Образ Александра Невского в живописи


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Образ Александра Невского в живописи

Образ Александра Невского в живописи

 Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской 1757-1758.

 moz_34_c.jpg

«…Среди мозаичных портретов ломоносовской мастерской мы имеем … целых три изображения Александра Невского, из которых самым высоким по качеству является портрет, приобретённый в 1950-х годах известным московским коллекционером Ф. Е. Вишневским.

Ломоносов всегда искал конкретного и реалистически точного облика портретируемого, выбирая среди многих прижизненных портретов… Но задача осложнялась в отношении далёкого предка Петра, достоверных изображений которого не было вовсе.

…Облик Александра Невского носит в мозаике Ломоносова не иконный, а вполне светский характер. Это воображаемый и по-своему убедительный погрудный потрет молодого воина, полнокровный и мужественный, чуждый аскетической отвлечённости древнерусской иконы, с одной стороны, и театральной парадности, типичной для образов XVIII века, – с другой.

Александр Невский изображён в опушённом горностаем венце и подбитой тем же мехом мантии, накинутой поверх боевого панциря. Смотрящие на зрителя чуть прищуренные глаза, прямой нос, волнистые волосы, усы и курчавая бородка, не закрывающая плотно сжатого рта, в целом создают впечатление сдержанной энергии, спокойствия и решительности».

Некрасова Е. А. Ломоносов-художник / Е. А. Некрасова. – Москва : Искусство, 1988. – 142 с. : ил.


Угрюмов Григорий Иванович (1764–1823)

 «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями».

    1035_mainfoto_03.jpg

«Не надо думать, что художник, воспроизводя определённое историческое событий, имел возможность передать его со всеми историческими и бытовыми подробностями, воскрешая Русь XIII века. Такой возможности у него не было, так как об археологии и истории материальной культуры в то время ещё ничего не знали. Угрюмову важно было подчеркнуть торжественность шествия, ликование народа, встречающего князя-победителя после поражения немецких псов-рыцарей, которые со связанными руками, приниженные, движутся в окружении победителей…

Замысел автора характерен своей ясностью и чёткостью размещения групп – группа приближающихся воинов во главе с Александром и конвоируемых немцев, группа встречающего народа, группа музыкантов и духовенства. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом.

Герой картины, юноша, сидящий на белом коне, конечно, ничем не напоминает русского князя XIII века. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. Этот юноша скорее напоминает святого, изображавшегося на русских иконах…

Картина “Торжественны въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы” писалась Угрюмовым для Алексанро-Невской лавры и была помещена в её Троицком соборе…»

Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников : восемнадцатый век / под ред А. И. Леонова. – Москва : Искусство, 1952. – 393 с. : ил.


Моллер Фёдор Антонович (при рождении Отто Фридрих Теодор Моллер; 1812–1874) 

«Невская битва. Поединок Александра Невского и Биргера»

4jkrt.jpg

«Заметным явлением в русском искусстве середины XIX века стало строительство в 1838-1849 годах Большого Кремлёвского дворца по проекту архитектора Константина Тона. Пять больших парадных залов посвящались пяти главным российским орденам, в честь которых они и получили названия: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Для оформления Александровского зала профессору исторической живописи Академии художеств Фёдору Моллеру (1812-1874) был заказан цикл из шести картин, рассказывающих о деяниях Александра Невского. Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события из жизни князя. Арочное решение цикла соответствовало архитектуре Александровского зала».

С иконы на полотно. – Текст : электронный // История : журнал об актуальном прошлом : [сайт]. – URL : https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D1%81-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE/ (дата посещения 29.04.2021).


    Васнецов В. Александр Невский

image108.jpg

    В 1885 году Васнецов с семьёй переехал в Киев, где работал над росписью стен Владимирского собора.

