Главная / Акции / День с Киром Булычёвым: областная просветительская акция
Методические рекомендации
Областная просветительская акция «День с Киром Булычёвым»
Методические рекомендации
Кир Булычёв известен прежде всего как автор цикла повестей о девочке из 21 века Алисе Селезнёвой. Он занял свою уникальную нишу в советской детской литературе – как автор увлекательных фантастических историй для детей 8–13 лет (такую возрастную адресацию указывал сам Игорь Всеволодович), лишённых идеологического налёта и нудных назиданий. В наши дни читателя трудно удивить увлекательными фантастическими сюжетами, но «Алиса» Булычёва не потерялась, её продолжают читать и перечитывать, включают в списки на лето, снимают современные экранизации. В чём секрет? Обаятельная и «живая» героиня, близкая и понятная каждому ребёнку, и созданный для неё уютный сказочно-карнавальный мир – по словам Алексея Копейкина, «это густо населённое и прекрасно обжитое пространство свободно от любой мертворождённой идеологии» [9].
Кир Булычёв не стеснялся звания писателя-фантаста и настаивал на серьёзном отношении к этому жанру. В интервью журналу «Детская литература» Игорь Всеволодович сравнивал реалистическую литературу с зеркалом, а фантастику – с увеличительным стеклом: «Она обладает могучим оружием — гиперболой, позволяющим неожиданно или даже гротескно показать проблему, сегодня, может быть, ещё не вполне очевидную. Фантастика способна быстро откликнуться на проблемы, волнующие современное общество» [4]. И если взрослая фантастика несёт в себе большую дозу социально-нравственного предупреждения, то фантастика детская «…помогает ребятам взрослеть, ориентироваться в возрастающем потоке информации, образов, идей, сложности мира» [4].
Многие удивляются, узнав, что автор замечательного глубокого рассказа о переживаниях детей военной поры «Можно попросить Нину?» (экранизированного и не сходящего с театральной сцены) – тот самый Булычёв. «Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое… При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги…» [7].
Биография Игоря Всеволодовича Можейко поражает своей насыщенностью: переводчик, дипломат, историк, журналист, писатель, фалерист… В начале 21 века вышли мемуары Булычёва «Как стать фантастом. Записки семидесятника», из которых можно узнать множество любопытных, а порой и очень страшных драматических коллизий, обусловленных реалиями советской действительности. О том, что научный сотрудник Можейко помимо журналистики занимается ещё и «писательством», его коллеги-учёные узнали лишь через много лет после выхода первых рассказов про Алису. Именно поэтому и был придуман наспех (и очень удачно) псевдоним – имя жены плюс девичья фамилия матери. А ещё он писал сценарии, рисовал акварелью и очень серьёзно занимался фалеристикой – наукой о наградах.
Игорь Можейко никогда не состоял в Коммунистической партии. С присущим ему чувством юмора он объяснял этот факт слабоволием: «Я не любил принадлежать. Я всегда старался не вступать туда, где от меня требовали того, с чем я был не согласен. Я не состоял в партии не потому, что я какой-то борец. Я человек слабовольный, и потому — упрямый: чего мне не хотелось, я никогда не делал» [1]. В Союз писателей он не пошёл, потому что не хотел «писать методом соцреализма». И, наверное, именно эта потребность во внутренней свободе стала стержнем индивидуального авторского стиля, который ценили и будут ценить маленькие и большие читатели книг Кира Булычёва.
Идеи для проведения в библиотеке просветительской акции «День с Киром Булычёвым»
Акция может поспособствовать диалогу поколений: выросшего на книгах про Алису и сериале «Гостья из будущего» старшего и искушённого во всевозможных фантастических жанрах младшего. Можно провести семейный квест или квиз. Сюжетом квеста может стать космическое путешествие или путешествие во времени. Для вопросов квиза рекомендуем использовать видеофрагменты и фотокадры многочисленных экранизаций произведений Булычёва.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста можно почитать рассказы из сборника «Девочка, с которой ничего не случится». Небольшие по объёму, с динамичным сюжетом и близкой, понятной детям героиней (Алиса ещё не ходит в школу), они будут хорошо восприняты этой аудиторией. Занятие может включать в себя разнообразные творческие задания. Например, создать Космозо, сделав из пластилина, бумаги или любых других материалов разнообразных инопланетных животных. А можно всем вместе придумать историю, которая случилась с Алисой на какой-нибудь удивительной планете.
