Гоголь Н. В. Шинель / Н. В. Гоголь ; ил. Кукрыниксы. – Москва : Гослитиздат, 1952. – 32 с.
Кукрыниксы – творческий союз трёх художников, карикатуристов и иллюстраторов: Михаила Куприянова (1903–1991 гг.), Порфирия Крылова (1902–1990 гг.) и Николая Соколова (1903–2000 гг.). В 20-е годы они учились в Высших художественно-технических мастерских в Москве. Сотрудничество началось ещё в студенческие годы с работы в стенгазете, и в 1924 году художники уже подписывались как Кукрыниксы. Несколько десятилетий советского периода нашей истории Кукрыниксы были авторами остросатирических политических и бытовых карикатур, шаржей, агитационных и антифашистских плакатов. Их работы печатали в газете «Правда», журнале «Крокодил».
Кукрыниксы известны также как мастера станкового рисунка и книжной иллюстрации к произведениям русских и зарубежных классиков. В книжной графике Кукрыниксы не всегда были верны найденному в процессе сотворчества стилю злой иронии и гротеска. Иллюстрируя рассказы А.П. Чехова, повести Н. В. Гоголя, они показали другую грань своего творчества: искренность и подлинное понимание драматизма и трагизма лучших произведений русской классической литературы. В 1952 году художники сделали серию рисунков к «Петербургским повестям».
«Кукрыниксовский Башмачкин особенно дорог сердцу тем, что каждый лист, где он появляется, будто заставляет услыхать душераздирающий вопрос Акакия Акакиевича. Помните у Гоголя: «Молодые чиновники посмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич... Только если слишком была невыносима шутка, ...он произносил: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете»... и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
«Кукрыниксы дали и более фантастический, чем у Достоевского, Петербург Гоголя, Петербург теней и расплывающихся в тумане силуэтов, пустынных площадей и гулких набережных, продутых сквозняками перекрестков и тяжёлых толчков густой воды в реках и каналах. Это был тот город Гоголя, который каждый из нас ищет в ленинградском пейзаже…» (А. Пистунова «Единосущная троица»).