«…Независимость и настойчивость проявлял художник, когда вопрос стоял о характере изображаемого, об истолковании того или иного образа. Васнецов делал росписи так, как он их понимал, мало считаясь с официальными требованиями святейшего Синода… Очевидно, сам он делал с наибольшим интересом портреты-образа древнерусских князей, и отношение художника к ним было такое же как к богатырям «Игорева побоища» – защитникам Руси. Хотя князья и погибли трагической смертью, но они предстают перед зрителями грозными и непреклонными, исполненными воинской доблести и отваги… В изображении князей-святых Васнецов смело обращается к русским народным типах, что придаёт иконописи несвойственные ей живость и выразительность… Одеты князья в нарядные праздничные древнерусские костюмы, в доспехах, с оружием в руках…

Так, большой художник Васнецов сумел создать целую галерею портретов выдающихся исторических деятелей нашего народа».

Галеркина О. Художник Виктор Васнецов / О. Галеркина. – Ленинград : Детгиз, 1957. – 153, [3] с. : ил.

                                                                                                                                               

        Семирадский Г. И. Александр Невский в Орде. 1876

28997272_Semiradskiy_G.jpg

      Семирадский Г. И. Александр Невский принимает папских легатов. 1876

28997296_Semiradskiy_G.jpg

Семирадский Г. И. Кончина Александра Невского. 1876

28997316_Semiradskiy_G.jpg

     Семирадский Г. И. Погребение Александра Невского. 1876

31-af82c21f89b620328e8709a878d7af97.jpg

«Вскоре при поддержке Святейшего Синода он [Семирадский] получил заказ на создание росписей в северном приделе храма Христа Спасителя на сюжеты из жития святого Александра Невского. Художник с большим вдохновением принялся за работу, стремясь подготовить эскизы в кратчайшие сроки. По утверждённым эскизам Семирадский в течение всего лет 1877 года создавал свои росписи. Четыре композиции – «Александр Невский в Орде», «Александр Невский принимает папских легатов», «Кончина Александра Невского» и «Погребение Александра Невского» стали своего рода исторической реконструкцией жизни знаменитого защитника Руси. Храм был взорван в 1931 году, и творения художника не сохранились».

Генрих Семирадский. 1843-1902 : альбом / рук. проекта Л. И. Шумаков ; ред. Е. А. Васильева. – Санкт-Петербург : Золотой век ; Москва : Бертельсманн Медиа Москау, 2014. – 104 с. : цв. ил. – (Галерея русских художников).

Эскизы работ хранятся в Государственном Русском музее.

    

     Рерих Н. К. Александр Невский. 1942

    Roerih-rus102.jpg


Из дневника Н. К. Рериха: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: например, слова “Указ” и “Совет” упомянуты в этом словаре. Следовало добавить ещё одно слово – непереводимое, многозначительное русское слово “Подвиг”.

Как ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения…

Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину “подвиг”.

Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс – это и дало России её великолепных героев…

Подвиг создаёт и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Неудивительно, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию. Человек подвига берёт на себя тяжкую ношу и несёт её добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях.

Лист дневника № 323.1942 г.»

Рерих Н. Зажигайте сердца / Н. Рерих ; сост. И. М. Богданова-Рерих. – Москва : Молодая гвардия, 1975. – 206 с.

Корин П. Д.  Центральная часть триптиха «Александр Невский»

images155575b.jpg

«Летом 1942 года в связи с выставкой “Великая Отечественная война” Корину предложили написать произведение об Александре Невском. Корин не сразу согласился, не привык работать без натуры. Но привлечённый темой, в которой мог выразить свои патриотические и гражданские чувства, приступил к эскизу. Образ Невского, “ человека благородного, красивой души”, разгромившего шведов и ливонских рыцарей на Чудском озере, спасшего Русь от порабощения, стал близок художнику, которого всегда волновали героические характеры… Давно прошедшие события времён Невского перекликались с подвигом народа в Великой Отечественной войне.

Александр Невский стоит на берегу реки Волхов, за ним розовеют стены и золотые главы Софии Новгородской, расстилается земля Великого Новгорода, а в глубине виднеются воинские рати. Суровый лик Спаса на боевом знамени благословляет их на справедливый бой…

В замысле триптиха нашли выражение настроения самого художника, подсказавшие ему композиционный и колористический строй картины. Фигура Невского в рыцарских доспехах будто сама выкована из стали. Возвышаясь над низким горизонтом, она кажется величественной и значительной… Напряжённо звучат контрасты ало-красных, иссиня-чёрных, медно-золотистых тонов на светлом фоне неба и воды. Всё это придаёт торжественно-монументальный характер образу Невского…»

Райхенштейн Х. Павел Дмитриевич Корин / Х. Райхенштейн. – Ленинград : Художник РСФСР, 1971. – 73, [3] с. : ил.

