстраиваются в линейки, меняют цвета, «рассыпаются» по странице, «перекатываются» слева направо и наоборот, «растут», в конце концов становясь поистине гигантского размера. А Дэвид Макки знакомит нас в своих книгах со слоном в клеточку Элмером. Малыши постарше могут не только называть цвета, но и нарисовать вместе с родителями своего слона.

Наверняка каждому родителю хочется выбрать такую книгу, которая бы подходила для уютного семейного чтения и рассматривания, общения и совместной радости открытий. А может быть даже и помогала в решения некоторых воспитательных моментов. Особенно если в семье растёт несколько детей. С уверенностью можно сказать, что как милые и поучительные истории про зайчонка Карлхена немки Ротраут Сюзан Бернер, так и остроумные книги Яна Фалконера про озорную свинку Оливию прекрасно подойдут для совместного чтения. Ведь ребенок 2-3 лет быстро отождествляет себя с этими героями и легко узнает собственные взаимоотношения со всеми членами семьи. А взрослый найдёт подсказки, как уложить спать, как справиться с капризами, да и просто порадуется от души. 


Возврат к списку