Придумывать космические истории можно и с ребятами постарше. Ряд повестей Булычёв писал в соавторстве с читателями газеты «Пионерская правда». Публиковалось начала, затем ребята придумывали своё продолжение и посылали его в письме. Писатель выбирал наиболее удачные, на его взгляд, варианты. Можно смоделировать эту ситуацию, устроив творческую писательскую лабораторию. Замечательно, если провести встречу сможет пишущий человек или педагог (руководитель кружка, клуба) по литературному мастерству. Историю можно создать и в формате комикса.
В 2024 году вышел фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперёд» по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва. Кинокартина, конечно, не избежала сравнений с культовым советским мини-сериалом «Гостья из будущего» 1985 года и вызвала разноречивые отклики. На волне интереса к экранизациям можно организовать обсуждение или даже дискуссию с подростками, старшеклассниками или руководителями детского чтения. Замечательно, если получится привлечь эксперта, например, руководителя клуба любителей кино или местного кинодеятеля. Обсуждение можно организовать и в онлайн-формате в сообществе библиотеки в социальной сети.
Со старшеклассниками интересно обсудить «взрослые» рассказы Булычёва, например, уже упомянутый «Можно попросить Нину?». Чтение рассказа можно сделать театрализованным, ведь текст построен на диалоге героев из разных времён. Для создания атмосферы рекомендуем использовать фрагменты многочисленных экранизаций [13].
Рассказывая о произведениях Кира Булычёва, нельзя не представить его интереснейшую биографию, в которой было много удивительных моментов. Например, история с публикацией в «Искателе» фантастического рассказа «Когда вымерли динозавры?», первого произведения, подписанного псевдонимом Кир Булычёв. То, что придумывая имя героине, писатель вовсе не имел в виду Алису Льюиса Кэрролла, тоже знают немногие. Материалы о жизни писателя можно найти в его многочисленных интервью, рекомендуем также познакомиться с автобиографической книгой «Как стать фантастом. Записки семидесятника» и видеозаписью телепередач «Линия жизни» и «Острова» (обе – канал «Культура»).
Информационно-библиографическое сопровождение мероприятий акции привлечёт гостей, если сделать его интерактивным и/или найти интересную тему. Например, выставку книг Булычёва из цикла про Алису можно дополнить вопросом «В чём секрет популярности Алисы?» (так можно и назвать экспозицию). Ответы детей и взрослых (вновь объединяющий момент) можно помещать на доске, листе бумаге и т.д. Если в фонде библиотеки сохранились старые номера «Пионерской правды», в которой печатались произведения Кира Булычёва, стоит их показать на выставке.
Темой экспозиции или библиографического пособия (буклет, закладка) может стать премия «Алиса», которая с 2001 года присуждается Международной литературной конференцией по вопросам фантастики «РосКон» авторам лучших фантастических произведений для детей. Можно представить на выставках и в рекомендательных списках произведения Кира Булычёва, которые не входят в самый известный цикл про Алису, но достойны, на ваш взгляд, внимания современного читателя.
Источники:
1. Булычёв К. «Нам вешают лапшу, а мы её едим прямо с ушей» : [интервью] / К. Булычёв, К. Буров // Кир Булычёв. Официальная страница писателя. – URL : https://www.rusf.ru/kb/int/ (дата обращения 05.09.2024)
2. Булычёв К. Как стать фантастом. Записки семидесятника / Кир Булычёв. – М.: Дрофа, 2003.
Сценарии библиотечных мероприятий по творчеству Кира Булычёва:
Артемова, О. В. "Надо верить в чудеса !": виртуальное путешествие для детей 8–10 лет / О. В. Артемова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2018. – №: 11. – С. 7–9.
Зайкова, Ю. С. "Заповедник сказок" Кира Булычева: викторина для детей 7–9 лет / Ю. С. Зайкова. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 4. – С. 18–20.
Лекомец, Д. Г. Привет из будущего: литературная викторина для учащихся 8-9 классов / Д. Г. Лекомец // Читаем, учимся, играем. – 2009. – №4. – С. 9–12.
Струц, Н. М. Задачки из Зазеркалья, или тайна третьей команды: литературный квест для детей 9-10 лет / Н. М. Струц // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2017. – № 5. – С. 58–63.
Чистякова, С. В. Миры Кира Булычева / С. В. Чистякова // Читаем, учимся, играем. – 2015. – №7. – С. 64–69.