   Владимир Серов «Ледовое побоище». 1942

regnum_picture_1459987984795062_normal.jpg

Историческая картина «Ледовое побоище» (1942) находится в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого. Произведение, созданное в блокадном Ленинграде, посвящено 700-летию разгрома тевтонских рыцарей на Чудском озере.

«…Благодаря отточенности действий и смекалке мужественные “воины-богатыри” князя увели неприятеля на места тонкого озёрного льда (так называемых “сиговиц”), где немцы стали проваливаться сквозь толщи глыб в воду. …Падают в избитый комьями снег “чёрные кресты”, леденея и отступая.

Последний бой: неожиданный, разрушительный, рвущий в пух и прах чёткий план самоуверенных иноземцев. И как антитеза в картине, явное противопоставление автора – доблестные русичи-бородачи в шлемах, румяные лихие парни, дающие отпор не только оружием, но и крепкими кулаками. Жар души русской – расшевелённой, отчаянной, свободолюбивой, удалой! А на линии горизонта победоносно развивается бордовый княжеский плащ Александра. Горит его взгляд, кипят его мысли…»

Ледовое побоище в картинах художников. – Текст : электронный // Художественная школа «Вдохновение» : [сайт]. – URL : https://www.izocenter.ru/blog/ledovoe-poboishhe-v-kartinah-hudozhnikov/ (дата обращения : 29.04.2021).

 

   Владимир Серов «Въезд Александра Невского в Псков»

00-valentin-serov-entry-of-st-aleksandr-nevsky-into-pskov-after-the-battle-on-the-ice.jpg

«Ещё в дни блокады я начал работать над большой картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», посвящённой славе русского оружия, – вспоминал художник. – Работал более двух лет, с любовью и большим напряжением. Картина дала мне некоторые радости и много разочарований. Она была экспонирована на первой послевоенной Всесоюзной выставке в Москве в 1946 году».

«Картина впечатляет и размахом, и прорисовкой деталей. Каждый образ наделён характером. Снежная, вьюжная весна. Князь-победитель на вороном коне въезжает в освобождённый город. Мы видим пленных рыцарей и ликующих русских мальчишек. Войско степенно движется под знамёнами и хоругвями. Город встречает героев колокольным звоном и всеобщим восторгом. Воспевая славную победу русского оружия, автор проводит параллель с современными ему событиями – разгромом гитлеровцев под Москвой».

А. Невский в картинах художников. – Текст : электронный // Библиотека-медиатека СОИРО : [сайт]. – URL : http://dpo-smolensk.ru/libriary/exhibition/2020-nevskiy/kartina-2.php (дата обращения : 29.04.2021).

 

Пантюхин Ю. П. «За землю русскую» из серии «Русь изначально» Александр Невский (левая часть)

              120916-1-1024x821.jpg

«Картина отражает образ молодого князя-полководца Александра Невского. В момент, когда состоялась первая победа Александра на Неве, князю шёл всего 22 год…

Александр Невский стоит на возвышении, его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской власти, его молодое лицо, выражает спокойствие и уверенность…, его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве. Тёмно-синий стяг служит фоном портретному фрагменту. Всё остальное: вертикальные фигуры воинов, с поднятыми копьями, усиливают вертикали Софии новгородской, купола которой тянутся к просвету в небе. Белые объёмные облака к горизонту наполняются серебром и переходят в дальний пейзаж с церквушкой, расположенной на берегу реки Волхов. Высоко парящие в небе птицы задают всей композиции и её образу романтический настрой, но в тоже время он не лишён динамики… Произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу».

Мясникова А. Александр Невский / Анна Мясникова. – Текст : электронный // Картины художника Пантюхина : живопись, картины, пейзажи : [сайт]. – URL : http://pantyukhin.ru/aleksandr-nevskiy/ (дата обращения : 29.04.2021).